Тибетский санскрит. Практикум 5

Мантра Маньжушри

Двадцать лет назад, когда я всерьёз увлёкся буддизмом, моим первым откровением был именно тибетский буддизм. Собственно, не зная истории этого учения, я вообще думал, что это чисто тибетское наследие. И вот в те времена, усиленно занимаясь штудиями тантр, я прикипел всем сердцем к Бодхисаттве Маньжушри, покровителю Бескрайней Мудрости. Уж не знаю, поэтому ли или просто по судьбе написано было, но эта Бескрайняя Мудрость обнажилась передо мной бесстыжим образом. Никто ведь тогда не говорил, что Ею невозможно ни с кем поделиться, а просто пялиться на голую Богиню… быстро надоедает.
Ну ладно, это был стёб над собой любимым. Выбрал нетипичное изображение Танцующего Маньжушри, а также одну из очень мощных и одновременно незатасканных мантр, Рекомендуется всем ступившим на Путь Знания, дабы не утонуть раньше времени в болоте информационной энтропии, по которому этот Путь пролегает.
Танцующий Маньжушри

 

Авторское оформление

 

Думаю, на этом наши практические штудии можно считать завершёнными. Множество мантр на тибетском санскрите требуют посвящения. Я постарался как мог (видят Будды) выбрать те, которые уже по факту введены в оборот, находятся в свободном доступе. В остальных случаях я выложил их под свою ответственность. В идеале желающие могут найти ещё стослоговую мантру Важрасаттвы, вычитать её и сообщить о количестве выловленных ошибок. Ставлю девять к одному, что небитого текста мантры вы не найдёте.
Понимаю, что наибольшим спросом пользуются мантры Дзамбалы для привлечения денег. Ну если сильно приспичит, можете обратиться ко мне лично, я подберу вам в индивидуальном порядке средства корректировки кармы. Или сообщу, что это технически невозможно.
Я планирую дописать кратенькую методичку по чтению составных букв, после чего можно будет считать тему рассмотренной. Есть у меня такое наблюдение: вещи, которые я освоил, перестают быть мне интересны, чтобы в них ковыряться. Зная это наперёд, я постарался материализовать кое-что по изучаемой теме в самом процессе её изучения.
Справочно сообщу, что тибетским языком автор этих строк увлёкся ещё в далёком 2003 году, через пару лет после приобретения первого учебника по санскриту. У меня была потрясающая коллекция редких монографий по тибетскому, а также двенадцатитомный словарь Рериха-Порфионовича (евпочя).
Но так вышло, что тибетский не стал приоритетным, а санскрит (кашеобразность методологии его изучения) потребовал слишком много времени и сил для своего освоения. В итоге к тибетскому, но уже письму, я вернулся год назад, когда приятельница попросила меня перевести надпись на кристалле. На общих соображениях и методологии работы с графикой незнакомого (точнее давно забытого) языка я вычитал мантру, перевёл её и походя выловил две орфографические ошибки. Будь у меня время и материал для чтения, я бы закончил освоение ещё год назад. Но мне “повезло” наткнуться на непереводимую надпись в чайной комнате друзей, после чего энтузиазм сошёл на нет.
Зато в этот раз случилось чудо: взял за основу санскритскую варнамалу, заменил буквы письма нагари на тибетские, получил шпаргалку конкретно под чтение санскрита (поскольку на всех источниках тибетское письмо подаётся таким, какое нужно для чтения самого тибетского языка, а нам это совершенно не подходит). Дальше отписал левой лапкой кота Барсика весь санскритский алфавит тибетскими буквами, положил листочек перед собой. Ну, собственно, и всё. После этого потребовалось несколько дней режима “деревянная задница”, в процессе которого я просто заставлял себя через немогу, запинаясь, списывать и читать всякие разные надписи. В итоге буквы, используемые для санскрита я узнаю безошибочно и читаю достаточно бегло. Сегодня проверял на материале объёмного текста “Сто тысяч мантр”, где весьма своеобразная лексика.
С буквами за пределами этой надобности сложнее. Но если приспичит эти несчастные 5-10 букв всегда можно будет доучить, чтобы больше уже никогда не путаться…
На очереди – бенгали, гуджарати, сиддхам и раньжана. А ещё заветная мечта – освоить каллиграфию тибетского письма… Но трезво понимаю, что на всё просто может не хватить времени. К счастью, период безделья по жизни остался далеко позади, планов громадьё, дел – на десять жизней. Разумеется, без малейшей надежды на успех, строго по заветам карма-йоги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *