The show must go on

Веками и тысячелетиями базовым методом любой науки, помимо фантазирования, было наблюдение. Лишь в Новое время наблюдение стало вытесняться опытом, экспериментом. Для качественного наблюдения важно одно условие: непредвзятость наблюдателя. Он обязан регистрировать факты безучастно, а лишь потом на основании собранных первичных данных делать какие-то выводы.
Именно такая безучастность формируется при созерцательном образе жизни даосов и мистиков. А значит, рано или поздно ты начинаешь видеть. Впрочем, если вы внимательно читали Кастанеду, то знаете: видят все. Просто подавляющее большинство об этом не догадывается.
Мистики именуют всю видимое, наблюдаемое санскритским словом दृश्यम् /дрщьям/. Этимологически слово представляет собой причастие долженствования от 1√दृश् Видеть и как таковое означает «Заслуживающее того, чтобы быть увиденным». Но в языке (любом) присутствует такое явление как транспозиция: употребление одной части речи в позиции другой. И в нашем случае прилагательное दृश्यम् употребляется в позиции существительного, то есть субстантивируется. И как таковое оно начинает означать… Зрелище Шоу Показуха. Со всеми вытекающими.
Вспомнить об этом заставил недавний показной бой ветеранов бокса – Майка Тайсона и Роя Джонса младшего. Я не интересуюсь боксом как таковым, но тем не менее следил одним глазом за карьерой Кости Цзю. Ну а Рой Джонс – это единственный боксер, величие которого я признавал. И, случайно наткнувшись в сети на анонс боя за пару дней до его проведения, я уже не мог пропустить Зрелище.
Мне хватило двух сокращенных раундов по две минуты, чтобы понять: перед нами типичная показуха. Парни не собирались рубиться. Они вышли поспарринговать в полуконтакт. Особенно это было заметно у Джонса, который только обозначал удары, но не вкладывался в них. Говорят, по условиям контракта парням в принципе было запрещено нокаутировать друг друга. И хотя публике сказали, что это ограничение снято, бойцы себя вели так, будто боялись нарушить условие под страхом лишения гонорара.
Бой закончился … вничью. Обоим ветеранам вручили по поясу. Заранее заготовленному поясу!
В этом вся суть показухи: она не является тем, что мы о ней думаем. Но это ведь не всё. Даже понимая с первых минут, что именно мне приходится наблюдать, я досидел до самого конца. Почему? Потому что было приятно смотреть, как твой бывший кумир в полтинник движется, будто ему до сих пор двадцать, как ловко уходит от мозгодробительных ударов железного Майка, как грамотно вяжет его в клинче. За этим крылся талантище, а на талантище всегда приятно смотреть. И даже хорошо, что мужчины не горели желанием себя покалечить. Ну а деньги, поднятые на ставках (на ничью ведь никому не пришло в голову поставить)… Так на то они и ставки, чтобы проигрываться. Играющие с букмекерами получают эмоции не от выигрыша денег, а от щекотания нервов до исхода…
Итак, двумя сущностными характеристиками दृश्यम् Зрелища являются:
а) на него должно быть приятно посмотреть, т.е. в лучших традициях магии Зрелище должно удерживать на себе внимание;
б) оно не то, за что его принимают, т.е. инаковость – это одно из базовых свойств бытия, поскольку Зрелищем является всё, что мы с вами видим.
Поэтому в Матрице всегда ценились креативщики и фальсификаторы, способные создать нечто, на которое хотелось бы посмотреть и обмануться. И, если честно, жизнь в режиме самообмана не несёт в себе столько горя, как это пытаются показать мыслители. Если в мире есть на что посмотреть, значит ради зрелища стоит жить, значит The show must go on.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *