Не просят – не лезь

По горячим следам состоявшегося только что тет-а-тета решил выложить чтение, совместив неприятное с бесполезным: и мозги на место помогу вставить, и языком позанимаемся.

वचः तत्र प्रयोक्तव्यम्,
यत्र उक्तं लभते फलम्।
स्थायी भवति च अत्यन्तम्
रागः शुक्ल–पटे यथा॥

σ: शुक्ल–पटे <एव> रागः यथा च अत्यन्तम् स्थायी भवति, <तथा> यत्र, उक्तं <सन्>, वचस् फलम् लभते, तत्र प्रयोक्तव्यम्।
Обратите внимание, что при восстановлении синтагмы мы придаточные предложения выносим на первое место. Таковым же признаётся и сравнительный оборот с यथा. Но в принципе, поскольку порядок слов в санскрите нормативно не закреплён и является не более чем устной договорённостью, то и представленный в строфе порядок атомарных предложений также состоятелен. Другой вопрос, что внутри самих предложений присутствует жуткая неупорядоченная инверсия, которая не позволяет обучающемуся уверенно устанавливать синтаксические связи между словами, прорисовывая те или иные языковые конструкции. Вот единственно по этой причине я категорически против обучения языку на базе поэтического материала. В крайнем случае строфа должна сопровождаться текстом в синтагматическом представлении, с которым и следует работать обучающемуся после того как выполнен лексический разбор согласно представленному в строфе порядку. Более того, мы даже некоторые структурные элементы строфы вправе взять в альтернативных значениях и получить несколько отличный синтаксис на языке перевода.
वचःСовет (N sg от n वचस्); तत्रТам (adv); प्रयोक्तव्यम् – 1 Должен быть произнесен 2 Применим (N sg n от adj प्रयोक्तव्य, pn от प्र–7√युज्); यत्रГде (adv); उक्तंСказанный (N sg n от adj उक्त, pp от 2√वच्); लभते – 1 Обнаруживает 2 Имеет (Ā pr 3 sg от 1√लभ्); फलम्Результат (A sg от n फल). स्थायीСтойким (N sg m от adj स्थायिन्); भवतिБывает (P pr 3 sg от 1√भू); – (pcl, expl); अत्यन्तम्Максимально (adv); रागः Краситель (N sg от m राग); शुक्ल–पटेНа белой शुक्ल ткани पटे (L sg от m ~पट; КД शुक्लः च तत् पटः, तस्मिन्); यथा – 1 Подобно тому как (conj) 2 Допустим Например (adv).
Вар. 1:
Давать совет уместно там, где, изреченный, он возымеет действие. Так, скажем, краситель максимально стойко ложится <только> на белую ткань.
Вар.2:
Подобно тому как краска бывает максимально устойчивой на белой ткани, <так и> совет уместно давать там, где, высказанный, он возымеет действие.
Советы раздавай тогда,
Когда готовы слушать:
Принты наносятся всегда
На белую футболку.
1. फलं लभते не совсем корректное словоупотребление, поскольку на момент выдачи совета факт результативности не наличествует, он всего лишь гипотетичен. Поэтому правильнее брать оптатив फलं लभेत. Переводить сочетание можно в качестве фразеоборота, т.е. не буквально: Может возыметь действие.
2. Вариант прочтения यथा в роли вводного слова Скажем мне в данном случае ближе, поскольку не требует достройки умолчания, а само предложение переводит в разряд наглядных примеров (उदाहरण) на только что выдвинутый тезис. В этом случае полная форма вводного слова имеет вид तद्यथा, но и усечённая यथा валидна.
О чём вообще идёт речь? О том, что ум каждого из нас к определённому возрасту становится «футболкой с принтом». И поверх старого принта наносить новый нецелесообразно и даже абсурдно. Но именно этим мы и пытаемся заниматься, раздавая советы другим.
Белая футболка – это пустой ум, готовый воспринять услышанное и сделать активной программой. Предпосылки для успешного импринта в чужой ум могут быть различными.
Во-первых, это растерянность. Человек изъел себе всю плешь, не знает, как поступить. В этом случае у него а) нет активных программ, способных запустить какой-то сценарий, б) есть потребность решить назойливую проблему. Это – наиболее частый вариант. Если состояния растерянности нет, если человека не прижало, забудьте…
Во-вторых, это состояние доверия вашему авторитету. Речь идёт о доверии в рамках особого типа ролевых расстановок Наставник – Послушник. Не обязательно духовный, разумеется. Да хоть Мастер – Подмастерье, Адвокат – Стажёр, Родитель – Ребёнок, Муж – Жена (в традиционной схеме) и т.д. Это всё одна и та же ролевая расстановка с вертикальной субординацией. Если оба эту расстановку принимают, и если именно вы занимаете властное положение, то имеете не только право, но и обязанность давать советы в рамках этой самой расстановки.
Бывает, что Послушник не желает слушать Наставника. Это означает лишь то, что он не признаёт конкретной ролевой расстановки. А значит, вы не просто вправе, а обязаны сказать ему «Проваливай!» В отношениях Мужчина – Женщина неприятие женщиной мнения мужчины означает только одно: она выстраивает отношения по схеме матриархата. Поэтому мужчина должен чётко отдавать себе в этом отчёт и фразы типа «Да я вообще твои слова не слушала, не слушаю и не собираюсь слушать» должны заставить задуматься «А роль подкаблучника – это точно верх моих желаний?» Если ответ положительный, тогда why not. Но не удивляйтесь впоследствии, что вас ни во что не ставят, ибо вы сами на это подписались – вам открытым текстом были озвучены условия, на которых с вами «строят семью». Если же ваш ответ отрицательный, то вариант один – выйти из танца: выставить одержимую за дверь или самому однажды закрыть входную дверь с той стороны (в зависимости от того, на чьей территории разворачивается спектакль). И не нужно церемониться и заниматься самолечением своего мозга – чужую установку вы не поменяете, она даётся один раз на всю жизнь.
Таковы два варианта. Никаких других предпосылок для уместности совета мне не известно.
Теперь рассмотрим, чем чреваты советы вне предпосылок.
Есть люди, которые сыплют советами всем и вся в режиме автоматической стрельбы. Это – форма подсознательной агрессии, поскольку под видом советов человек навязывает свою волю посторонним. Да, бывают внушаемые люди, которые поведутся на ваш авторитарный тон и могут даже проникнуться вашими идеями. Но в условиях отсутствия нужды это может оказаться случайным вторжением в расклады их судьбы. Кармические последствия ложатся на советчика. Но если ваш собеседник имеет стойкие убеждения, то в ответ на свои советы вы встретите защитную реакцию в виде раздражения, неприятия, такой же агрессии, только уже в явно выраженных формах. И потом не удивляйтесь, за что это на вас собак спустили, не говорите растерянно: «Я же хотел как лучше!»
Если же вы поучаете в рамках отношений Наставник – Послушник, будучи в положении подчинённой стороны, то это и вовсе угра-карма. Несоблюдение субординации – это одна из форм гордыни, богоборчества. Вы выходите за рамки отведённой вам роли (сва-дхарма), т.е. начинаете играть чужую роль (пара-дхарма), а это чревато опасностями.
Есть ещё одна скверная закономерность, которую я не так давно сумел вербализовать для себя. Люди готовы слышать советы, высказанные безапелляционным тоном. И сами вещают своё мнение таким же безапелляционным тоном. Т.е. пытаются под видом мнения подсунуть мне факты. Поймите одну простую вещь: безапелляционный тон – это один из признаков неразвитости мышления и скудости жизненного опыта. Жизнь настолько непостижима и вариативна, что ни одно суждение не может иметь абсолютную силу. Оно либо вписано в контекст конкретной ситуации, либо пустое сотрясание воздуха. Да, догматикам нужны жёсткие, прямые как палка фразы-патроны. Но кому интересно иметь дело с догматиками? Правильно: манипуляторам. Это – разновидность отношения Наставник – Послушник, где на роль Наставника ситуационно воскумирливается любой случайный харизмат.
– А ты знаешь, что пшеницу в мире посеяли инопланетяне, чтобы поработить людей?
– С чего ты взял?
– Об этом в своей лекции сам Садхгуру сказал…
Надо быть тупоголовым бараном, чтобы верить во всю бредятину подряд. Но вы верите. Ибо верить на слово – один из мощнейших благоприобретённых рефлексов большинства из вас. Это и есть ваше добровольное рабство. Ибо рабство базируется на тотальном догматизме, отсутствии собственного мнения. Ну если вы понимаете, что по складу ума догматик, так хоть выберете себе полноценного Наставника и слушайте только его. Если Садхгуру – ваш личный Гуру, тогда ещё можно понять важность для вас его заявления по поводу пшеницы. Тогда да, вы обязаны перестать её кушать. Но, ради всего святого, разыщите в себе крупицы мудрости и не транслируйте свои верования на тех, кто не ковыряется с вами в одной песочнице.
Если обобщить сказанное кратко, то вне рамок своей роли Наставника на каждого из нас распространяется правило: «Не просят – не лезь». И в этом – премного мудрости. И энергоинформационной целесообразности. Часто выгоднее дурачком отскочить, чем распинаться впустую.
Изложенные выше правила применимы для мирских. Надмирской уровень имеет несколько иные правила и расклады. Но если вы заиграны на этом уровне, то сами будете знать, как поступать.
Мир.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *