Кесарю кесарево

26.04.2020

Невозможно понимать всё. Понимать можно лишь те вопросы, на осмысление которых потратил уйму времени. Даже интуитивно понимаемые концепты вербализовывать бывает чудовищно сложно. Мышление – самый энергозатратный процесс в организме человека. Поэтому я недавно послушал выступление на TED одного профильного американского ученого и согласился с ним: Человек мыслит, чтобы перестать мыслить. Я это для себя раньше иначе формулировал: мы изготовляем для себя некие ментальные затычки в виде объяснений назойливых вопросов, чтобы больше о них не думать. Ибо это расточительство.
А когда ты мыслишь о многих темах из самых разных областей, то у тебя и вовсе чудовищный истощающий тебя перерасход. Сильно подсаживает органику.
Вот в этом кроется причина того, что на некоторые темы я принципиально не высказываюсь. Внутри есть некие разрозненные суждения, но попыток собрать их в кучу ты намеренно не предпринимаешь. Ибо скуп к ресурсу.
Однако мы не так часто играем роли в своих спектаклях, как я пытался это показать в ряде своих очерков о Программах и Сценариях. Гораздо чаще мы оказываемся втянуты в некие глобальные сюжеты, будучи частью единого человечества. И когда мир тебе лепит назойливо фигуру, ты не сможешь от нее отмахнутся. Ну вот просто не сможешь. Тебе придётся что-то делать, очутившись в архетипическом захвате.
Для многих ситуация с коронавирусом – это набор неких частных тревог: как мне дальше жить? на что жить? где найти работу? как гасить долги? и так далее. Для меня данная ситуация – это вынужденные раздумья о власти, о той сфере, которую я изо всех сил игнорировал.
Поясню сначала свою исходную позицию. Всю свою сознательную жизнь я занимался и продолжаю заниматься самыми разнообразными практиками саморазвития. Такой образ жизни сформировал ложное представление, что каждый из нас – кузнец своего счастья. Бери и делай, совершенствуйся, пределов нет.
В этом плане я в четырнадцать лет был очарован Чайкой Ричарда Баха, эдакой сказкой в розовых тонах, в которой автор выместил свои нереализованные чаянья. Помните, что там по сюжету было? Чайка Джонатан жил отщепенцем, не интересовавшимся низменными пороками общества чаек, вся жизнь которых сводилась к грызне за кусочки хлеба и рыбы. Вместо этого он учился летать. Летать высоко, летать красиво, выполнять разные фигуры высшего пилотажа. И вот однажды его встретили некие светящиеся существа и… пригласили в свою команду.
Сценарий был заложен такой: при повышении своего уровня ты встречаешься с теми, кто находится на этом уровне. Причём, в этом даже логика какая-то есть. На ум сразу приходят наглядные примеры: тот же социум стратифицирован, и в каждой страте люди общаются с равными себе по социальному положению. Хочешь общаться с более высокими – заимей больше денег или больше власти. Всё просто.
Но автор не учёл одного момента. Саморазвитие – это путь внутрь. А внутри есть только Ты. Никого другого там нет. Много лет назад в Живом журнале я опубликовал свое стихотворение, которое, к сожалению, не сохранилось и не гуглится. Но в нём точно была такая строка: «Чем выше в горы, тем сильнее холод». Я имел в виду холод одиночества.
Деньги, власть – это симулякры, находящиеся в сфере общего опыта. Они понятны мне, тебе, им. Поэтому вокруг них можно сформировать страту равных по «чину». Уровень саморазвития – это феномен внутреннего мира, мира, расположенного вне сферы общего опыта. И здесь нет никаких измерителей. Можно, допустим, стать скоморохом-зазывалой и вещать на массы некие открывшиеся тебе истины. Но даже тогда мы начинаем мерить персонажа не по его уровню развития, а по уровню посещаемости его мероприятий, т.е. по внешнему признаку. Забывая, что массовидность – это всегда признак профанации. Всегда.
Варясь тридцать лет в котле индивидуального саморазвития, изучив вдоль и поперек все интересовавшие меня доктрины личного спасения, развив ворох никому не нужных сверхспособностей, я, увы, до сих пор не встретил никаких светящихся существ, которые бы пригласили меня в свою стаю. А стая нужна. Любому человеку. Ибо человек – это социальное животное. Даже если я социопат (чего не скрываю), то вовсе не мизантроп. Я безмерно ценю тех немногих людей, с которыми меня сводит жизнь. Вот именно это умение ценить людей я считаю самым большим завоеванием на пути личного саморазвития. Всё прочее (языки, ясновидение, прозорливость, глубокомыслие, умение читать и править чужую карму и т.д.) – просто ворох фантиков.
Козьма Прутков говаривал: «Узкий специалист подобен флюсу. Полнота его односторонняя». Занимаясь десятилетия практиками личностного роста, я не осмыслял всерьёз проблемы надличностного уровня. Да, был опыт осмысления бытия на базе общей теории систем. И эта теория до сих пор выглядит дюже действенной. Но не было никакого сбора и анализа статистических данных о реально происходящих в мире глобальных процессах. Да, я много лет сочувствую конспирологам и знаком с основными конспирологическими теориями современности, но я не формировал по ним своего личного мнения.
Так случилось и со властью. У меня была сформирована ментальная затычка на базе цитаты из Евангелие: «кесарю кесарево, Богу Божие». Для меня это означало следующее: я миролюбивый законопослушный гражданин. Свои обязательства перед государством я исполняю. Ни на что не претендую. И вы меня не трогайте, не мешайте мне заниматься богопознанием.
В такой позиции вообще-то премного здравого смысла. У индийцев есть такая пословица на хинди:

जल में रहकर मगर से बैर ठीक नहीं।

Я перевёл её так:
Живя в водоеме, глупо враждовать с крокодилами.
Логика очевидная, не правда ли? Абсурдно держать во врагах заведомо более сильного зверя. Если государство представить водоемом, то власть – это и есть крокодил.
Однако, если провести аналогию дальше, то получается нелицеприятная ситуация. Крокодил охотится, только когда голоден. Впрок он ничего не запасает. Но если ты живешь в одной луже с прожорливым ненасытным крокодилом, то глупо будет вообще продолжать такое соседство. Тут либо самому менять лужу, либо крокодила выгонять.
Я повторю для тех, кто не читает наши тексты сплошняком, что у меня за плечами высшее юридическое образование. И в рамках курса Теория государства и права нам грамотно причёсывали мозги самыми различными доктринами относительно государства. Так вот, я – непонятно почему – выбрал придерживаться для себя договорных концепций о природе государства (как абсолютной власти). Если кратко, есть некий социум, в рамках которого мы решаем распределить обязанности: одни добывают пропитание, другие ведут домашнее хозяйство, третьи занимаются обменом со сторонними обществами, а еще одни занимаются управлением всеми этими процессами, включая обеспечение защиты. Поскольку функция управления и защиты является формой непроизводственного труда (ничего не создаёт), но жизненно важна для некоего социума, то все производственники (имеющие доход) соглашаются с необходимостью скидываться в общак, из которого получают жалованье управленцы, а также формируется резервный фонд для обеспечения той самой защиты. Так, вкратце, обосновывается теория общественного договора как основы государства.
Сейчас, анализируя свои убеждения и процесс их формирования, я могу уверенно сказать – у меня были слишком розовые представления о людях. Я вообще по отношению к людям был и остаюсь неисправимым оптимистом, вопреки всему, что вижу. Вот и тогда мне казалось, что заключить такой общественный договор – пара пустяков, в нём есть логика здравого смысла.
Да вот только я не учёл, что люди редко дружат со здравым смыслом. Даже в рамках семьи никаких общественных договоров не заключается. Жёны не почитают мужей, дети не почитают родителей. Каждый тянет одеяло на себя, и никто не понимает важности, значимости труда ради общего блага. Другими словами, часто у нас даже полноценных обществ не организуется. Ибо общество – это когда есть чувство «мы». А у нас даже в семье чувства «мы» нет. И проверяется это именно в трудную минуту, когда каждый начинает верещать: «А как же я, а что со мной будет?!» Стыдно, дамы и господа, стыдно!
Кстати, позиция Гиты, буддизм, йога, христианство и прочие доктрины индивидуального спасения через отказ от мира – всё это асоциальные и совершенно неприемлемые для мира вещи. Да к тому же ещё и неэффективные, поскольку совершенствование вне социума – вещь практически невозможная. Вы просто не сумеете стяжать столько благодати, чтобы и карму свою погасить, и уровень повысить. Единичные случаи представляют собой исключение из правила, когда у человека была выдающаяся природная основа и он интуитивно мог открыть практики добровольного претерпевания. Вспомните всенощные стояния столбом Серафима Саровского и его слова о том, что в такие моменты он внутри ощущал, будто от его подвига зависит судьба всего человечества.
Итак, если человеческая популяция (я пока отказываюсь называть это обществом), взятая в неких отдельных локациях, не способно к саморегуляции в виде распределения ролей в спектакле, то, очевидно, кто-то должен регулировать это извне, в принудительном порядке. Причем, надо понимать, что это закономерно с позиции теории систем: системно неупорядоченные массы являются кормом для систем упорядоченных, но неразвитых. А с позиции теории Игры это и вовсе необходимо, ибо минимизирует хаос всех происходящих в Матрице процессов. И в этом смысле всякая власть – от Бога. В смысле, назначается Мета-компьютером.
Именно теория Игры позволяет нам понять одну из главных функций власти. Что в Игре самое важное? Правильно, быть интересной. А чтобы быть интересной, Игра должна сохранять свежесть, неизведанность. Именно поэтому уклады общественной жизни с некой регулярностью должны перетряхиваться, меняться. Если этого не происходит, Игроки теряют интерес, перестают вливать внимание в Игру и тот самый «союз безногого со слепым» рискует развалиться. Социальные потрясения в данном ключе – это перезагрузка Игры, её апгрейд.
Наконец, в теории кармы стабильный период жизни социума – это период прельщения. А любое прельщение – это мощное растрачивание благих заслуг. Дальше включается правило оптинских старцев: «Кто не хочет поститься добровольно, тот будет поститься принудительно». Общество искусственно приводится в обнищание, и все как один вынуждены снова претерпевать тяготы и лишения. Можно ли этого избежать? Теоретически можно. Для этого мы должны научиться массово не прельщаться, иметь самодисциплину. Но практически это немыслимо. Почему? Потому что Игроки сюда приходят как раз для того, чтобы прельщаться. И этот сюжет очень хорошо раскрыт в сериале «Миры Дикого Запада». Я могу спрашивать с себя, я могу жить за чертой бедности и знать, что это – правильно и богоугодно. Но я не имею даже морального права призывать вас к этому же. А те кто призывают, с высокой долей вероятности, являются ханжами, двуличными лицемерами, которые тайком сами потворствуют своим похотям.
Итак, качели в жизни социума заложены в психологии людей. Мы сами выпрашиваем себе встряски, поскольку Дух в нас слишком быстро засыпает в бесконфликтных условиях определенности. Это с одной стороны. С другой стороны, власти выгодно заставлять людей заботиться об удовлетворении своих первейших нужд. Это лишает их возможности думать о чём-то серьезном, возвышенном и лишает способности осмыслять реальность. Т.е. пресекает вольнодумство. На этот счёт есть хороший стих в Пан̃чатантре:
नश्यति विपुलमतेः अपि
बुद्धिः पुरुषस्य मंद–विभवस्य।
घृत–लवण–तैल–तंडुल–
वस्त्र–इंधन–चिंतया सततम्॥
Будь ты семи пядéй во лбу,
Но коли есть в деньгах нужда,
Хлеб, масло, соль, дрова, тряпьё
Тебя разумности лишат.
Всё просто. Уровень развития ума определяется доминантой мышления. Если доминанта мышления – удовлетворение первичных потребностей, то этот животный уровень бытия и является уровнем развития ума. Это не значит, что каждый в условиях жизни впроголодь думает только о куске хлеба. Нет. Разумеется, можно тяготы спокойно переносить. Речь в подобных обобщениях идёт лишь о средней температуре по больнице.
Итак, в парадигме демонического уклада социума никаких альтернатив нет. Общество обязано быть подвержено периодическим потрясениям, катаклизмам, войнам, эпидемиям, революциям, бунтам, девальвациям, инфляциям и так далее. Это – инструмент оживления спящей Души.
Какая есть этому альтернатива? Вопрос непростой. В том плане, что любая теоретическая альтернатива требует проверки временем. Но из тех, которая имеет под собой кармическое основание, я могу привести позицию апостола Павла. Апостол высказался в Послании к Римлянам (13:1-8):
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.
Если я живу в Боге, то я всё равно обязан признавать светскую власть и исполнять ее законные требования. Власть, как и прочие, атрибуты Игры, обсчитывается Мета-компьютером. И важно не то, какая у нас власть – хорошая или плохая – важно то, как проявляем себя, свой характер в данной симуляции. Остаемся ли мы людьми или, подобно героям Миров Дикого Запада, начинаем творить бесчинства, позволяя себе вольности. Любили ли мы своих близких во времена спокойствия и благоденствия – вот в чем вопрос. Если нет, то, возможно, как раз потрясения позволят нам вспомнить давно забытую правду: близкие люди – наше самое большое богатство. С деньгами и абсолютной властью, но на необитаемом острове вы совершенно точно слетите с катушек. И только люди создают возможность вам (и мне тоже) проявлять свою человечность. Но только от нас зависит, воспользуемся ли мы этой человечностью.
Можно долго и нудно рассуждать о том, нужна ли России революция и гражданская война или не нужна. Это пустое. Если сценарий запущен теми, у кого есть право такого запуска, если сюжетная линия уже утверждена, то мы имеем дело с надличностной неизбежностью.
Да, есть высокая вероятность того, что всех нас ждут лихие времена. И уж точно мы не вернёмся в тот самый мир, из которого нас загнали в тюремные камеры квартир. Но важна не конкретная симуляция Игры, в которую нас втаскивают помимо нашей воли. Важно наше внутреннее отношение к происходящему, умение спрашивать с самих себя и оставаться человеком. А если человечности до этого не было, то тяготы – самое время о ней вспомнить.
Говоря иначе, речь идёт об интроверсии проживания всего происходящего, от перехода с предметной озабоченности на чувственную наполненность, с патологической неуемной страсти заполучить нечто извне на готовность и желание отдавать нечто изнутри. А чтобы можно было что-то изнутри отдавать, это нечто там сначала нужно накопить. И дело это вовсе не пятиминутное.
В конечном счёте Жизнь – это череда личных выборов между Добром и Злом.

Не оставайтесь должными
никому ничем,
кроме взаимной любви;
ибо любящий другого исполнил закон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *