Авось, обойдётся

30.04.2020

Сам̇скāра – этим словом в индийской квазипсихологии именуется достаточно размытое, непроработанное в деталях понятие. Очень грубо это любое впечатление ума, способное к воспроизведению. В первом приближении впечатление может быть либо самозапускающейся программой, либо инертным архивом (воспоминания, убеждения, абстрактные верования, в том числе то, что принято именовать знанием).
Сам̇скāра как таковая – жизненно важный инструмент. Это единственный способ социализации человека. Именно частные сам̇скāры формируют мировоззрение человека и опосредуют механизмы его взаимодействия с внешней средой. Причем, реализуется это всё в подавляющем большинстве случаев без участия ума, т.е. в фоновом режиме. Именно это позволяет каждому из нас жевать свою ментальную жвачку и параллельно заниматься повседневными делами: ходить по магазинам, мыть посуду, стирать, прибираться, заниматься сексом, общаться друг с другом, выполнять обязанности в рамках должностной инструкции и так далее.
Собственно, поэтому сам̇скāру мы часто переводим как Привычку или Навык.
Если же смотреть этимологически, то сам̇скāра – это Образованность как результат действия по глаголу Образовывать. Чтобы было понятно, формирование главных сам̇скāр биоединицы призвана осуществлять государственная система образования. Она поэтому так и называется: Система образования. Не просвещения, не обучения, нет – образования. Формируется полноценная личность. Причем формируется так, как выгодно кому-то, а не самой личности.
Для простоты понимания ситуации этот процесс удобно сравнить с установкой программного обеспечения на пустой ноутбук. И если мы эту аналогию поймём, нам проще будет согласиться с тем, что за ночь с программным обеспечением ничего произойти не может: каким фаршем компьютер обладал вчера, под таким он запустится и сегодня. Именно эта предсказуемость формирует а) возможность пользоваться инсталлированными программами извне и б) инерционный момент, выражающийся в неспособности биоединицы своевременно реагировать на изменения внешней среды.
С первым фактором всё более-менее понятно: если я знаю ваше мировоззрение, я могу вами манипулировать. Важнее остановиться на втором. Ещё раз напомню, что сам̇скāра – продукт социализации. Но социализация не бывает абстрактной. Это всегда «включение» биоединицы в наличествующее общество. А общество – это набор неких культурных ценностей, убеждений и договорённостей. Так вот, рано или поздно случается крах культурных ценностей, меняются убеждения, нарушаются договорённости. Но сам̇скāры продолжают интерпретировать происходящее в рамках прежде освоенных ролевых расстановок. И в такой момент биоединица оказывается неадекватной в условиях текущей ситуации.
Почему так происходит? Всё очень просто. Любая система (а общество – это надличностная система) зиждется на распределении функций. Есть центр хранения информации, есть центр принятия решения, есть структуры, реализующие принятое решение, есть структуры, защищающие систему от нападок извне и так далее. Руки думать не умеют. Они послушно (при условия беспрепятственной передачи сигнала по каналам связи) отрабатывают скрипт, зашитый в конкретной сам̇скāре. Вот как я выработал себе в детстве неправильную постановку рук при игре на гитаре, так до сих пор не могу отучиться. Как хожу с детства косолапо, так до сих пор не переучился. Любой педагог знает: лучше взять ничего не умеющего, чем переучивать умеющего, но неэффективно.
Так вот, когда покойный генерал Петров в рамках своих проектов КОБ, Мёртвая вода и прочих ДОТУ с улыбкой на лице вещал о необходимости перевернуть пирамиду знаний и сделать знание общедоступным, он был нелеп и смешон. Знание невозможно сделать общедоступным. Руки не способны осваивать знание. Анус не способен осваивать знание. Знание осваивает мозг. В социуме есть те немногие, на кого приходится функция работы со знанием. Есть те, кто на основе аккумулированного знания и представленных им рекомендаций способны принимать властные решения, подкреплённые силой. Есть те, кто эти решения принимает к исполнению. Такова надличностная ролевая расстановка. И она фрактально (масштабированно) присутствует в любом социуме, на любом уровне. Лишь когда распределять функции не на кого, они могут сходиться в одном человеке. Например, в семье из двух человек кто-то может совмещать функцию работы со знанием или принятия решений. Или функцию принятия решений и их реализации. Но как только численность возрастает, функция перераспределяется. И вот за сигаретами для мужа в ларёк бегает уже не сама мать, а подросший сынишка.
К чему я веду? В текущей ситуации аларма подавляющее большинство до сих пор живёт старыми представлениями о мире. И это – нормально. Хуже другое. Пройдена точка невозврата, о чём мало кто догадывается. Власть раскрыла свою истинную сущность, свои истинные мотивы и намерения, полностью себя дискредитировала. Теперь если ей всё это сойдёт с рук, если мы мирно вернёмся из самоизоляции к «обычной жизни», если власть так и не встретит никакого достойного сопротивления, то гражданам данной страны крышка. Для власти это будет означать, что она имеет дело с безропотными хомячками, с которыми и впредь можно вести себя безнаказанно. И сюжеты Оруэлла покажутся нам райскими по сравнению с наличествующей реальностью. Поэтому типично русское «авось, обойдётся» в данном случае звучит для нас всех проклятием.
Речь в данном случае под словом Власть идёт о мировом закулисье. Ибо в России никакой независимой власти последние тридцать лет нет.
За что древляне казнили князя Игоря? Он явился с дружиной собрать дань. Он получил дань в рамках того общественного договора, который имелся. Но с полпути домой князь поворотил коней назад и решил взять с древлян двойную таксу. Теми было принято ответственное решение: «Коли лис повадился в курятник, то перетаскает всех кур до одной. Поэтому с ним нужно кончать». Алчного князька привязали ногами к двум пригнутым долу деревцам, а потом отпустили. Ну и парня разорвало надвое. В этом сюжете – единственный адекватный ответ одной системы на беспредел другой системы. Да, потом ещё одна беспредельщица княгиня Ольга (которую официально возвели в чин святых) отомстила древлянам за мужа. И что с того? Рано или поздно мы все кончимся. И вопрос не в том, сколько ты проживёшь. Вопрос в том, как ты проживёшь отпущенный тебе срок.
Знаете, тяжкие времена – это повод каждому из нас вспомнить, что в одиночку в этом мире не выжить. Мы слишком разобщены друг с другом. У нас нет чувства локтя. Нам не на кого положиться. Ибо после крушения коммунистической идеологии мы тридцать лет учились жить по законам конченных эгоистов, эдаких кухонных капиталистов, рассматривающих всех людей вокруг себя как рабочую силу и товар. Мы напрочь забыли о законе воздаяния: как ты, так и к тебе. Относясь с потреблядскими замашками к миру, мы сами являемся для кого-то товаром, расходным материалом. И чему тогда мы удивляемся, когда эта неприглядная правда становится очевидной?
Пользуясь случаем, выскажу ещё одну наболевшую мысль. Сейчас мы находимся в той ситуации, когда всем романтикам, сочувствующим восточной философии, должно стать очевидным: восточная философия в виде ее наиболее популярных экстремумов – это мракобесие. Ни идеология личного спасения (йога, буддизм старейшин), ни идеология абсолютизма (ведāнта, йогāчāра) ничего путнего человеку дать не могут. Такая идеология оторвана от реалий жизни и ведёт в никуда. Ты можешь до усрачки заниматься своей прāн̣āйāмой и сидеть в восьмом уровне дхйāны забавы ради, но потом ты открываешь глаза и тебе нужно получать разовый пропуск для выхода из своей тюрьмы в ближайший магазин за теми же рисом, мунгом, овощами, имбирём и прочими товарами из списка «подходящих для питания йогина». Это – форма эскейпизма, ухода от реальности. И я заявляю об этом открыто, переболев данной формой со всеми сопутствующими осложнениями. Притом, что отправлялся в свой квест ради людей, не ради себя, о чём неоднократно писал в статьях мемуарного толка. Мировооззрение обязано иметь в виду других людей, себе подобных, то есть быть социально ориентированным. А если ты питаешь личные чаянья об индивидуальном освобождении и просветлении, то ты просто отпетый богоборец, не понимающий принцип системности и иерархичности мироздания (как материального, так и духовного) и свою роль в этой иерархии.
В этом плане изначальное христианство содержит зерно истины:
кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет её (Мф 16:25).
Это и есть подход системщика, истинная жизнь ради Высшего Я. Которое мы в обиходе именуем Душой.
Учтите, что желающих спасти свою шкуру (душу) сейчас повылазит изо всех щелей толпами. И мы наглядно узнаем, «откуда берутся власовцы». Это уже точечно происходит. Просто сокрыто от наших глаз, поскольку мы сидим по домам. Мы узнаем, что животное начало в человеке дремало лишь потому, что он был сыт, обут и одет. Поставь человека перед угрозой утраты первичных материальных благ, и зверь в нём просыпается. И вот тогда нам становится очевидным, что homo homini lupus est. Это было известно во все времена. И некоторые намеренно будят в людях животные инстинкты.
На днях вычитал цитату:
Если ты не занимаешься политикой, то политика займётся тобой.
Вроде как, Отто фон Бисмарк… И ведь не поспоришь. Но невозможно всем заниматься политикой. Ещё раз повторю основную мысль: в любой системе присутствует распределение ролей. В противном случае система будет неэффективной и безжизненной.
В этом смысле крылатая фраза патриарха диамата «Каждая кухарка должна научиться управлять государством» – это чистой воды демагогия и популизм. И сам Ильич первым об этом знал.
В эти дни у меня кристаллизуется понимание того, что можно противопоставить происходящему. А противопоставить можно только одно: новые формы объединения индивидов в коллективы с чувством «мы» с конечной целью формирования новой культуры. Ради себя, ради своих близких, ради своих родителей и детей.. Новизна должна быть а) в идеологии (ибо именно идеология является основой любого объединения, мы единимся по общности взглядов) и б) в формах единения (ибо известные государству формы оно научилось успешно ликвидировать или ставить к ногтю). Никто кроме нас самих нам не поможет. Ибо в парадигме гниющего капитализма мы никогда не были самоценностью, а являлись расходным материалом.
Надеюсь, вы все понимаете, что истинная цель самоизоляции – это именно разобщение существующих форм народного единства. КВ здесь всего лишь прикрытие.
Я не хочу здесь повторять уже затасканные фразы типа цифровое гетто, информационный фашизм и проч. На самом деле в происходящем есть мощный позитивный момент: безысходность позволяет очухаться, пересмотреть и переосмыслить своё отношение к жизни. И я выбираю верить, что многие воспользуются этим открывшимся окном возможности…
п.с. Знаете, если бы соцсети не были подконтрольны спецслужбам, то в сложившихся условиях я был бы готов поступиться своими жизненными убеждениями и тягой к одиночеству, завести аккаунт и начать тесное общение с более широкими массами населения. Но в текущих условиях я не вижу таких возможностей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *