ДП 21

appamādo amata-padaṃ,
pamādo maccuno padaṃ.
appamattā na mīyanti,
ye pamattā yathā matā.

1.1. appamādo (अप्रमादः) N sg m от (n.) a-pamada Не-беспечность. Т.е. Бдительность Осмотрительность Осознанность.
1.2. amata-padaṃ (अमृत–पदम्) N sg n от (n.) a-mata-pada Состояние/Путь (pada) не-мёртвого (a-mata). Если поспешить, то можно перевести как Бессмертие. Но не обманем ли мы сами себя, не украдём ли мы раньше времени не понятый смысл, который вкладывали древние в это понятие?
Здесь mata – p.p. от √mar Умирать.
1.3. pamādo (प्रमादः) N sg m от pamāda Небрежность Неосмотрительность Невнимательность Неосознанность.
1.4. maccuno (मृत्योः) G sg m от (n.) maccu Смерть (Есть в словаре Нарады. Но PTS PED указывает значением только Бога Смерти).
Такие формы распознать на базе санскрита уже невозможно.
1.5. padaṃ (पदम्) N sg n от (n.) pada Путь.
2.1. appamattā (अप्रमत्ताः) N pl m от (adj.) a-pamatta Не-беспечные.
Несложно заметить специфические для пали сандхи (появление дублирующего опорного звука). К счастью, в Праймере они совершенно не рассматриваются. Отражение сандхи на письме – это исчадие ада.
2.2 na (न) ind. Не. Отрицательная частица, как в санскрите.
2.3. mīyanti (म्रियन्ते) 3 pl med. pres. от √mar Умирать.
2.4. ye (ये) N pl m от (rel. pron.) yad Кто Который.
2.5. pamattā (प्रमत्ताः) N pl m от (adj.) pamatta Беспечный.
2.6. yathā (यथा) ind. (adv.) Как Будто.
2.7. matā (मृताः) N pl m от (adj.) mata Мёртвый.
Осознанность (appamādo) – это путь неумершего (amata-padaṃ), беспечность (pamādo) – путь/состояние (padaṃ) смерти (maccuno). Осознанные (appamattā) не (na) умирают (mīyanti), <те,> кто (ye) беспечны (pamattā), как (yathā) мёртвые (matā).

Смущает maccuno padaṃ. Можно взять как Путь смерти, можно – как Состояние смерти. Проблема в том, что смысл не бьётся ни так, ни эдак. Состояние смерти в принципе некорректно, поскольку правильно: Состояние мёртвого (как и сказано ниже по тексту). Если же мы говорим про Путь смерти, то синтаксически получается, что этим путём идёт смерть. Куда? Зачем? Не сразу разберёшь, что это может быть Путь для Смерти. Т.е. если я живу беспечной жизнью, то предуготавливаю стезю, по которой ко мне день за днём приближается Смерть. Ну, хорошо, если так, тогда согласен.

Есть два типа бессмертия: информационное, в виде наследия (Нет, весь я не умру — душа в заветной лире / Мой прах переживёт и тленья убежит…), и как поток осознавания. Индивидуальное бессмертие мыслится только в рамках второго типа. Мне бы очень хотелось спросить автора-буддиста: а кто в тебе осознаёт? кто сохраняет бдительность?
Вообще, эта тема внеконфессиональная. Всё более менее серьёзное в мире психопрактик так или иначе базируется именно на озвученной выше идее. Я пытался как-то поделиться переводом отрывка из Махабхараты под названием Санатсужатия, но дело зачахло. Так вот там Санаткумара почти дословно воспроизводит эту же формулу бессмертия. Я допускаю, что кто-то у кого-то списал. Но совершенно однозначно, что тысячи адептов жили на базе данного постулата. И явно достигали тех или иных реализаций. По сути, вся школа тольтеков также базируется вокруг осознанности. Да что дам далеко ходить, был период, когда только ленивый не бубнил про повышение осознанности.
С художественной точки зрения фрагмент посредственный. Никаких таких тебе литературных изысков, фразы построены топорно. Но если за словами стоит сила, разве силе нужны рюшечки и кружева?
И удивительное дело. Вот исходник. Вот перевод. Вот констатация значимости информации. Но вы не можете это взять, воспользоваться этим знанием.

По сути, перед нами некая выжимка, квинтэссенция многолетнего опыта не одного поколения практикующих. Они делятся с нами сведениями из личного опыта. А я напомню для опоздавших, что язык – это средство общения человекообразных в сфере общего опыта. Именно потому, что у вас нет общего с автором опыта, вы не можете понять, о чём вообще идёт речь. Поэтому знание тайн бытия может продолжать находиться на расстоянии вытянутой руки, но ты его не возьмёшь. Такова жизнь. Не я это придумал.

Извечная истина кажется вымыслом

(Дао дэ цзин, чжан 41)

Сначала должен сработать естественный закон взросления конкретного сознания. Лишь затем оно откроет эту прописную истину внутри себя. А вот затем, прочитав об этом в Дхаммападе, скажет: «Да, смотри-ка, я не одиноко в своих откровениях. До меня ищущие обнаруживали то же самое». Именно для этого и нужны зарубки на пути – чтобы идущие следом не сбились. Но идти они всё равно будут сами.
Ну а как-мёртвых, уверен, многие из вас с леденящим душу ужасом обнаруживают периодически рядом с собой. И удивляются: кто эти люди? что они здесь делают? они ведь даже на людей не похожи. Зато теперь вы знаете, что этот феномен Неиграбельного персонажа (no-player character) был открыт старейшиинами задолго до изобретения интернета. Sapienti sat.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *