Тапас (Manu 11:242)

यत्किंचित् एनः कुर्वन्ति
मनो–वाग्–मूर्तिभिः जनाः,
तत् सर्वं निर्दहन्ति आशु
तपसा एव तपोधनाः।

σ: aयत्किंचित् एनः जनाः मनो–वाग्–मूर्तिभिः कुर्वन्ति, bतत् तपसा एव सर्वं आशु निर्दहन्ति, cतपोधनाः <सन्तः>।
यत्किंचित् (A sg n от pron यद् किम् + pcl चिद्) Какой бы ни; एनः (A sg от n एनस्) Грех; कुर्वन्ति (P pr 3 pl от 8√कृ) Совершают; मनो–वाग्–मूर्तिभिः (I pl от f मूर्ति; it-dv मनः च, वाक् च, मूर्तिः च, तैः) Телом मूर्तिभिः, речью वाग् или умом मनो; जनाः (N pl от m जन) Люди; तत् (A sg n от pron तद्) Тот; सर्वं (A sg n от pron सर्व) Весь; निर्दहन्ति (P pr 3 pl от निर्–1√दह्) Выжигают; आशु (adv) Быстро; तपसा (I sg от n तपस्) Тапасом; एव (pcl) Именно; तपोधनाः (N pl m от adj ~धन; bah तपः एव धनम् तेषाम् इति) Те, для кого тапас तपो является самоценностью धनाः.
Какой бы грех ни совершали люди
телом, речью или умом, именно тапасом
они быстро его выжигают целиком,
если тапас является для них самоценностью.
Сложно заметить в данном случае пример насчёт достижения труднодостижимого из 11:239. Дело в том, что, по сути, мы имеем тавтологию с 11:240, где говорилось про устранения греха за совершение преступлений. Грехом (енас) также может быть лишь то, что прямо запрещено в том или ином Своде законов (дхарма-ща́стра). А раз так, то лично мы не усматриваем разницы между покаяниями и епитимьями из 11:240, снимающими грех преступлений, и тапасом из данной строфы, который метафорично выжигает совершенный телом, речью или умом грех.
Единственный важный момент, который, в частности, не отражён в академическом переводе Манусмрти: атрибут таподхана́х является так называемым хету-гарбха-вищешанам, определением-условием. Именно потому, что они входят в тапас без предварительной формулировки намерения на достижение того или иного блага, вырабатываемая в ходе тапаса благодать идёт на выжигание грехов. Если же мы аскетируем на конкретную задачу, то на благодать распространяется режим целевого кредита – она будет откладываться на материализацию задуманного. Поэтому грехи как были, так и останутся. Этот тонкий момент вообще мало кто знает. Я лично ни разу не встречал его в выступлениях публичных проповедников теории счастливой жизни, законов кармы и проч. Однако он является одним из ключевых.
Впрочем, можно поступать иначе. В ходе перепросмотра мы проводим ревизию грехов, вытаскиваем из чулана на свет божий те или иные свои пригрешения прошлого, а затем, если хватает духовного уровня, подбираем аскезу сами, или после открытого покаяния просим своего духовного наставника подобрать нам аскезу для выжигания данного греха. И само намерение закрыть конкретный грех тоже делает благодать целевой, она пойдет на закрытие именно данного греха. В этом случае побочным эффектом является незатрагиваемость тапасом всех прочих грехов. Поэтому только аскетизм как стратегия проживания жизни обеспечивает выжигание даже неосознанных грехов.
Чтобы начать ценить тапас, нужно в нём попрактиковаться. Со временем, когда саттвы в стакане ума прибавится, вам откроются истины более высокого уровня и вы доопытным знанием (пражня́) будете ощущать нужду в периодическом подвижничестве. Но это уже очень продвинутый уровень.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *