R 1:8

एवं प्रमाण–रूपां वृत्तिं व्याख्याय, विपर्यय–रूपाम् आह–
Таким образом автор растолковал мыслеобраз (вр̊тти) в форме достоверного знания (прамāн̣а) и <теперь> заводит речь про имеющий форму заблуждения (випарйайа):

#Формулировки текста показывают, что толмач придерживается идеи единичной вр̊тти, принимающей разные формы.#

1:8 विपर्ययः मिथ्या–ज्ञानम् अतद्रूप–प्रतिष्ठम्॥

Заблуждение — это обманчивое представление с опорой не на ту форму.
अतथा–भूते अर्थे तथा–उत्पद्यमानं ज्ञानं विपर्ययः। यथा, शुक्तिकायां रजत–ज्ञानम्।
Заблуждение (випарйайа) — это понятие «то-то и то-то», возникающее в отношении явления, таковым не являющегося. Скажем, признание жемчужницы за серебро.
«अतद्–रूप–प्रतिष्ठम्» इति। तस्य अर्थस्य यत् रूपं, 1[न]бв तस्मिन् रूपे 2[न]где 1[प्रतितिष्ठति]ге 2[प्रतिष्ठते]абв 3[प्रतिष्ठति।]д तस्य अर्थस्य यत् [पारमार्थिकं]-ав रूपं, न तत् प्रतिभासयति, इति यावत्।
«Атад-рӯпа-пратишт̣хам, с опорой не на ту форму». Оно базируется не на той форме, какая у данного явления. Другими словами, оно не отражает ту [истинную] форму, которая имеется у данного явления.
1[संशयः] 2[संशये]д अपि अतद्रूप[–प्रतिष्ठितत्वात्]ге 2[–प्रतिष्ठत्वात्]абвд मिथ्या–ज्ञानम्। यथा– «स्थाणुः वा, पुरुषः वा?» इति॥
Кроме того обманчивым представлением является сомнение, поскольку оно также основывается не на той форме. Например, [мысль:] «Столб [это] или человек»?

#Вся концепция заблуждения основана на неглубоком понимании авторами самого механизма формирования когниций.#

1 комментарий

  1. Андрей

    Какая-то тут за уши притянутая придумка с позёмистой пургой (простите за французский). На основании каких элементов коренного текста или его смыслов тут तद् интерпретируют как отсылка к अर्थ? Патанжали перед этим ничего ни про какие артхи не говорит, чтобы можно было ссылаться на них.
    Важно ещё не выпускать из виду, что всем врттям нужно причинить ниродху, а по пути постичь ртам-бхару праджню. Если бы Патанжали всерьёз веровал в истинность праман как методов познания, и существование заблуждения как их противоположности, стал бы он городить текст с инструкциями для устранения их всех?
    Мне видится, что Патанжали тут собирает в кучку и классифицирует предмет, с которым нужно иметь дела мол: «Есть вот праманы — якобы методы истинного познания, вот — якобы заблуждение, якобы выдумивание и т.д. Так вот дорогие мои, все это нужно выкинуть на помойку методом причинения всему этому ниродхи посредством вайрагьи и абхъясы.»

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *