Тапас (Manu 11:240)

 महापातकिनः च एव,
शेषाः च अकार्य–कारिणः
तपसा एव सुतप्तेन
मुच्यन्ते किल्बिषात् ततः।

σ: महापातकिनः च एव, शेषाः च अकार्य–कारिणः सुतप्तेन एव तपसा ततः किल्बिषात् मुच्यन्ते।
महापातकिनः (N pl m subst от adj महापातकिन्; महापातकम् तेषाम् अस्ति) Смертные грешники; (conj) И; एव (pcl); शेषाः (N pl m от adj शेष) Прочие; (conj) И; अकार्य–कारिणः (N pl m subst от adj ~कारिन्; upa अकार्यं कुर्वन्ति इति) Совершающие कारिणः преступные деяния अकार्य; तपसा (I sg от n तपस्) Посредством тапаса; एव (pcl) Только; सुतप्तेन (I sg n от adj सुतप्त) Очень сурового; मुच्यन्ते (Ā pr 3 pl от 4√मुच्) Освобождаются; किल्बिषात् (Abl sg от n किल्बिष) От греха; ततः (adv) Того.
И страшные грешники, и прочие преступники
избавляются от такого греха
только посредством суровейшего тапаса.
Лексема सुतप्तः выглядит авторским словечком. Его не глоссирует ни один из шести комментаторов. Но по смыслу оно должно предполагать именно Очень суровый как признак аскезы.
Комментатор Нандана, похоже, глубже всех сумел проникнуть в суть текста. Он указывает, что четыре строфы, начиная с данной, являются иллюстративными примерами на четыре сферы могущества тапаса, упомянутые в предыдущем стихе. То есть, здесь описывается преодолимость труднопреодолимого. Иначе говоря, без тапаса грехи снять невозможно.
По сути, лишь отсюда мы косвенно можем понять, что, действительно, для самого Ману тапас включает в себя покаяния и епитимью в качестве частных случаев. Получается, что покаяние – это целевая разновидность тапаса, направленная не на получение желаемого результата, а на отвращение нежелаемого (воздаяния за грехи), это добровольное искупление грехов, предваряемое признанием в них самому себе. Именно в роли искупителей грехов выше по тексту Manu приводились те самые Крччхра, Ча́ндраяна и прочие, которые вынесены у Медини́ в отдельное значение.
п.с. Смертные грешники я употребил для красного словца. В тексте речь идёт о совершивших один (или несколько) из пяти главных грехов: 1 грех убийства священника 2 грех употребления спиртного 3 воровство 4 прелюбодеяние с женой учителя 5 общение с любым из четырех вышеперечисленных.
На самом деле градация преступлений и тяжести грехов носит динамический характер и должна определяться сообразно социокультурному контексту конкретной исторической эпохи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *