Тапас (Manu 11:238)

औषधानि, अगदाः, विद्या,
दैवी च विविधा स्थितिः
तपसा एव प्रसिध्यन्ति।
तपः तेषां हि साधनम्।

σ: औषधानि, अगदाः, विद्या, विविधा च दैवी स्थितिः तपसा एव प्रसिध्यन्ति। तपः हि तेषां साधनम्।
औषधानि (N pl от n औषध) Лекарства; अगदाः (N pl от m अगद) Заговоры; विद्या (N sg от f विद्या) Трансцендентное знание; दैवी (N sg f от adj दैव) Небесный; (conj) И; विविधा (N sg f от adj विविध) Многообразный; स्थितिः (N sg от f स्थिति) Чин; तपसा (I sg от n तपस्) Посредством тапаса; एव (pcl) Именно; प्रसिध्यन्ति (P pr 3 pl от प्र–साध्) Оказываются действенны; तपः (N sg от n तपस्) Тапас; तेषां (G pl n от तद्) Их; हि (conj) Ибо; साधनम् (N sg m) Средство реализации.
Именно благодаря тапасу
оказываются действенны
целебные травы, заговоры,
реализуется трансцендентное знание
и небесный чин разных видов.
Ибо
тапас – средство их осуществления.
Сразу же следует отметить, что строфа не поддаётся однозначному толкованию. Семь комментаторов дают восемь мнений практически по каждой отдельно взятой лексеме.
(1) औषधम् – это лекарственный сбор народной медицины, составленный из целебных трав (ओषधिः). Утверждается, что действенную силу такой сбор обретает именно благодаря тапасу целителя. А если у лекаря тапаса нет, то сбор не будет действенным, да и сам целитель уже перестаёт быть целителем. В каком значении здесь понимается тапас? В значении всё того же аскетизма. Поэтому лицо, не ведущее аскетический образ жизни, исцелять не может. Независимо от степени приятности уху его болтовни.
(2) अगदः предлагают читать как न गदः Не-болезнь. Но и при такой этимологии неясно, о чем идёт речь. Проблема в том, что основным значением слова является Лекарство. Однако тогда получается тавтология с предыдущим. Одни авторы предлагают читать औषधम् как Биологически активные добавки (रसायनम्), тогда как अगदः – собственно Лекарство от болезни. Второй вариант, который выбрали и мы, взять अगदः в значении Заговор как одно из средств излечения в народной медицине. Оно отлично подходит по смыслу, поскольку чтобы Заговор стал законом для Матрицы, в него нужно вдохнуть щакти, Силу. А никакого другого источника свободной силы, кроме тапаса, у знахаря нет. Если знахарь аскетичен, то он может заговорить (затереть и переписать) активные программы в уме больного, как следствие, отключить сценарии этих программ в виде болезней. Но поскольку за болезнями всегда стоят особые сущности, то знахарь должен также понимать, что дальше делать с этими сущностями, лишившимися носителя. Слишком часто эти сущности назначают носителем самого целителя. Именно поэтому энергоинформационное целительство оказывается в целом делом крайне неблагодарным.
Нас могут спросить: а как же тогда лекарства официальной фармацевтики? На это я задам встречный вопрос: а кого они вылечили? Большинство лекарств аллопатии работают на эффекте плацебо, заигрывая веру пациента в них. Прибавьте сюда вынужденный тапас, связанный с хождениями по неприветливым поликлиникам, тратой изрядных сумм денег, потерей заработка в связи с временной нетрудоспособностью – и вы внезапно обнаружите, что лёгкие формы болезней изживаются именно посредством принудительного тапаса в виде претерпевания неблагоприятных состояний и аскетизма. Когда же дело доходит до чего серьёзнее, то и те кто при деньгах мрут точно так же, как обычные нищие. Не помогают даже мега-марафоны и собранные на излечение миллиарды. Из кармических соображений я не хочу напоминать конкретные имена селебрити, которые ушли из мира, так и не сумев откупиться деньгами. Но если читатель потрудится повспоминать, то обязательно вспомнит.
Наконец, есть небольшая доля объективно рабочих антисептиков типа фурацилина, которые работают не на укрепление сил больного, а на подавление роста микроорганизмов. В этом случае основная проблема будет заключаться в том, чтобы найти компетентного специалиста, способного поставить нужный диагноз и подобрать правильный антисептический или антибиотический препарат.
(3) विद्या без конкретизации контекста не поддаётся переводу от слова совсем. У нас контекст не конкретизирован. В значении Образованность тапасом можно посчитать саму усидчивость при изучении матчасти. Но такое прочтение слишком размывает и без того шаткий концепт. Поэтому я взял в значении Трансцендентное знание, Веданье. Оно объясняется повышением уровня доступа к информационному ресурсу Матрицы с высвобождением ресурса оперативной памяти и снятием нагрузки с процессора, вызванными аскетическим образом жизни.
(4) दैवी स्थितिः можно читать по-разному. Это может быть и Дивное состояние в ходе транса, и сверхспособности, начиная с атомарности (аtима́), и Небесный чин разных видов – са́локья, саюжья, са́ру́пья – обретение рождения в мире Луны, обретение положения Индры среди богов, слияние с Брахмо и проч. Если честно, здесь я выбрал, как сейчас кажется, не самое удачное прочтение. Дело в том, что посмертные чины – это вопрос веры. Тогда как трансовые состояния и сверхспособности – это реально существующие явления. Возможно, однажды я дозрею, чтобы переписать перевод на базе более глубокого понимания смысла.
Делая обобщение, отметим, что строфа перечисляет могущество тапаса. Но в данном случае речь снова идёт о тапасе в узком смысле – Пост Аскеза. В противном случае любой щу́дра имел бы способности сходить набрать травы и вылечить себе любую болезнь.
Здесь мы выходим на понимание идеи разнодоступности тапаса. Для мирян доступной формой тапаса является служение обществу в форме самоотверженного отыгрывания роли. Для иноков тапас – это аскетический образ жизни. Никто не мешает мирянину жить аскетично, ценить Дух выше Материи. Но он при этом уже становится иноком, практикующим большое отшельничество.
Почему же щудра не способен посредством тапаса служения исцелять себя лекарствами? Ответ очень прост: у любого мирянина Душа в залоге. Это означает, что приход будущей благодати, вырабатываемой благодаря тапасу, уже заложен в бюджете на статьи целевого расходования. Ресурс вырабатывается, как у любого другого, но тратится на обслуживание тех хотелок, которые обыватель либо уже манифестировал в своей жизни авансом, либо жаждет манифестировать в будущем. Поэтому в традиционной парадигме Игры мирянин на берегу высказывал желание «Хочу родиться в таком-то раю», чтобы и на эту задачу тоже его заслуги расходовались. В противном случае в конце жизни ты оказываешься у разбитого корыта: всю жизнь вджобывал, исполнял роль, но результаты трудов просрал на всякие навязанные миром никчёмности, которым несть числа. Выражаясь вульгарно, высрал всю благодать в унитаз…
В отличие от такого обывательского режима, у подвижника нет мирских хотелок. Поэтому нарабатываемый ресурс благодати тратится либо на закрытие кармы – изживание грехов прежних лет, либо на саморазвитие – получение доступа к новым уровням знания (то самое пресловутое просветление). Часть уходит на поддержание тех, кто находится у него на духовном окормлении. Часть остаётся в свободном резерве. Что и позволяет «заряжать» травы, «оживлять» заговоры.
Есть, впрочем, альтернативный способ получать нужный эффект – с привлечением потусторонних сил. Маг, подобно обывателю, сдаёт свою Душу в залог на будущее, но получает при этом потусторонние силы от особых эфирных сущностей. Силы эти выработаны не тапасом, а потому ему не принадлежат. Но ощутить себя иллюзорным властелином мира позволяют. Поэтому некоторые тешат себя и такими игрищами тоже.
Собственно, и выработанные тапасом силы тоже нам не принадлежат. Но они идут наградой за прежний подвиг. И потому не порабощают. Тогда как в описанном случае силы даются авансом, в долг, а потому делают человека рабом лампы.
Подытожим: в данном вхождении тапас также означает Пост Аскезу. Но относительно небесного чина тапасом может выступать и свадхарма, ролевой долг. Именно ввиду такой непоследовательности мне и не понравился выбранный вариант перевода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *