G 5:10

ब्रह्मणि आधाय कर्माणि,
सङ्गं त्यक्त्वा, करोति यः।
लिप्यते न सः पापेन,
पद्म–पत्रम् इव अम्भसा॥

σ: aयः, bब्रह्मणि कर्माणि आधाय, cसङ्गं त्यक्त्वा, aकरोति, dसः पापेन लिप्यते न, eपद्म–पत्रम् इव अम्भसा <न लिप्यते>।
ब्रह्मणि (L sg от n ब्रह्म) На Бога; आधाय (ger от आ–3√धा) Возложив; कर्माणि (A pl от n कर्मन्) Дела; सङ्गं (A sg от m सङ्ग) Предвзятость; त्यक्त्वा (ger от √त्यज्) Отринув; करोति (P pr 3 sg от 8√कृ) Действует; यः (N sg m от pron यद्) Кто; लिप्यते (P pass pr 3 sg от 1√किम्प्) Пачкается; (pcl) Не; सः (N sg m от pron तद्) Тот; पापेन (I sg от n पाप) Грехом; पद्म–पत्रम् (N sg от n ~पत्र; G-tp पद्मस्य पत्रम्) Лист पत्रम् лотоса पद्म; इव (conj) Как; अम्भसा (I sg от n अम्भस्) Водой.

Кто действует, возложив дела на Бога и отринув предвзятость, тот не пачкается грехом, как лист лотоса <не пачкается> водой.

Андрей на днях поделился со мной снимками лотосовых заводей Поволжья (что для меня само по себе диковинная вещь) и разрешил использовать в своих переводах. Я немного покрутил снимки в редакторе и одну из получившихся карточек закрепил за этим весьма популярным афоризмом Ги́ты.
Несмотря на чудовищный массив информации, реально действенных альтернативных программ настолько мало, что можно пересчитать по пальцам… одной руки. Выше – одна из таких эффективных программ.
Сложность же заключается – как и в случае любых других альтернативных программ – в её инсталляции. На это могут уйти годы.
Сразу отмечу, что это лишь обрывок практики. Полностью она размазана на четыре строфы.
Итак, совсем не действовать невозможно. Это факт, подтверждаемый личным опытом каждого из нас. Недеяние созерцателей носит фигуративный характер. Внешне они действуют точно так же, как любой обыватель. Но внутри при этом имеют особое психофизическое состояние, которое замещает субъекта действия.
Эту же психопрактику, в упрощенном виде, предлагается включить в свою повседневную деятельность истинному альтруисту, Слуге Мира.
Возложив дела на Бога… Чтобы реализовать данное требование, у вас должна быть сформированная и актуализированная (читай: оживлённая) идея Бога. Причём, в данном случае Богом выступает Мировая душа (Пракрти), а не личная монада. Разница заключается в том, что если я служу Личному богу (Монаде), то само «я» сохраняется, а значит, несёт всю полноту ответственности. Это не хорошо и не плохо. В любом случае это лучше, чем в позиции эгоиста служить себе-телу. Просто текст предлагает иной вариант: осознавать, что реально любая деятельность реализуется матричными силами, а значит, я-ахамка́ра к ней не причастна. Происходит та же самая подмена, что и у созерцателей. Но у них она является базовой прошивкой и не требует дополнительного запуска. А карма-йогину приходится в каждый процесс входить с чем-то вроде молитвы «Господи, благослови!», хотя это не совсем корректное сравнение, точнее было бы: «Господи, сделай это через меня, как Тебе будет угодно».
Отринув предвзятость… Речь о двух моментах. Во-первых, предвзятость относительно самих дел, которыми мне приходится заниматься. Мы ведь все привереды, разборчивые: этим буду заниматься, этим не буду. На самом деле важно отслеживать глубинные импульсы, побуждения. В ряде случаев побуждения толкают нас выйти из зоны комфорта (хорошо бы в неё для начала зайти) и расширить диапазон чувственного опыта (бхога), ради которого мы сюда и приходим. Отсутствие предвзятостей означает смирение перед Судьбой и готовность отыгрывать даже такую роль, которая выглядит внешне непривлекательной, неяркой, непафосной. Во-вторых, речь идёт о предвзятостях насчёт награды. Это главный момент. Невозможно возложить дела на Бога, но при этом на полном серьёзе ожидать награды для себя. Ожидать награды может только субъект действий, а мы его исключаем. Тогда что же? – спросит читатель. Тогда и в вопросах содержания «себя» я полагаюсь на Бога. Почему? Да потому что «я» – это такая же матричная часть Его самого. И Ему лучше знать, как о Себе во мне заботиться.
Разумеется, для выстраивания таких отношений с Миром нужен Прыжок веры. Без него построить такие взаимоотношения просто не представляется возможным. А для Прыжка веры требуется самоотверженность, та самая вайра́гья. Чаще всего такая переинсталляция операционной системы происходит в критические, переломные моменты судьбы, когда человек в считанные дни переосмысляет своебытие и понимает, что дальше так жить невозможно. Понятно, что в этой точке бифуркации он может выбрать одну из веера доступных ему альтернативных программ. И не факт, что на момент выбора данная программа будет ему доступна.
Кто действует… Это ключевой момент. Я часто вижу реализацию неправильно понятого сценария «Упование в Бога»: Боженька, сделай всё для меня, а я тут на печке тихохонько посижу да погожу! Было бы смешно, если б не было так грустно. У Бога нет рук, кроме твоих. Самоотверженно отыгрывать идущие из глубин бессознательного импульсы и индульгировать в своей прокрастинации – это принципиально разные сюжеты. При желании, уверен, читатель способен это уяснить.
Тот не пачкается грехом… Здесь тоже два момента. Во-первых, грехом является отождествление с потоком мыслеобразов [वृत्ति–सारूप्यम् इतरत्र YS 1:4]. Это усиливает ложные отождествления. Для самостоятельного отыгрыша роли безбожника это нормально, проблем нет. Для реализации божественной модели мироздания ложные отождествления мешают интимному общению со Всевышним. Во-вторых, речь о дхарме и адхарме, благих заслугах и собственно грехе, как тонкоматериальных последствиях любого социально значимого действия. Речь идёт о динамическом изменении баланса матричных Сил в стакане Ума. В первом случае прибывает саттва, во втором – тамас. Саттва тратится на манифестацию запланированных мирских няшек, которые придётся ещё отпробовать. Тамас тратится на манифестацию запланированных мирских кошмаров и страданий, которые точно также придётся испытать на своей шкуре. Для искателя свободы (мумукшу) и то, и другое – одинаковый грех, поскольку задерживает его в Игре (самса́ре), тогда как ему приспичило идти на кухню кушать мамин борщ.
Важно отметить, что при убирании себя из процесса стакан Ума точно так же просветляется, т.е. баланс смещается в сторону саттвы. Но ввиду отсутствия чёрных груш на древе Ума она не тратится на манифестацию новых элементов комфорта в матричной жизни, а уходит на построение более крепких отношений с Богом, на повышение Небесного чина. Об этом нет смысла трубить на каждом углу, рекламировать и зазывать, поскольку любой вступивший на Путь знаний рано или поздно сам разберётся в этих вопросах. Это – непреложное правило Узких врат.
Как лист лотоса <не пачкается> водой… Я давно хотел разобраться с этим клише индийской философии. Проблема заключается в том, что лексема पत्रम् может означать не только Лист, но и Лепесток. Поэтому нужно было понять, что говорит современная наука, чтобы предложить вам правильный перевод в соответствии с фактами.
Выяснилось, что, действительно, лист (не лепесток) лотоса обладает чудовищной гидрофобностью. Его эпителий (поверхностный слой клеток) покрыт особыми шишковидными наростами, удерживающими влагу.
Эффект лотоса
В итоге вода скатывается в шарики и, не промачивая листа, стекает с него, захватывая по пути частички пыли, грязи и т.п., то есть ещё и очищая саму пластину листа, чтобы процесс фотосинтеза шёл без помех.
Таким образом, гидрофобность лотоса – это мощнейшая аналогия кармофобности слуги Бога, возлагающего все деяния на Него.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *