Осмысление своебытия

Санскритское слово ध्यानम् известно практически каждому причастному к «индустрии просветления». Либо как часть той же восьмичленной йоги, либо в китайском прочтении «чань», либо, на худой конец, в японской кальке «дзен».
У меня с этим словом связан болезненный опыт ошибочной практики с трагичным исходом. В середине девяностых рынок духовной литературы был сравнительно пуст, его ёмкость никому ещё не была известна. Зато у всех подвижников глаза горели от любого перенабранного в блокноте тематического текста.
Первые практики дхьяны я проводил по куцым описаниям Маслова, опубликовавшего в библиотечке журнала «Физкультура и спорт» впервые вывезенные за пределы Китая практики цигун. Кстати, больше таких я нигде не встречал с тех пор. Да и сам автор ушёл через некоторое время в плоскость теоретических исследований.
Тогда выручила физиология. Молодость, высокий гормональный фон, мыслеверть в голове. В итоге сидеть в созерцании не хотелось. Но несколько лет спустя я вернулся к практике. От Мастера получил простую инструкцию: сидеть в безмыслии как можно дольше. Ну вот и сидел. Ночь за ночью. Мысли, разумеется, лезли. Я свирепел, взрывался, выдумывал различные психопрактики борьбы с ними. Итог: в тридцать лет у меня нарушилась связность мышления. То есть поток мыслей, одна за другой, перестал течь. Я не мог связать двух слов, говорил с огромными паузами и запинками. С такими же паузами, как у Раджниша. С такими же запинками, как у Сидерского. Только в степень хуже.
Вместе с утратой связного мышления у меня начались
а) проблемы с памятью, в голове ничего не хотело держаться,
б) проблемы с самоопределением, поскольку картины мира в голове тоже не оказалось, она рассыпалась под психическим натиском, порушилась в ходе борьбы с самим собой.
В какой-то момент промелькнула мысль, что всё, жопа, теперь упекут в дурку, если кто увидит меня таким. В общем, это был тот период направленного доведения себя до предела, после которого внутри что-то чпокнуло, выплюнуло душу, после чего она, душа, вернулась с каким-то неземным безразличием ко всему.
Примерно через год жизни на описанной ступени मूढ–चित्तम् я собрал небольшое количество свободной славы для рывка. И сделал интуитивно верное действие – начал осмыслять себя, свою жизнь. Взял коренные тексты, поставил под сомнение всё что слышал прежде и начал ковырять.
Слава быстро заканчивалась, хватало на пару дней, после чего неделю примерно нужно было ничего не делать, чтобы капля за каплей внутри собиралась новая порция. И снова тратил её на личное понимание. Мне в те годы силу никто взаймы не давал, поэтому весь процесс шёл долго. Помогло то, что личного опыта для осмысления было с избытком.
Я находился в преобладающем помрачении द्वेषः, то есть тихой ненависти ко всем. Раз за разом я выяснял, что всё, что я делал, я делал прямо противоположным образом тому, как нужно было бы. Потому что таков этот Мир Извращённых Смыслов – здесь всё вывернуто наизнанку.

Вернёмся к ध्यानम्। Давайте просто трезво помыслим вместе. Зачем любому из нас вот так взять и отключить свой поток мыслей? Да ещё с намерением больше никогда им не пользоваться. Мне доставляла в своё время особое раздражение бравада киевского гимнаста А.В. Сидерского, утверждавшего, что его внутренний диалог, дескать, однажды угас и больше никогда не возобновлялся. А ты, дорогой, как с людьми-то, по-твоему, общаешься? Как вот эту самую позёрскую фразу сумел построить, если внутри у тебя пусто как в рваном пионерском барабане?
Возьмём практику йоги. Из пяти разновидностей самадхи четыре сопряжены с мышлением. А пятое, безопорное, имеет серьёзные аргументы против своей исключительной практики. Но это уже к тибетским йогинам от буддизма. В традиции тибетского буддизма распределение примерно такое же, основная практика – это практика так называемой аналитической медитации. И это совершенно разумно. Для развития нужно не в кому себя вгонять, а жаждать понимания. Всё большего и большего.
Практика осмысления – вот та единственная дхьяна, которая должна стать частью бытия каждого из вас. Я вам от всей души этого желаю. И со своей стороны прямо сейчас объясню, в чём она заключается.
В традиции йоги направленное мышление именуется словом भावना।
Я посмотрел, в санскритско-санскритском толковом словаре Щабда-кальпа-друма даётся три значения: 1 ध्यानम् религиозная медитация 2 पर्यालोचनम् размышление 3 अधिवासनम् что-то навроде освящения идола.
Очень точные определения духовных терминов даёт Бходжадева. Толковые словари курят.
भावना = भाव्यस्य विषय–अन्तर–परिहारेण चेतसि पुनः पुनः निवेशनम्।
Осмысление – это повторяемое предъявление сознанию познаваемого объекта с изоляцией от посторонних ощущений.< Что важно понять на уровне метода? Первое – мы должны определить своей психике объект познания भाव्यम्। Безпредметного осмысления не бывает. Мы задаём тему. Одну, другую, третью. И они должны крутиться в сознании в активном виде. В таком случае любые ваши чтения становятся в степень продуктивнее. Как вы можете найти ответ, если не задавали вопроса? Это просто невозможно. Тексты будут проходить насквозняк, не задерживаясь внутри. Нужны входные фильтры. Я за свободу души. Поэтому фильтры должны ставиться каждым лично. Какие темы для вас животрепещущи? Да хоть на бумажке столбиком выпишите. Предъявите сознанию. Второе – повторяемость предъявления पुनः पुनः, раз за разом. Помеченные темы требуют цикличного возвращения к ним. Ребят, ну не бывает чудес. Я бы с радостью прописал вам пилюлю щастья, но таковых нет. Или щастье будет мимолетным, а ломки жуткими, или вкалывать нужно, сколько есть мочи. Что позволяет сделать повторяемое предъявление? Оно выделяет осмысляемое явление из безконечного множества явлений Мира. То есть делает его (явление) фигурой, а всё остальное фоном. Третье – степень изоляции явления напрямую зависит от успеха вашей йогической практики. Но даже если вы таковой вообще не заняты, это ровным счётом не имеет никакого значения. Да, голову будут фаршировать побочные мысли, вас постоянно будет сдёргивать с объекта осмысления, утаскивать в сторону. Ничего страшного, просто времени потребуется больше, вот и всё. Четвёртое – в чём соль? Во взирании на явление. Допустим, стол, накрытый к семейному обеду. Вы выбираете вниманием одну ложку и волевым усилием делаете её фигурой, наполняете только её формой своё сознание. Всё остальное, как говорят фотографы, в боке́. А дальше наблюдаете за мыслями, порождающимися в вашем сознании. Теперь то же самое, только с абстрактными идеями. Допустим, берёте любую из четырёх истин возвышенного, предъявляете сознанию в виде мысленного её проговаривания, а затем смотрите, какие мысли по этому поводу зарождаются в голове. Это как бросить камень на гладь сознания. Круги неизбежно пойдут. Другой вопрос, что поначалу, вероятно, вы эти круги не сумеете увидеть. Поэтому первые полгода-год обычно советуют предъявлять психике темы не как описано выше, а через чтение соответствующих текстов. Текстов, в которых уже кто-то поосмыслял интересующий вас предмет, тему. И так до тех пор, пока однажды вдруг не обнаружите, что можете направлять внимание на явление и получать вполне адекватный психический отклик. В общем, никакой экстрасенсорики, это обычная физика электромагнитных и прочих полей. И пусть это не будет отупляющей дхьяной, пусть это будет продуктивной бхаваной, осмыслением собственного бытия. Напоследок из личного опыта. Очень важно писать. На компьютере ли или на клочках бумаги. Писать, рисовать схемки, разбирать структуры определений или перечни в рамках тех или иных классификаций. Это только кажется, что действие внешнее. Для психики нет внешних действий. В итоге вы через бумагу будете работать со структурированием собственного сознания. Мы называем это «выписаться из проблемы». Именно написаниями текстов я вернул себе способность более-менее связно мыслить и излагать, убрал из головы ту вату, которой был набит словно подушка. Я понимаю ваше недоумение. Но хочу напомнить, что в триединстве органического бытия именно информация задаёт параметры всего сущего. Работаете с информацией – работаете с первичным кодом. Поэтому информация – самое ценное, что может быть в вашем распоряжении. Но не абы какая, а системная, рабочая, сопоставимая со стоящими перед нами целями. Всё.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *