Оставь такому состоянье…

यः स्तोकेन अपि सन्तोषम्
कुरुते मन्दधीः जनः।
तस्य भाग्य–विहीनस्य
दत्ता श्रीः अपि मार्ज्यते॥

σ: यः मन्दधीः जनः स्तोकेन अपि सन्तोषम् कुरुते, तस्य भाग्य–विहीनस्य दत्ता श्रीः अपि मार्ज्यते।
यःКто (N sg m от pron यद्); स्तोकेनКаплей (I sg от m स्तोक); अपिУже (pcl); सन्तोषम् कुरुतेУдовлетворяется (phr, где सन्तोषम् – A sg от m सन्तोष, कुरुते – Ā pr 3 sg от 8√कृ); मन्दधीःГлупый (N sg m от adj ~धी; БВ मन्दा धीः अस्य इति); जनःЧеловек (N sg от m जन); तस्यУ того (G sg m от pron तद्); भाग्य–विहीनस्यСовершенно лишённого विहीनस्य удачи भाग्य (G sg m от adj ~विहीन; Abl-ТП भग्यात् विहीनः, तस्य; fig Неудачливого); दत्ताДарованное (N sg f от adj दत्त, pp от 2√दा); श्रीःБлагополучие (N sg от f श्री); अपि – Даже (pcl); मार्ज्यतेУничтожается (Ā pass pr 3 sg ca от 1√मृज्).
Недалёк умом человек, который уже от толики испытывает удовлетворение. У такого неудачника благополучие уничтожается, даже будучи дарованным.
Испытывает кто довольство
Уже от толики, глупец,
Оставь такому состоянье —
Несчастный, он не сбережёт.
1. सन्तोषम् कुरुते – несмотря на универсализм корня कृ, способного выражать что угодно где угодно с чем угодно, в данной позиции выглядит сомнительным, что чувство формируется личностью. Скорее, оно образуется самостоятельно на основе глубинных психических диспозиций. Образуется и испытывается личностью в моменте.
2. В тексте слишком много однородных определений к местоимениям Который и Тот. Поэтому в переводе я разбил фразу на два самостоятельных предложения.
На данном примере хорошо иллюстрируется такой порок ума, как бессвязность мышления. Между умением быть удовлетворённым и растратой благосостояния нет прямой зависимости. Косвенная, возможно, есть. Дело в том, что – если мы под благосостояньем в данном случае понимаем некий бизнес, доставшийся в наследство – делами нужно заниматься. В неблагоприятных условиях, кои сейчас (2020 год) созданы для бизнеса в России, делами приходится заниматься круглосуточно. Даже ложась спать, ты думаешь о делах. Это определённая форма одержимости, именуемая в YS словом абхинивеща. Вопреки классическим толкованиям, я понимаю под этим – вслед за буддистами – замороченность. Так вот, делать дела – значит, быть замороченным. Замороченность отнимает покой ума. И только если у тебя реально лежит душа к делу, тогда ты находишь упоение в самом процессе. Но если тебе бизнес достался по наследству, как обуза, то в этом имеется элемент навязанности. Не я выбрал дело, дело принудительно выбрало меня.
Бывает другое: вам «случайно» перепал в управление капитал. Не по наследству, а от благодетеля. Со мной такое было. И да, я слил на форексе приличную сумму денег. Но! Пройдя через этот тяжкий опыт, я непостижимым образом избавился от болезненной зависимости от идеи денег, выбрался из архетипического захвата, в котором находятся люди. У меня подход очень простой: каждый обязан выполнять своё предназначение. Если выполняешь, мир – в лице конкретных людей – сам позаботится о тебе. Если не выполняешь, пеняй на себя. Если у тебя нет предназначения, то тем более нет смысла здесь задерживаться, «Закрой за мной дверь, я ухожу». И в данных расстановках нет места идее денег как самоценности. Да, не стану скрывать, несколько раз после того эпического опыта я подпадал под влияние коллективных страхов, когда на фоне скачка цен и массовой неврозности тоже хватал свои панические атаки. Но в целом, при нормальном течении событий, я не болею вирусом Успешного успеха.
Итак, ещё раз вопрос: а что не так с искусством быть удовлетворённым в моменте? Помню, мне лет десять назад тогдашний мой шеф сказал: «Знаешь, я к своим шестидесяти годам начал подозревать, что у каждого есть свой потолок благосостояния. И хоть сиди дома и в потолок плюй, хоть бегай задница в мыле – всё одно. Вот у меня – огромный бизнес, даже несколько. Отнимает всё свободное время. Но при этом постоянно приходится перекредитовываться, до сих пор своего жилища не имею, живу в квартире у жены, доставшейся ей в наследство».
На этот случай есть в Панчатантре Сказка про неудачливого ткача, который много трудился, но никак не мог свести концы с концами и разбогатеть. А всё дело было в том, что ему Ангелы-хранители поставили такую планку: у тебя будет на попить-покушать, но не больше. И сколько он ни зарабатывал сверх того, всё пропадало. Т.е. эта сказка говорит про обратное.
Один философ рассказал мне однажды случай из жизни древнегреческих философов. Был там один то ли стоик, то ли софист (имени не запомнил). Он жил в своё удовольствие. Ну и родня его в хвост и гриву, такой ты разтакой, бездельник. Год, два, три пилят. Надоело ему. Он как-то раз что-то там где-то смекнул и, говоря современным языком, скупил у всей округи фьючерсы на оливки. Т.е. проплатил весь будущий урожай на корню, каким бы он ни уродился. И надо же! Именно в тот год урожай оливок был феноменальным, и он поднял на сделке кучу денег. Я несколько раз пытался найти хвосты этой истории, но пока безрезультатно. Однако, звучит правдоподобно.
Смысл здесь везде один и тот же: даже рвение, на которое уповают тексты, есть форма воплощения Судьбы. Нет у вас внутри семян, не может быть и рвения. Ибо вы не будете знать, куда именно, как и зачем вам нужно рваться. Поэтому вся эта современная инфоцыганская братия, зомбирующая толпу словом «Действуй!» занимается очковтирательством. У кого внутри есть соответствующее семя-самскара, того два раза просить не нужно. Но если у вас другая Судьба, то – какой-такой «Дейстувуй»?
Если я в принципе испытываю удовлетворение от жизни, то частное малое достижение лишь подпитывает это удовлетворение. И это, строго по завету преп. Серафима Саровского, позволяет удерживать дух смирен, дабы тысячи вокруг спаслись. А если я в принципе не умею ничем быть довольным, то… Вспомните ненасытность Старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке». В ней гений поэта красочно изобразил архетип данной роли, а также показал весь сценарий, от и до: сначала у вас катит по мази, и вы в прибыли, но однажды «рынок резко рвёт против вашей позиции», и вот вы снова у разбитого корыта.
Вообще, меня в этом плане Бог миловал: до недавнего времени я не встречал реально ненасытных людей. Всё поменялось относительно недавно, в 2018. Меня свели с личностью, представляющей собой квинтэссенцию типажа Старухи из вышеупомянутой сказки. И скажу я вам, это танец не для слабонервных…
Ну и чтобы нагляднее было понятно, кому принадлежит данная строфа, я отсылаю всех к Сказке про Шакала, таскавшегося за бычьими яйцами. Сам сюжет позволит лучше понять, к чему может привести по жизни установка ненасытности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *