Обрезанное дерево сильней растёт…

छिन्नः अपि रोहति तरुः,
क्षीणः अपि उपचीयते पुनः चन्द्रः।
इति विमृशन्तः सन्तः
संतप्यन्ते न ते विपदा।

σ: 1तरुः, छिन्नः अपि, रोहति। 2चन्द्रः, क्षीणः अपि, पुनः उपचीयते। 3इति विमृशन्तः ते सन्तः विपदा न सन्तप्यन्ते।
छिन्नः (N sg m от adj छिन्न; pp от छिद्) Обрезанное; अपि (pcl) Даже; रोहति (P pr 3 sg от 1√रुह्) Растёт; तरुः (N sg m от तरु) Дерево; क्षीणः (N sg m от adj क्षीण; pp от क्ष) Сгинувшая; अपि (pcl) Даже; उपचीयते (pass pr 3 sg от उप–5√चि) Нарастает; पुनः (adv) Снова; चन्द्रः (N sg от m चन्द्र) Луна; इति (pcl) Так; विमृशन्तः (N pl m от adj विमृशत्; p pr от वि–6√मृश्) Размышляющие; सन्तः (N pl m subst от adj सत्) Праведники; संतप्यन्ते (pass pr 3 pl от सम्–1√तप्) Угнетаются; (pcl) Не; ते (N pl m от pron तद्) Эти; विपदा (I sg от f विपद्) Несчастьем.
«Даже обрезанное дерево продолжает расти, даже исчезнувшая Луна прибывает вновь», – так рассуждающие праведники не впадают в депрессию от невзгод.
Перед нами очень показательный в переводческом аспекте текст. Всё дело в том, что он содержит известную двусмысленность. Причём, двусмысленность не как каламбур, игру слов, а двусмысленность непреднамеренную, вызванную полисемией употреблённых лексем. И поэтому я бы хотел эксплицировать всю логику своих методологических рассуждений при работе над переводом.
(1) छिन्नः अपि रोहति तरुः – Три слова из четырёх читаются однозначно: अपि Даже छिन्नः бла-бла-бла तरुः дерево रोहति растёт.
Проблема со значением слова छिन्नः. Даже какое дерево растёт? Дело в том, что передаваемый корнем 7√छिद् концепт является размытым: это действие по принудительному разделению единого целого на части. Порубить капусту Нарубить мелко зелень Ампутировать руку Подстричь волосы или ногти – все эти языковые ситуации вполне передаются данным глаголом. छिन्नः, как видно из морфологических признаков, является пассивным причастием прошедшего времени. Т.е. действие по глаголу 7√छिद् произведено над तरुः Деревом. Что сделано с деревом? Оно срублено (ампутировано)? Оно подстрижено (как волосы)? Оно под- об-резано? Мы не можем разрешить данную проблему амфиболии (двусмысленности) ни на уровне лексики (поскольку лексическое значение размыто), ни на уровне синтаксиса (поскольку с формальной точки зрения все оттенки значения подходят в равной степени).
Нам остаётся последнее средство: проверка смысла. Напомню, что ситуационная пропозиция (т.е. не мнение автора, а описание некой объективной для говорящего ситуации) всегда в той или иной степени соотносится с реальностью. Поскольку реальность (с позиции реализма этого мира) доступна каждому из нас, мы имеем возможность наложить полученный смысл на доступную нам реальность и проверить фактами степень совпадения.
Если छिन्नः будет Срубленным, то мы должны проверить на соответствие действительности утверждение: Даже срубленное дерево растёт. И вот у меня первый вопрос: если дерево срублено, то что считать этим самым деревом? Ту часть, которая срублена, т.е. ствол с сучьями, ветвями и листвой? И в каком месте оно растёт? С трудом удалось найти вот такой вариант:
Однако, надо понимать, что это чурбак свежеспиленного дерева. Никаких оснований считать, что побеги случились уже после спила, у нас нет. Это противоречит нашим знаниям о протекающих в деревьях процессах роста и развития.
Следовательно, срубленная часть расти не может. И даже если биоматериал выпускает побег без корневой системы в присутствии воды, условий для развития полноценного дерева из этого побега при прочих равных немыслимо.Тогда остаётся пень с корневой системой. Но ведь это уже не дерево! В буквальном смысле мы получаем семантическую аномалию абсурда. Хорошо, можно выкрутиться через фигуральный язык, предположив, что здесь слово तरुः употреблено метонимично в смысле «Когда-то этот пень был деревом, и даже сейчас он растёт». Однако в этом случае автор не достигает наглядности. Напомню, что दृष्टान्तम् Наглядный пример – это некое всем общеизвестное явление. Именно апелляцией к этой общеизвестности и достигается нужный эффект передачи мысли или обоснования тезиса. Но ведь пни от спиленных или срубленных деревьев не растут. Я не поленился и загуглил. Поиск выдал мне некое подмножество фотографий такого типа:

Проблема в том, что это так называемые постановочные фото, т.е. фейки. Берётся зелёная веточка, росточек, и втыкается в расщелину пня. Так фотографы пытаются аллегорично передать идею «Надежда на возрождение». Только это всё подшаг в пользу нищих (рассудком нищих). На самом деле у здравомыслящего человека это производит обратный эффект: раз вы искусственно формируете такие образы, то, видимо, в жизни вообще нет ничего жизнеутверждающего. Иначе бы вы фотографировали то, что уже есть…
Я последние десять лет периодически брожу по лесам. И ни разу не видел, чтобы из голого пня выросло новое полноценное дерево. Ни разу. Единичные случайные побеги, во-первых, являются исключением из общего правила, во-вторых, не позволяют передать транслируемую автором идею «Всё образуется в своё время», поскольку где побег, а где срубленное дерево – между ними триста лет, пропасть, которая своей глубиной и непреодолимостью лишает всякой мотивации двигаться дальше.
Вывод: взятие лексемы छिन्नः в напрашивающемся значении Срубленный приводит нас к абсурдным смыслам, а следовательно, неприемлемо.
Я не поленился и открыл Сказ про двухголового ткача в Паньчатантре. Так вот, там в значении Срубить (дерево) употребляется принципиально иной корень 6√कृत्. И хотя по словарным значениям он является синонимом для нашего 7√छिद्, его специальное употребление в разбираемой нами ситуации Срубленного дерева также послужило одним из аргументов в пользу отказа от значения Срубленное.
Остаются два подходящих по контексту варианта: Подстриженное или Обрезанное. И Подстриженное, и Обрезанное (не под корень) дерево, действительно, растёт. Чем руководствоваться при выборе? Коннотативным откликом. Подстригаем мы волосы, ногти. Подстригаем собак. И подстрижка деревьев садовником не воспринимается нами трагедией. Поэтому при таком значении наглядный пример утрачивает параллелизм смыслов с иллюстрируемой им ситуацией жизненных невзгод. А вот обрезка деревьев для постороннего и непосвященного выглядит полноценной трагедией.

Когда из окон квартиры я увидел спиленные на высоте трёх метров стволы тополей, мне стало не по себе. Но уже к концу сезона они обзавелись пышной кроной.
Ещё в конце девятнадцатого века И.Е. Овсинский в своей монографии «Новая система земледелия» указывал, что (по памяти) биомасса получает мощнейший импульс к развитию при дозированном насилии над собой. Этот постулат много лет популяризует в своих трудах по умному садоводству Николай Курдюмов.
Если вы помните, в сентябре прошлого года я взял к себе домой куст китайской розы. На тот момент это был раздвоившийся рогаткой голый стебель с листвой на верхушках каждой из рогатин. Я провёл несколько обрезок кусту (это называется формовкой). В итоге сейчас мы выглядим так:

Голый ствол дал пять новых побегов. А сама роза всё лето радует меня цветами.
Таким образом, именно Обрезанное является тем значением छिन्नः, которое одновременно и несёт оттенок трагизма, и сохраняет надежду на дальнейший рост.
Обратите внимание, что в санскрите, в отличие от английского или хинди, нет отдельных средств выражения семантического концепта «Длящееся действие». Однако в ряде случаев контекст достаточно однозначно голосует именно за такую интерпретацию. В нашем случае есть все основания переводить रोहति как Продолжает расти.
(2) क्षीणः अपि उपचीयते पुनः चन्द्रः – здесь также проблема с подбором значения лексемы क्षीणः. Традиционно в контексте Луны оно означает Убывающая. С момента полнолуния до момента новолуния – это всё क्षीणः चन्द्रः. Однако в другом значении क्षीणः означает Полностью исчезнувший и тогда это будет Луна в фазе новолуния. Оба значения равносильны, но второе несёт в себе больший заряд оптимизма в силу коннотативных значений. Символически исчезнувшая луна выражает субъективное ощущение «Всё пропало! Жизнь закончилась! Мне здесь больше нечего делать!» Те чувственные натуры, кто попадал лично в такое состояние, легко меня поймут. И вот тут включается в работу символизм возрождения растущей Луны, которая снова начинает набирать полноту, цвет и сок. Поэтому, методом перебора я остановился именно на этом значении в прозе, но в стихотворную форму не смог его вписать, поскольку в языке не обнаружилось лексемы, передающей значение «полностью исчезнувшая луна». По сути, это лунное затмение, т.е. речь должна вестись о затменной луне. Но это уже совершенно не та аллегория, которая нужна поэту.
(3) विमृशन्तः सन्तः – здесь проблема заключается в двусмысленности словоформы सन्तः, которая может читаться либо активным причастием настоящего времени, вводящим причастный оборот Будучи рассуждающими, либо же субстантивом от данного причастия со значением Праведные Порядочные. Усугубляет ситуацию избыточное указательное местоимение ते в выбранном нами варианте разночтения: не ясно, на что оно ссылается, ведь никакого предыдущего отрывка текста просто нет – мы имеем дело с законченной эпиграммой из одной-единственной строфы.
Здесь я исходил из следующего. Эксплицировать синтаксический маркер причастного оборота в кратком поэтическом жанре, где каждое слово на вес золота, выглядит расточительством. С другой стороны, сам описанный механизм (суть которого мы рассмотрим ниже) требует изрядной порции свободного ресурса благодати, которая имеется именно у праведников. Поэтому выбор был сделан в пользу второго варианта.
Теперь по существу. Знаете, мы много раз говорим о том, что именно наши интерпретации безвкусных, пресных сухих фактов объективной реальности делают мир таким или сяким. А вместе с миром раскрашивают или очерняют и нашу с вами жизнь. Внешние факты не в нашей власти. Но в наших силах давать им ту интерпретацию, которая позволяет ощущать себя более счастливым, более наполненным. Я не могу прекратить цирк с высосанной из пальца пандемией ковида (ковид есть, но пандемии нет). Но я могу поменять своё отношение к происходящему, перестать по этому поводу париться, присмотреться повнимательнее, обнаружить, что достаточно многим точно также глубоко плевать на всю эту заварушку, а значит, надо просто выбирать те места и те ситуации, где ковидом если и пахнет, то крайне слабо.
По сути, мир лепит нам фигуры. Под Миром, разумеется, всегда стоят заинтересованные силы. И не всегда они имеют антропоморфный характер. Порой эти силы образно именуются Судьбой. Просто потому, что людям не дано о них знать напрямую. Так вот, периодически Судьба отвешивает нам плюхи: плюха справа, плюха слева, затем еще подзатыльник и поджопник. И достаточно череды таких событий, чтобы восприятие мира и себя в нём резко поменялось с восторженного или нейтрального на крайне негативное. И всё, психическая фигура слеплена, она обрела своебытие в нашем уме.
Так вот, искусство оставаться счастливым заключается в освоении навыков психопрактики, т.е. умения лепить самому себе фигуры. Ещё раз напомню, что сами по себе факты не имеют никакого значения. Значением их наделяем мы с вами. А значит, я в пределе могу что угодно истолковывать как угодно. В абсолютно свободном мире, разумеется. Но социум ставит нам рамки: законодательные, нравственные и так далее. Однако в этих рамках у меня есть свобода выбора своих интерпретаций. А если приспичит и вопрос пойдёт о жизни или смерти, то и за рамки можно (точнее, придётся) выйти.
Я помню, насколько тяжким было психическое состояние в период Саде-сати. Но я убеждал себя, что грехи всё равно нужно отмолить, отстрадать. Кроме того, дождь не может идти вечно. И однажды он кончится. К сожалению, окончание Саде-сати наложилось на истерию вокруг ковида. Но вот схлынула первая волна, и я объективно ощущаю, что без влияния зомбирующего потока дезинформации извне я нахожусь в прекрасном расположении духа и продуцирую чудовищную работоспособность. И это принципиально иное состояние, нежели в Саде-сати. Т.е. да, дождь не может идти вечно.
Основная сложность подобных психопрактик заключается в том, что любая полноценная фигура, которую мы лепим самим себе, это по определению – мыслеобраз. А чтобы мыслеобраз был живым, нужен свободный ресурс саттвы. Только тогда визуализация того же отрастающего после обрезки дерева или полнеющей после затмения Луны окажется настолько мощной, что перекроет слепленную миром фигуру. И очень часто этого ресурса саттвы, благодати просто нет. В большей степени это касается мирян. Так мы попадаем в неприятные архетипические захваты (в таких захватах находятся абсолютно все живущие, вопрос лишь в степени их приятности для носителя).
Тогда мы делаем иначе. Мы заранее изучаем данный механизм, осмысляем, как работает психика, что такое фигура, за счёт чего она лепится извне и чем мы её можем «перерисовать». Мы сохраняем в загашнике некий набор ярких образов навроде тех, что приведены в данной эпиграмме. Когда мы попадаем в неприятный архетипический захват, то вспомнить о наших искусных средствах не сможем – нам не хватит на это ресурса свободной благодати. Но! Негативная фигура – это всегда форма изживания кармы. Мы проживаем выпавшее нам состояние со всеми привходящими одержимостями и фобиями. И за счёт ранее накопленных заслуг мы рано или поздно получаем просвет. Либо на время возвращается трезвомыслие, и мы оказываемся способны запустить режим психотактического забалтывания, переформатирования неприятной фигуры. Либо же мы попадаемся на глаза видящему, который отвешивает нам отрезвляющую виртуальную пощечину и напоминает о том, что происходящее – это лишь набор наших интерпретаций. Так или иначе, мы получаем редкую возможность поработать со своим состоянием и, при особом умении, можем его сменить, скажем, с упадничества и хандры на бодрость духа и оптимизм.
Поначалу это выглядит невозможным. Когда начинаешь пыжиться, понимаешь, что тяжело и муторно, но подвижки есть. С годами (да, друзья, только с годами) начинаешь ощущать себя в водоворотах ментальных конструкций как рыба в воде и механизм работы с ними выглядит уже примитивным. Но даже здесь порой бывает хочется пережить полноценно те или иные негативные состояния. И никто вам не помешает это сделать. Ибо, напомню, что чувственный опыт во всей его палитре – это основное предназначение Матрицы.
Хуже, если те или иные фигуры стали типичны для вашей психики. В таком случае фигура оказывается самостоятельной сущностью, лярвой, которая так просто вас уже не отпустит. Но к праведникам это не относится, поэтому в рамках данной эпиграммы разбирать эту распространенную модель самоубиения мы не станем.
В заключение напомню, что свободный ресурс саттвы нарабатывается в ходе того самого тапаса, который мы с вами пристально изучаем на уровне идеи во всех подробностях.

2 комментария

  1. Татьяна

    Кажется, у меня прибавляется саттвы даже когда я просто читаю про такое 🤓
    В огороде стоит ванна с водой для полива и пробку для неё сделали из обрезка ствола дерева. В июле из него вылезли молодые побеги…
    Спасибо, Радим. Вчера штормило так, что небо с овчинку казалось. Сегодня думаю – блин, да что это вообще было вчера?? С какого перепугу такие мысли взялись? Так вот и закалялась сталь…

    Ответить

    1. Тебя немножко по другим причинам штормит: неприкрытая реальностью способна размазать любое неподготовленное сознание. А подготовиться к ней загодя невозможно, ибо на берегу даже представить нельзя, в какую сторону начать думать и чего ожидать…
      Я уточнил текст после твоего упоминания растущей пробки. В том смысле, что понятно ведь: такая пробка полноценным деревом всё равно не станет. А значит, не это имеет в виду автор.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *