Вритти (Ведāнта-парибхāшā, разд.1)

तत्र यथा तडाग–उदकं, छिद्रात् निर्गत्य, कुल्या–आत्मना केदारान् प्रविश्य, तद्वत् एव चतुष्कोण–आदि–आकारं भवति, तथा तैजसम् अन्तःकरणम् अपि, चक्षुर्–आदि–द्वारा निर्गत्य, घट–आदि–विषय–देशं गत्वा, घट–आदि–विषय–आकारेण परिणमते। सः एव परिणामः «वृत्तिः» इति उच्यते॥
В таком случае как вода водохранилища, выходя из <сливного> отверстия и в форме оросительного канала проникши на заливные поля, становится такой же как они, допустим четырёхугольной, формы, аналогично и светоносный (таижаса) ум, выходя через глаза и прочие <каналы восприятия>, прибыв к местонахождению объекта, скажем горшка, мутирует подобием объекта, того же горшка. Именно эта трансформация зовётся «вритти».

Я немного поразбирался в вопросе. Речь об ирригационной системе, использующейся при выращивании риса на заливных (проливных) полях. У поля есть задранная вверх кромка, способная удерживать некий объем воды. И дескать, вода настолько динамична и адаптивна, что может принимать форму этого самого поля. Если поле прямоугольное, то вода распределяется по всему полю, принимая соответствующую ему прямоугольную форму.

Ну и дальше в лучших традициях философии примитивных ассоциаций нам говорят, что и ум так же «истекает» из черепной коробки, «заливает» собой объективированный горшок и формирует его голограмму. Такое модифицированное горшкоподобное состояние единого ума и есть, по мнению автора ВП, вритти.

Как считаешь, данная концепция может лежать в основе воззрений Патанжали? Я этот отрывок нашёл через Баллантайна, который вставил его в текст комментария Бхожи на тезис 1:8, чтобы прояснить позицию Йога-сутр.

3 комментария

  1. Андрей

    Какая-то очень знакома аналогия. Красивая. Уже встречал где-то. Поищу в своих записях, по какому поводу это было.
    Не вижу связи этого образа с 1:8.
    Думаю, что Патанжали придерживался других воззрений.
    Например, ситуация. Намысливаю я себе небывальщину: сферического 5-мерного коня в треугольном вакууме. Нет передо мной этого коня (т.е. «горшка») и вообще глаза закрыты и ничто, никуда из черепа не «вытекает». Сия вртти под это водно-поляное описание не подпадает, а под 1:9 от Патаржали подпадает.
    Более того черепная коробка — точно такой же трёхгуновый «горошок», поэтому если что и вытекает, то точно не из черепной горобки.

    Ответить

    1. Угу. Я по этому поводу пришел к обратному выводу: последующие мыслители тоже не разобрались со значением слова вртти у Патанжали (поскольку путаница очевидна, иначе мы бы не ломали с тобой копья) и начали фантазировать. Как мы помним, в случае неснимаемой двусмысленности все фантазии являются однопорядковыми, а выбор между ними — дело вкуса. Но сама аналогия с вытекающим умом красива, да вот несостоятельна. Подавляющее большинство технологий современности основывается на обратном принципе: регистрации входящего сигнала от объектов, а не выход на их «ощупывание».

      Ответить
  2. Андрей

    Вот что мне пришло про технологии современности.
    Во время учёбы в институте давали нам курс «Антенно-фидерные устройства»: как они устроены, как проектировать и т.д.
    Одна и важнейших характеристик антенны — диаграмма направленности, с помощью которой можно наглядно графически представить распределение мощности передаваемого-принимаемого сигнала в пространстве.
    https://images.app.goo.gl/MNQmzFu9HD95iBpW6
    Это было потом. А сначала нас научили, что приёмные антенны и передающие устроены совершенно одинаково, но передающие проектировать проще.
    Это означает, что принимающая антенна
    1) ничего в пространство не излучает
    2) улавливает не все сигналы, а лишь в определённом диапазоне, спектре
    3) улавливает сигналы не повсюду, а лишь в определяемой диаграммой направленности области пространства.
    Так витиевато я мысль веду к тому, что даже если ничего не изливается (не излучается) в Матрицу, а наоборот улавливается от неё, то по-любому нужно повернуться, направится к ней самой. Т.е. что-то такое в неё воткнуть, чтобы эта с женщиной сравниваемая штука задвигала своими формы создающими гунами. Воткнуть некий аналог магнитного поля, которое располагает железные опилки в заметным упорядоченным образом.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *