Конфликт в обоих случаях фатален…

10.01.2021

Обещал. Написал. Публикую. Читайте. Думайте.

नरपति–हित–कर्ता द्वेष्यतां याति लोके।
जनपद–हित–कर्ता त्यज्यते पार्थिव–इन्द्रैः।
इति महति विरोधे वर्तमाने समाने,
नृपति–जनपदानां दुर्लभः कार्य–कर्ता।

mālinī
σ: (1) नरपति–हित–कर्ता लोके द्वेष्यतां याति। (2) जनपद–हित–कर्ता पार्थिव–इन्द्रैः त्यज्यते। (3) इति महति समाने विरोधे वर्तमाने <सति>, नरपति–जनपदानां कार्य–कर्ता दुर्लभः।
नरपति–हित–कर्ता (N sg от m ~कर्तृ; G-tp नरपतेः हिताय कर्ता) Трудящийся कर्ता на пользу हित государя नरपति; द्वेष्यतां (A sg от f द्वेष्यता) याति (P pr 3 sg от 2√या) Впадает в немилость; लोके (L sg от m लोक) В миру; जनपद–हित–कर्ता (N sg от m ~कर्तृ; G-tp जनपदानां हिताय कर्ता) Трудящийся कर्ता на пользу हित народа जनपद; त्यज्यते (pass pr 3 sg от 1√त्यज्) Сбрасывается со счетов Пускается в расход; पार्थिव–इन्द्रैः (I pl от m ~इन्द्र; kd पार्थिवाः ते च, इन्द्राः च) lit Земными पार्थिव Индрами इन्द्रैः fig Власть имущими; इति (pcl) При таком; महति (L sg m от adj महत्) Серьёзном; विरोधे (L sg от m विरोध) Конфликте; वर्तमाने (L sg m от adj वर्तमान; prmp от 1√वृत्) Имеющем место быть; समाने (L sg m от adj समान) Общей; नृपति–जनपदानां (G pl от m ~जनपद; it-dv नृपतेः च, जनपदानां च) Для правителей नृपति и народа जनपदानां; दुर्लभः (N sg m от adj दुर्लभ) 1 Трудновстречаемый 2 Невстречаемый; कार्य–कर्ता (N sg от m ~कर्तृ; G-tp कार्याणां कर्ता) Выполняющий कर्ता работу कार्य.

Кто трудится на пользу государя, тот впадает в немилость в миру. Кто трудится на пользу народа, того пускают в расход власть имущие. В условиях такого серьёзного конфликта <интересов>, являющегося типичным, найти того, кто служил бы <одновременно> и власти, и народу, практически невозможно.

Хотел было сначала, по традиции, указать на сложности санскрита. Но это, хоть режьте, совершенно не вписывается в прагматику задуманного текста.
Стихотворение взято из бытовой сказки, включённой в первую книгу Паньчатантры во всех редакциях.
Бытовая сказка, кто не знает, это письменная регистрация реально имевших место событий. На Руси она также пользовалась огромной популярностью. Позже её заменил жанр анекдотов, в том числе исторических, а также кратких прозаических форм, навроде гоголевских и чеховских рассказов.
Речь в сказке идёт о зажиточном купце-меценате именем Дантила, сумевшим снискать любовь как правителя, так и народа. Исключительный характер этого факта и призвано в контексте подтвердить четверостишие.
Зададимся вопросом: а почему вообще так сложно угодить обеим сторонам? Ответ кроется в трудноразрешимом конфликте интересов: у власти и у народа в большинстве случаев контрадикторные, встречные интересы.
Обратите внимание, мы говорим «в большинстве случаев». Т.е. в теории (и крайне редко – даже на практике) бывает иначе.
Мы все, включая меня, являемся эдакими сиротами с промытыми мозгами. Идеологическая пропаганда в процессе социализации инсталлирует нам некие смутные представления об отношениях между народом и властью. Смутность этих представлений конкретизируется в тексте Конституции, во всевозможных предвыборных обещаниях, громких заявлениях и так далее. И мы, мало-помалу, подпадаем под власть слов. На деле имеет место частный случай общечеловеческого догматизма – мы верим на слово. Записано в Конституции, что Россия – демократическое правовое государство, и мы верим этому. Записано наше право на бесплатную медицинскую помощь, бесплатное образование, социальное обеспечение – и мы верим в это.
Ровно до тех пор, пока нам не приспичит воспользоваться демократией и заявить своё несогласие с чем-то, обратиться в суд за защитой своих прав, сходить в бесплатную поликлинику, оформить ребёнка в школу или себя на пенсию. И тут – внезапно! – оказывается, что между реалиями жизни и буковками на экране монитора, подгрузившего страницу с сайта http://www.constitution.ru, лежит бездна. Бездна, выстланная костьми павших в неё до нас. Бездна с раскрытым зевом. Бездна, пускающая слюну в ожидании нашей очереди.
Почему этот вздор работает? Закон масс. Массы не способны осмыслять. Да и мы, претендующие на инаковость, тоже осмысляем слабо. Суть в том, что столкнувшись с несоответствием, мы его просто не замечаем. Списываем на «показалось», на «мне одному (одной) не повезло» и так далее. И продолжаем свято верить…
Власть жижит населению мозги демагогией и кряжит при помощи аппарата принуждения. Население плачет, колется.., но продолжает грызть кактус.
В основе такого скверного положения дел лежит феномен отчуждения власти. Власть отчуждается от народа, выходцами из которого оформлена, становится самостоятельной системой. А любая система всегда существует в некой среде. И из этой среды она потребляет ресурсы на свои рост и развитие. Так вот, народ для отчуждённой власти – это находящийся во внешней среде ресурс. И дело тут совершенно не в людях, которые в конкретный момент занимают должности у власти. Кто бы когда бы на эти должности ни пришёл, сам сценарий остаётся тем же самым: отчуждённая власть кормится за счёт народа.
Ну и, соответственно, в случае чего народ для власти становится козлом отпущения, если неразвитость власти как системы приводит к тому, что она истощает доступный ей ресурс. По этому поводу хорошо сказал И.А. Крылов в присказке к басне Волк и Ягнёнок:
У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим…
И эпический финал:
“Ах, я чем виноват?” – “Молчи! Устал я слушать.
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”.
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.
Поскольку с правильным пониманием сути власти жить сложно, практически невозможно, то обыватель сочиняет себе сказки. Одна из наиболее популярных на Руси сказок – сказка про непорочного Государя, Императора, который желает всем нам блага, но вот чинуши у него – свиные рыла, обманывают, юлят, неверно докладывают обстановку с мест и так далее. Ах, если бы не они, то… жизнь бы наладилась.
Но надо понимать, что не все и не всегда готовы колоть себе 5-%ный раствор самозабвения в виде подобных побасёнок. Кто-то явственно видит плачевное положение народа и воспламеняется идеей послужить ему, то бишь народу. Это болезнь. Синдром Данко, Синдром бодхисаттвы, восторженный альтруизм – называй как хочешь. Современной медициной эта болезнь не лечится. Парамедициной тоже. Т.е. болезнь эта – крест всей жизни. Взял и понёс. Гордо, с прямой спиной, согбенно, ползком, волоком – никого не волнует. Кроме тебя. Потому что тебе с этим – жить.
Разумеется, среди таких крестоносцев масса ряженых. Те самые волки в овечьей шкуре. Но мы же помним слова Иисуса:
По плодам их узна́ете их.
[Мф 7:16]
Какие могут быть плоды? К таким приходят люди. Приходят и остаются. Не все, разумеется, но многие. Вокруг таких формируется общество с принципиально иной культурой. Новый культурный код позволяет играть в принципиально иные игры, ставить принципиально иные спектакли, нежели позволяет мир обыденности, доступный нам по умолчанию. Люди живут в мире, строго придерживаются высоких идеалов благочестия.
Поскольку общество капитулировавшей морали непригодно для сколь-нибудь духовной жизни, то люди естественным образом сбиваются в стаи, кружки по интересам, закрытые клубы, в рамках которых устанавливают иные стандарты общения. Каждая такая стая – это уже секта. Таково этимологическое значение самого слова «секта» – нечто отколовшееся от целого, часть, сектор, сегмент. Поэтому само по себе явление сектантства старо как мир. И вечно. Ввиду вечности самой тяги людей к формированию ойкумены в доступных параметрах уже в этом мире.

Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них.

[Мф 18:20]
Таким образом, двое, мыслящих одинаково – это уже секта. Следовательно, таких сект – тьма тьмущая. Но вот с крупными успешными проектами духовной альтернативы засилью РПЦ (тоже, кстати, пример отчуждения власти, в данном случае власти духовной) в России кот наплакал. Мне известен лишь один, который я лично считаю успешным. Был известен. До осени прошлого года.
Его создатель – Учитель Виссарион. Его Церковь Последнего завета существует без малого тридцать лет. Я был знаком с самыми первыми проповедями Виссариона, печатавшимися в журнале «Цигун и Спорт» в начале девяностых годов прошлого столетия. Я ему поверил. Сразу. Христос? Да. Но не в том понимании, какое вы в это вкладываете. Это Душа, реализовавшая себя на уровне Христосознания. Думаю, его последователи, их многочисленность – живое тому свидетельство.
Ввиду отсутствия признаков отчуждения власти внутри общины (это более правильное наименование такого типа самоорганизации людей) руководство общины от и до трудилось в интересах общего блага. Да и сами условия жизни к этому обязывают: ты всегда на виду у своих, легкодоступен (один из признаков неотчуждённой власти). Если наживёшь серьёзных врагов среди своих, кровно кого-то обидишь, тебя просто ликвидируют религиозные фанатики.
Разумеется, в любом обществе бывают конфликты интересов, трения. Общинная жизнь – это прежде всего умаление своего эго, своего никчёмного «я», жертва личным в интересах общего. В современном социуме насаждаются принципиально иные идеалы, идеалы индивидуализма, разобщённости. Но давайте начистоту: а что, у нас в обычной жизни нет конфликтов? Да их тут пруд пруди. Поэтому при оценке характера тех или иных трений всегда важно выбрать правильное мери́ло. Ибо в этом мире всё познаётся в сравнении. В сравнении с мирскими у общинников – просто рай.
Талантливый, прозорливый политик. Чтобы это понять, нужно самому быть знакомым с веером тех вопросов, которые стоят перед главой многочисленной общины с инаковым мировоззрением.
Выбрал место в глуши Красноярского и направил творческие силы людей на построение эдакого Города-сада. Заодно оживил с полдюжины ближайших деревушек, находившихся на грани полного запустения.
Не ссорился с властями, шёл на компромисс. Помните, я приводил поговорку на хинди:

जल में रहकर मगर से बैर ठीक नहीं।
Живя в водоеме, глупо враждовать с крокодилом.

Любая община требует земли для реализации своих творческих планов. Эта земля должна быть кем-то выделена. Кем? Властью. Того государства, на территории которого вы окапываетесь. И уже самим фактом нахождения на территории конкретного государства вы подпадаете под действие всего свода законодательства.
Кроме того, система с неотчуждённой властью вынуждена добывать средства на свои рост и развитие извне. Т.е. требуется построение деловых связей с «нормальными». Общинники освоили ремёсла по возведению деревянных срубов. Делают отличные дома. Добывают хлеб собственным трудом. Наполняют бюджеты отчислениями со своих доходов.
Не призывают к мятежам, свержению существующего конституционного строя, насилию, убийствам, поджогам. Проповедуют мирное полюбовное разрешение конфликтов. Понимают, что являются младшей системой по отношению к системе государственной власти, безудержной, ненасытной и своевольной. Но, как говорит Христос, «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» [Мф 22:21]. И они отдают…
В этом смысле Виссарион переплюнул Дантилу из Паньчатантры. Тот окормлял народ материально, а значит, эпизодически. Так же эпизодически давал взятки местному князьку. Учитель Виссарион окормляет народ постоянно. Даёт смысл жизни. Смысл за пределами привычного всем нам мещанства, и приспособленчества. Смысл, какого в обыденности днём с огнём найти сложно. И при этом умудряется не враждовать с властью, поддерживая имидж лояльного и законопослушного руководителя.
Умудрялся… Но вот настали чёрные дни для Церкви Последнего завета: в сентябре 2020 года в их город-сад нагрянули вертушки с силовиками, пастырей – в браслеты и переправили в СИЗО. С сентября месяца я продолжаю следить за развитием событий. Для меня ситуация стала самым тяжким потрясением ушедшего десять дней назад 2020 года. Я не стал об этом писать в итогах, тем более что итогов нет. Есть только мои растрёпанные чувства и растерянность пяти тысяч людей, оставшихся без Учителя.
Дело не в том, что случилось нечто вопиющее. Вовсе нет: варварскими методами воевать с инакомыслием – это норма для Руси. И сказки конституции о свободе вероисповедания – для духовных инвалидов. Все кто надо прекрасно понимают фиктивный характер подобных деклараций.
Дело в другом. Община жила и развивалась на протяжении трёх десятков лет. Сам этот факт в условиях российского тоталитаризма – само по себе неземное чудо.
Эта история никого ничему не учит. И без этих избыточных закошмариваний (вы бы так лихо боевиков ликвидировали) понятно: Россия на сегодняшний день является каменистой почвой, в которую опытный сеятель не желает бросать семя. И нужно быть агрономом от бога, воплощением бога, чтобы на голых камнях вырастить тот сад, который вырастили виссарионовцы.
АТ недавно скинул мне ссылку на неплохое журналистское расследование по теме. Прикреплю его в текст. Для тех, кто любит обсуждать факты, а не голые идеи (как это нравится мне самому).

Чем бы ни закончилась эта гнусная история, Виссарион уже сделал невозможное. Для обычных человеков невозможное. Чем лучше всяких красноречивых фраз доказал – он необычный человек…

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *