Йога: семь уровней практики

Вниманию читателя предлагается весьма любопытный фрагмент, касающийся ступеней практики йоги. Отрывок приводит Брахмāнанда в своей Жйотсне [1:3]. Он называет источником стихов Йога-вāсишт̣ху. Текст ЙВ достаточно объёмный и в индексированном виде мне недоступен. Но эти же две строфы (с некоторыми разночтениями) были обнаружены в расширенной редакции Махā-упанишады [5:24-25]. Мы их прочитаем вместе с пояснениями самого Брахмāнанды.

ज्ञान–भूमिः शुभ–इच्छा–
आख्या प्रथमा समुदाहृता।
विचारणा द्वितीया स्यात्,
तृतीया तनु–मानसा॥
1. Первая ступень осознания описывается под названием щубха-иччхā ‘Праведное желание’. Вичāран̣ā ‘Исследование’ будет второй. Третья – тану-мāнасā ‘Ослабший ум’.
सत्त्व–आपत्तिः चतुर्थी स्यात्;
ततः असंसक्ति–नामिका।
परार्थ–अभाविनी षष्ठी,
सप्तमी तुर्यगा स्मृता॥ इति।
2. Саттва-āпатти ‘Трансформация психики’ будет четвёртой. Затем – именуемая асам̇сакти ‘Непрельщение’. Шестая – пара-артха-абхāвинӣ ‘Нелелеянье иных целей’. Седьмой считается турйагā ‘Расположенная в четвертом <состоянии сознания>’.
अस्य अर्थः–
Смысл этого <следующий>:
«शुभ–इच्छा» इति आख्या यस्याः, सा शुभ–इच्छा–आख्या। विवेक–वैराग्य–युता शम–आदि–पूर्वका तीव्र–मुमुक्षा प्रथमा ज्ञानस्य भूमिः भूमिका उदाहृता कथिता, «योगिभिः» इति शेषः। १।
(1) Первая (пратхамā) ступень осознания (жн̃āна-бхӯми), щубха-иччхā-āкхйā #bah# – такая, чьим названием (āкхйā) является «щубха-иччхā» -описывается (самудāхр̊та) – по умолчанию «йогинами» – как настойчивое стремление к свободе, предваряемое смирением (щама) и пр., сопряженное с разузнаванием (вивека) и бесстрастием (ваирāгйа).
विचारणा श्रवण–मनन–आत्मिका द्वितीया ज्ञान–भूमिः स्यात्। २।
(2) Исследование (вичāран̣ā), представляющее собой слушанье и осмысление, будет (сйāт) второй (двитӣйā) ступенью осознания.
अनेक–अर्थ–ग्राहकं मनः यदा अनेक–अर्थान् परित्यज्य सद्–एक–अर्थ–वृत्ति–प्रवाहवत् भवति, तदा तनु मानसं यस्यां, सा तनु–मानसा निदिध्यासन–रूपा तृतीया ज्ञान–भूमिः स्यात्, इति शेषः। ३।
(3) Когда многообъектный ум, отбросив многие объекты, становится носителем потока когниций одного реального объекта, тогда – по умолчанию «наступит» – третья (тр̊тӣйā) ступень осознания тану-мāнасā #bah#, при которой ум истощен, та, что имеет форму укорененной медитации (нидидхйāсана).
इमाः तिस्रः साधन–भूमिकाः। आसु भूमिषु «साधकः» इति उच्यते। तिसृभिः भूमिकाभिः शुद्ध–सत्त्वे अन्तःकरणे «अहं ब्रह्म अस्मि» इति आकारिका अपरोक्ष–वृत्ति–रूपा सत्त्व–आपत्ति–नामिका चतुर्थी ज्ञान–भूमिः स्यात्। चतुर्थी इयं फल–भूमिः। अस्यां योगी «ब्रह्मवित्», इति उच्यते। इयं संप्रज्ञात–योग–भूमिका। ४।
(4) Эти три – ступени адаптации. На этих ступенях лицо зовётся адептом (сāдхака). Когда саттва, т.е. психика, очищена посредством трёх ступеней, то будет (сйāт) четвертая (чатуртхӣ) ступень осознания под названием Саттва-āпатти ‘Трансформация психики’, которая имеет форму непосредственной когниции типа «ахам̇ брахма асми Азъ есмь Бог». Четвертая – это ступень плода. На ней йогин зовётся брахмавит ‘Боговед’. Это – ступень сознательного сосредоточения (сам̇пражн̃āта-йога).
वक्ष्यमाणाः तिस्रः असंप्रज्ञात–योग–भूमयः। सत्त्व–आपत्तेः अनन्तरा सत्त्व–आपत्ति–संज्ञिकायां भूमौ उपस्थितासु सिद्धिषु असंसक्तस्य असंसक्तिना आत्मिका पञ्चमी ज्ञान–भूमिः स्यात्। अस्यां योगी स्वयम् एव व्युत्तिष्ठते। एतां भूमिं प्राप्तः «ब्रह्मवित्–वरः» इति उच्यते। ५।
(5) Три обсуждаемые далее – это ступени бессознательного сосредоточения (асам̇пражн̃āта-йога). Непосредственно примыкающей к трансформации психики в случае не польстившегося на сверхспособности, появившиеся на ступени под названием Саттва-āпатти, будет пятая ступень осознания под названием Асам̇сакти ‘Непрельщение’ (асам̇сакти-нāмикā). На ней йогин ещё сам впадает в забвение. Достигший этой ступени зовётся брахмавид-вара ‘Достойный боговед’.
पर–ब्रह्म–अतिरिक्तम् अर्थं न भावयति यस्यां सा परार्थ–अभाविनी षष्ठी ज्ञान–भूमिः स्यात्। अस्यां योगी पर–प्रबोधितः एव व्युत्थितः भवति। एतां प्राप्तः «ब्रह्मविद्–वरीयान्» इति उच्यते। ६।
(6) Шестой ступенью осознания будет пара-артха-абхāвинӣ, на которой лицо не лелеет цели кроме парабрахмы ‘Всевышнего Бога’. На ней йогин впадает в забвение, только будучи разбужен посторонним. Достигший её зовётся брахмавид-варӣйāн ‘Достойнейший боговед’.
तुर्यगा नाम सप्तमी भूमिः स्मृता। अस्यां योगी स्वतः, परतः वा न व्युत्थानं प्राप्नोति। एतां प्राप्तः «ब्रह्मविद्–वरिष्ठः» इति उच्यते। ७।
(7) Седьмой ступенью считается так называемая турйагā ‘Расположенная в четвёртом <состоянии сознания>’. На ней йогин не предаётся забвению ни от себя, ни от других. Достигший её зовётся брахмавид-варишт̣ха ‘Наидостойнейший боговед’.

Несмотря на то, что конкретно этот отрывок включен в комментарий к тексту по хат̣ха-йоге, нам важно понимать, что Йога-вāсишт̣ха (откуда строфы позаимствованы) – это поздневедантийский трактат со своей спецификой практики. Собственно, триада щраван̣аманананидидхйāсана, извлеченная ещё ‘Щан̇карой’ из Бр̣хадāран̣йака-упанишады, как раз и является отличительной особенностью практики ведантистов. Послушал, отмыслил, пошел медитировать в поисках того-не-знаю-чего.
Да и сама концепция Единого Бога или Духа (брахма) чужда йогической системе практики, будь то так называемая ‘классическая йога’ или же йога нāтхов. Ни с каким брахмой адепт себя не отождествляет. Ибо это абсурдно даже на уровне идеи: вы одно ложное отождествление заменяете другим. И при этом наивно полагаете, что пробудились.
Последний уровень в представленной иерархии ассоциируется с чином жӣванмукта ‘Прижизненно-освобожденный’. Понятие было разработано в качестве уловки с целью обмануть доверчивую паству. Ибо в традиционном подходе (представленном в ортодоксальной сāн̇кхйе) говорится честно: освобождение наступает, когда тело рухнет наземь. Такой же подход отражен в заповеди Оптинских старцев: «Прежде смерти никого не ублажай, прежде смерти ни в ком не отчаивайся». Ибо находясь в миру, ты неизбежно продолжаешь пребывать в режиме трансформации ума, а вместе с ним – и своего небесного чина.
Упоминаемое в комментарии забвение – это утрата недифференцированного внеконцептуального восприятия реальности «Азъ есмь Бог». Хотя, если задуматься, то становится очевидным, что комментатор несёт вздор. Асампражн̃āта-самāдхи по определению не содержит в себе никаких концептуализаций (в том числе предикаций Себя Богом) и ведёт – при интенсивной практике – к затуханию самой потенции осознавания. Именно поэтому её как огня боятся опытные медитаторы, именно поэтому про неё сочинено немало легенд, согласно которым залипшие на этих высших уровнях дхйāны падают – после исчерпания запаса благих заслуг – в самые пекельные ады.
Если присмотреться ещё внимательнее, то можно заметить, что градация подтипов асампражн̃āты строится на содержании ума, причем на негативном содержании ума, т.е. на отсутствии тех или иных концептов. Так, на пятой ступени требуется незаинтересованность в лезущих изо всех щелей сверхспособностях. На шестой ступени йогина не должно интересовать ничего кроме парабрахмы, наконец седьмая вообще не имеет знаков отличия, поскольку турйа или четвертое состояние сознания – это и есть асампражн̃āта. А значит, должно присутствовать и на пятой, и на шестой ступени.
Если вспомнить, что Йога-вāсишт̣ха – это в первую очередь поэтическое произведение жанра фэнтези, то и содержащиеся в ней идее нужно воспринимать сквозь призму художественного вымысла. Ну а тот факт, что отдельные строфы были заимствованы в упанишаду-новодел (еще в сборнике 120 канонических упанишад Махā состоит всего из одной главы, которая в расширенной версии оказалась первой), принципиально ничего не меняет в отношении к ним.

Наконец, последнее. Данная иерархия уровней не совпадает с той, на которой базируются Йога-сӯтры. В последних упоминается так называемое Дхармамегха-самāдхи. А это – десятый (последний) уровень практики согласно буддийскому тексту Даща-бхӯмика-сӯтры, где уровни представлены принципиально иначе.
В свете вышеизложенного становится очевидной потребность крайне взвешенно читать всё, что попадается под руку под видом тех или иных практик. А если уж совсем приспичило уйти из мира (практика рāжа-йоги предназначена только для этого), то я настоятельно рекомендую найти себе опытного гуру и не заниматься самодеятельностью: некоторые процессы трансформации психики на поверку оказываются необратимыми, как необратим процесс засолки тех же огурцов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *