Подонка обходи верстой…

दुर्जनः परिहर्तव्यः
विद्यया अलंकृतः अपि सन्।
मणिना भूषितः सर्पः
किम् असौ न भयंकरः॥

σ: 1aदुर्जनः, bविद्यया अलंकृतः अपि सन्, aपरिहर्तव्यः। 2aमणिना भूषितः <यः> सर्पः, bकिम् असौ न भयंकरः <भवति>?
दुर्जनः (N sg от m दुर्जन) Негодяй; परिहर्तव्यः (N sg m от परिहर्तव्य; pn от परि–1√हृ) Должен быть избегаем; विद्यया (I sg от f विद्या) Образованностью; अलंकृतः (N sg m от adj अलंकृत) Украшенный; अपि (pcl) Даже; सन् (N sg m от adj सन्त्; p pr от 2√अस्) Являющийся; मणिना (I sg от m मणि) Самоцветом; भूषितः (N sg m от adj भूषित) Украшенная; सर्पः (N sg от m सर्प) Змея; किम् (pcl) Разве; असौ (N sg m от pron अदस्) Та, что; (pcl) Не; भयंकरः (N sg m от adj भयंकर; upa भयं करोति इति) Внушающая страх.

Негодяя следует избегать, даже если он украшен образованностью. Разве не наводит ужаса та змея, что украшена самоцветом?

Мир устроен очень хитро. Чтобы разбираться в других, нужно долго и нудно тренироваться на кошках. Единственная подручная кошка у каждого из нас – мы сами. Поэтому чтобы разбираться в других, нужно долго и нудно заниматься рефлексией, самокопанием, самоанализом.
Для данных практик требуется одно обязательное условие: интроверсивный тип психики. Т.е. уму должно внутри себя быть интереснее, чем вовне.
Интроверсия – врождённое украшение духовного человека. Однако мир всеми силами пытается лишить человека этого украшения. Помню, в переходном возрасте у меня были жуткие психические ломки от неспособности адекватно общаться с посторонними. Я по почте (в нашей деревне не было нормальной литературы) выписывал из Питера недорогие книги по психологии. Одной из них была «Застенчивость. Что это такое и как с ней бороться» Феликса Зимбардо. Как выяснилось, книга до сих пор переиздаётся.
Я регулярно на зубах выходил из зоны своего комфорта. Особым адом для меня были телефонные звонки. Настолько, что мне всегда было проще дойти пешком и поговорить с человеком живьем, лишь бы не снимать трубку с аппарата.
К счастью, матричным клоунам не удалось исправить меня своими глупыми советами. Сейчас я трезво понимаю, что дело вовсе не в застенчивости. Т.е. самим словом «застенчивость» именуется такой комплекс, причины которого кроются вовсе не там, где их ищут психологи.
Ну не суть. Важно, что когда тяги и потребности активно проявляться вовне нет, ты естественным образом занимаешься рефлексией, самокопанием или, в худших вариантах, самоедством. Но даже в случае самоедства лучше уж поджевывать себя, чем других.
Зато когда ты разобрался со своим программным кодом, то внезапно обнаруживаешь, что умы твоих друзей, близких и даже акцидентных проходящих персонажей прописаны этим же самым программным кодом. И ты – вот те на! – оказываешься способен читать этот код, хотя специально разбираться в других не учился.
Этот Сценарий в виде дистрибутива содержится уже в Нагорной проповеди Христа:
И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
Или как скажешь брату твоему: “дай, я выну сучок из глаза твоего “, а вот, в твоем глазе бревно?
Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего [Мф 7:3-5].
Хорошо, а что делать тем, кто обладает экстравертивным типом психики и занят миром, а не самокопанием? Здесь ничего не остаётся, как быть догматиком. А это значит – доверять форме, а не содержанию. Именно на таких догматиков производят впечатление собачьи регалии в виде учёных степеней, званий и прочей социальной чепухи. Если же регалий нет, то человек ориентируется по толпе: где трётся много народу, туда примыкает и он. При этом забывая – или вовсе не зная про – наказ Христа:
Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их [Мф 7:14-15].
И с этим ничего не поделать. Ничего. Единственное, что может помочь – это доставшиеся по наследству или подтянутые случайно в ходе социализации Программы. Т.е. они в ряде случаев способны выступать антивирусами, отводящими от человека всякую заразу. При условии, что ему по судьбе не положено тесное общение с этой заразой.
И тем не менее видящие обязаны повторять прописную истину: собачьи регалии не имеют значения для формирования глубинной личности человека. В ведийской психологии исходят из аксиомы, что души изначально приходят сюда играть роль либо добропорядочного, либо подлеца. Я не готов с этим согласиться, поскольку имеются единичные случаи смены поляризации. Но если считать эти случаи исключением, подтверждающим правило, то да, есть предуготованность роли. И в этом смысле совершенно не важно, сколько у тебя дипломов о высшем образовании, опубликованных научных статей и освоенных грантов. Если ты сволочь, то всё это будет лишь тешить твоё тщеславие, делая ещё большей мразью, чем ты был до этого.
Так уж вышло, что мне лично довелось иметь дело с такой учёной сволотой, поэтому я полностью солидарен с поэтом. И аналогию со змеёй в алмазах, которая при этом не перестаёт быть источником опасности, нахожу высокохудожественной и глубокой.
Но проблема здесь лежит в несколько иной плоскости. Всё дело в том, что весь уклад современного общества нацелен на то, чтобы взращивать негодяев. Т.е. «негодяй» – это уже не оскорбительная оценка. Это – общечеловеческая норма. И от осознания этого факта становится не по себе. Не будь тех немногих достойных людей, с которыми мне выпало счастье быть знакомым лично, не будь тех немногих случаев волшебной трансформации людей под воздействием альтернативной модели мира, я бы давно погряз в грехе уныния. Но, Небеса милостивы, и рядом всегда есть живые примеры действенной жертвенности, пылкости, искренности, непреклонности жизненной позиции. И во имя этих примеров ты готов жить и дальше гнуть свою линию наперекор общечеловеческим стандартам.
Возможно, кому-то уже набил оскомину пример из моей жизни, который я неоднократно упоминал в своих стихийных мемуарах. В 2009 году был переломный момент в моей мирской карьере, когда генеральный директор тет-а-тет заявил мне (тогда директору по правовым вопросам): «Пойми одну простую вещь: нет такой должности ‘хороший человек’ и деньги за это никто платить тебе не будет».
Я очень благодарен дедушке (тогда ему уже было 65) за этот пинок. Он стал последней каплей, переполнившей мою чашу терпения. Я не видел дальше никакого смысла держаться за общечеловеческие стандарты, если эти стандарты настолько порочные. Я понятия не имел, что меня ждёт. Но неизвестность была менее страшна, чем продолжать мимикрировать и периодически торговать душой.
Но ведь не каждый на такое отважится. Вот и получается забавная вещь: когда сам нечистоплотен («напускной негодяй» или «подлец за компанию»), то тебе неактуально предупреждение поэта. Ибо, как гласит народная мудрость, «С волками жить – по-волчьи выть».
Именно поэтому многие спокойно общаются с негодяями, не выказывая никакой разборчивости в социальных связях. Именно поэтому в обществе постоянно происходит межличностная индукция и «усреднение по толпе».
Таким образом, оценочный критерий «негодяй» оказывается на текущий момент плавающим. Он зависит от моральной «нормы», которой руководствуется конкретный человек. Для одного «негодяй» – это любой, кто живёт с неправедных доходов, нечестно, непорядочно, для другого – тот, кто кидает своих, забывает делиться награбленным.
Делая обобщение, можно сказать, что понятие दुर्जनः Негодяй актуально только для того, кто сам подпадает под понятие सुजनः Порядочный Честный Правильный Праведный… либо пытается стать таковым. И об этом неплохо помнить во всех случаях, когда мы читаем советы об избегании общения с дурными людьми: будь то буддийская Дхаммапада, индуистская Бхагавадги́та́ или христианское Евангелие.
Напоследок процитирую мудрость от коуча Рами Блекта:
Сегодня мы те, с кем общались вчера,
а завтра будем теми, с кем общаемся сегодня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *