Поклонение Венере


हिम–कुन्द–मृणाल–आभम्,
दैत्यानां परमं गुरुम्,
सर्व–शास्त्र–प्रवक्तारम्,
भार्गवं प्रणमामि अहम्।

σ: अहम् हिम–कुन्द–मृणाल–आभम् दैत्यानां परमं गुरुम्, सर्व–शास्त्र–प्रवक्तारम्, भार्गवं प्रणमामि।
हिम–कुन्द–मृणाल–आभम् (A sg m от adj ~आभा; bah हिमः च, कुन्दं च, मृणालं च, तेषां इव आभा अस्य इति, तम्) С блеском आभम् снега हिम, цветка жасмина कुन्द и сердцевины стебля лотоса मृणाल; दैत्यानां (G pl от m दैत्य) Дайтьев; परमं (A sg m от adj परम) Верховным; गुरुम् (A sg от m गुरु) Наставником; सर्व–शास्त्र–प्रवक्तारम् (A sg от m ~प्रवक्तृ; G-tp सर्वेषां शास्त्राणां प्रवक्ता, तम्) Толкователем प्रवक्तारम् всех सर्व наук शास्त्र; भार्गवं (A sg от m भार्गव) Бха́ргавой; प्रणमामि (P pr 3 sg от प्र–1√नम्) Преклоняюсь перед; अहम् (N sg от pron अस्मद्) Я.
Я преклоняюсь перед Бха́ргавой, толкователем всех наук, сияющим словно снег, цветок жасмина или фибра лотоса верховным наставником дайтьев.
Пожалуй, самое сложное для нашего менталитета – это сопоставить женственную Венеру с предельно мужественным управителем Щукра́ча́рьей. Полностью переписать архетип западной культуры, корнями уходящий ещё в эллинизм, похоже, невозможно. Поэтому в какой-то момент, осознав данное положение дел, я ввёл в практику почитания второе божество-управителя – богиню Лакшми. Сопоставить Венеру с женской персоной труда не составит никому.
Но при этом надо понимать следующее: обращаясь к Венере как к Женщине, мы получаем целый букет побочек в виде непостоянства, ветренности, капризности. Достичь договорённостей с такой мифологемой будет в разы сложнее. Поэтому предлагаю такой вариант: когда вы просто почитаете божество без задней мысли, то выбираете женскую ипостась планеты. Когда же вам нужна какая-то поддержка или помощь, то лучше обращаться к мужской ипостаси.
Образ Щукра́ча́рьи, в свою очередь, также не обязан быть непременно воинственным. Можно его визуализировать и в качестве мирного седовласого старца.
Теперь об эпитетах.
(1) Бха́ргавой … Это патроним (отчество), поскольку Щукра является сыном, пожалуй, самого почитаемого пророка древности, Бхр̊гу.
(2) Во всяческих науках сведущим… В исходнике речь идёт о том, что Щукра выступает глашатаем или толкователем всех наук для своих учеников. Просто кроме него процессом образования а́суров никто не занимается. Ввиду бесперспективности.
(3) Жасмином, снегом, фиброй блещущим… Никакой каноничной иконографии данного божества нет. Тем не менее, чаще всего блеск на изображениях можно приписать седым волосам. Хотя и цветом кожи божество также светел. Фибра – это волокна в сердцевине стебля лотоса. Санскритское мр̊н̣а́ла указывает на саму эту сердцевину, которая имеет белоснежный цвет.

Ввиду отсутствия в картине мира русскоговорящего человека самого такого понятия никакой отдельной лексемы найти не удалось. А раз так, то понятие можно обозначить как угодно по смежности с обязательными пояснениями. Словом Фибра в поэтическом переводе я и обозначил волокно из сердцевины стебля лотоса. Это не совсем точно. Или даже совсем не точно. Но никакого другого варианта ввиду межкультурной понятийной лакуны у меня просто не было.
При этом я посчитал, что снег, жасмин и стебель лотоса – это однопорядковые, самостоятельные сравнения, а не, допустим Мякоть стебля белоснежного жасмина. Слово मृणालम् к стеблю жасмина не применяется. А हिम в адъективной позиции означает не столько Снежный, сколько Холодный Морозный.
(4) Безбожников верховным пастырем… Пожалуй, самый важный атрибут Щукры. Как бы мы ни корчили из себя причастных к духовности, на нас всё равно довлеет навязываемая социумом модель безбожного мира. Поэтому все мы по умолчанию – безбожники. Когда мы слушаем слащавые речи Гуру, наставника небожителей, нам становится приторно-тошно. Ибо его советы и заветы имеют крайне мало общего с той реальностью, в которой нам приходится жить. Воплощениями такого слащавого, но иррелевантного (не имеющего отношения к реальности) Гуру являются сонмы публичных духовных проповедников, чья неадекватность заключается в неспособности понять реалии мира и неприменимость подавляющего большинства духовных законов к жизни обывателя.
У Щукры проповеди более прагматичны: он расскажет тебе, что ты можешь поменять в своей жизни своими силами, без упования на силы Высшие, которые на обращения материалистов-богоборцев в принципе не отзываются. Проповедников типа Щукры, кстати, в разы больше. Но с ними бывает другая проблема: отсутствие сведущности в той области, которую они берутся проповедовать. Желание хайпануть рождается в сердце гораздо быстрее, чем нарабатывается компетентность.
Пожалуй, одна из самых известных сверхспособностей Щукры – оживление из мёртвых. Титаны, падшие в битве с богами, никуда не исчезают, они оживляются Щукрой и возвращаются в строй. По большей части именно этому обстоятельству асуры обязаны своей непобедимостью.
Щукра эпизодически упоминается в Пура́н̣ах. В частности, в Бха́гавата-пура́н̣е при описании жизни Прахла́ды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *