सां. का. ४

दृष्टम्, अनुमानम्, आप्त–वचनं च सर्व–प्रमाण–सिद्धत्वात्।
त्रिविधं प्रमाणम् इष्टं, प्रमेय–सिद्धिः प्रमाणात् हि ॥

अन्वयः (Прямой порядок слов)– सर्व–प्रमाण–सिद्धत्वात् प्रमाणं– दृष्टम्, अनुमानम्, आप्त–वचनम् च – (इति) त्रिविधम् इष्टम्। हि प्रमाणात् प्रमेय–सिद्धिः (भवति)।

दृष्टं यथा– श्रोत्रं, त्वक्, चक्षुः, जिह्वा, घ्राणम् – इति पञ्च बुद्धि–इन्द्रियाणि। शब्द–स्पर्श–रूप–रस–गन्धाः – एषां पञ्चानां पञ्च एव विषयाः यथा–संख्यम्। शब्दं श्रोत्रं गृह्णाति, त्वक् स्पर्शं, चक्षू रूपं, जिह्वा रसं, घ्राणं गन्धम् इति। एतत् «दृष्टम्» इति उच्यते प्रमाणम्।
Восприятие. Пять каналов познания: ухо, кожа, глаз, язык, нос. У этих пяти такие же пять сфер действия: звук, касание, образ, вкус, запах – по порядку. Ухо схватывает звук, кожа – касание, глаза – образ, язык – вкус, нос – запах. Такой способ познания зовётся «восприятие».

[Примечание: слово दृष्टम् используется при Счислении в особом значении. Буквально это пассивное причастие прошедшего вида со значением «увиденное». Однако уже следующим предложением Гаудапада даёт ему синоним प्रत्यक्षः। Именно под этим синонимом явление упомянуто в Йога-анущасане у Патанджали.]

प्रत्यक्षेण, अनुमानेन वा यः अर्थः न गृह्यते, सः आप्त–वचनात् ग्राह्यः। यथा– इन्द्रः देव–राजः, उत्तराः कुरवः, स्वर्गे अप्सरसः इत्यादि। प्रत्यक्ष–अनुमान–अग्राह्यं अथ आप्त–वचनात् गृह्यते।
Тот объект, который не схватывается при помощи восприятия или осмысления, может быть получен вследствие утверждения достойного. Например: Перун, царь богов; Северные куру; ангельские девы в раю. Итак, несхватываемое при помощи восприятия и осмысления схватывается в результате утверждения достойного.
अपि च उक्तम्–
Кроме того говорится:
आगमः हि आप्त–वचनं, आप्तं दोष–क्षयात् विदुः।
क्षीण–दोषः अनृतं वाक्यं न ब्रूयात् हेतु–असंभवात्॥
स्वकर्मणि अभियुक्तः यः सङ्ग–द्वेष–विवर्जितः।
पूजितः तद्–विधैः नित्यं आप्तः ज्ञेयः सः तादृशः॥
Утверждение достойного, это именно что предание. Достойного [так] зовут вследствие устранения недостатков. Лишённый недостатков не станет говорить ложного утверждения. Поскольку для этого отсутствуют предпосылки.
Кто вовлечён в свои дела с полностью отброшенными пристрастиями и отвращениями, постоянно почитается такими же как он, то такой может считаться достойным.

एतेषु प्रमाणेषु सर्व–प्रमाणानि सिद्धानि भवन्ति।
В этих способах познания заключены все способы познания.
षट् प्रमाणानि, जैमिनिः।
Джаймини [выделяет] шесть средств познания.
– अथ कानि तानि प्रमाणानि?
– Ну и что это за средства познания?
– अर्थ–आपत्तिः, संभवः, अभावः, प्रतिभा, ऐतिह्यं, उपमानं च – इति षट् प्रमाणानि।
– Дедукция, допущение, отрицание, воображение, предание, сравнение – шесть средств познания.
तत्र अर्थ–आपत्तिः द्विविधा– दृष्टा, श्रुता च। तत्र दृष्टा– एकस्मिन् पक्षे आत्म–भावः गृहीतः चेत्, अन्यस्मिन् अपि आत्म–भावः गृह्यते एव। श्रुता यथा– दिवा देवदत्तः न भुङ्क्ते, अथ च पीनः दृश्यते, अतः अवगम्यते रात्रौ भुङ्क्ते इति।
Их них дедукция двух видов: видимая и слышимая. При этом видимая: если в одном случае может быть схвачено существование Атмана, то и в другом также существованние Атмана схватывается. Слышимая: например, Богдан не ест днём, и всё же выглядит упитанным. Из этого делается вывод, что он ест ночью.
संभवः यथा– «प्रस्थः» इति उक्ते चत्वारः कुडवाः संभाव्यन्ते।
Допущение: когда говорят «прастха», предполагается четыре кудавы.
अभावः नाम प्राक्–इतरेतर–अत्यन्त–सर्वाभाव–लक्षणः। प्राक्–अभावः यथा– देवदत्तः कौमार–यौवान–आदिषु। इतरेतर–अभावः– पटे घट–अभावः। अत्यन्त–अभावः– खर–विषाण–वन्ध्या–सुत–ख–पुष्पवत् इति। सर्व–अभावः प्रध्वंस–अभावः– दग्ध–पटवत् इति। यथा– शुष्क–धान्य–दर्शनात् वृष्टेः अभावः गम्यते। एवम् अभावः अनेकधा।
Именем «отрицание» обозначается отсутствие предшествующего, взаимоотрицание, окончательное и полное. Пример отрицания предшествующего: Богдан в детстве и отрочестве. Взаимоотрицание: отрицание горшка при [имеющейся] тряпке. Полное отрицание: как в случае ослиных рогов, ребёнка безплодной женщины или небесных цветов. Полное отрицание – это отрицание в результате разрушения, как в случае сгоревшей тряпки. Например, в случае наблюдаемого иссохшегося зерна понимается отсутствие дождя.
Таким образом, отрицание имеет много подвидов.
प्रतिभा यथा–
Пример воображения:
दक्षिणेन च विन्ध्यस्य, सह्यस्य च यत् उत्तरम् ।
पृथिव्याम् आसमुद्रायां सः प्रदेशः मनोरमः ॥
«На земле, что к югу от хребта Виндхья и к северу от Сахья, вплоть до самого океана такая чарующая местность!»
एवम् उक्ते, तस्मिन् प्रदेशे शोभनाः गुणाः सन्ति, इति प्रतिभा उत्पद्यते। प्रतिभा अन्वास–संज्ञानम् इति।
После выслушивания такого появляется представление, что в той местности превосходные качества. Поэтому представление – это следующее [за оглашением] понимание.
ऐतिह्यं यथा– ब्रवीति लोकः यथा अत्र वटे यक्षिणी प्रवसति; इति एव ऐतिह्यम्।
Пример предания: как говорит народ, на этом фикусе проживает якшини. Это и есть предание.
उपमानं यथा– गौः इव गवयः, समुद्रः इव तडागः।
Пример сравнения: гавайя, похожая на корову; пруд похожий на океан.
एतानि षट् प्रमाणानि त्रिषु दृष्ट–आदिषु अन्तर्–भूतानि। तत्र अनुमाने तावत् अर्थ–आपत्तिः अन्तर्भूता। संभव–अभाव–प्रतिभा–ऐतिह्य–उपमाः च आप्त–वचने।
Эти шесть средств познания оказываются включёнными в трёх, начиная с восприятия. При этом к осмыслению относится только дедукция. А допущение, отрицание, воображение, предание и сравнение – к утверждению достойного.
तस्मात् त्रिषु एव सर्व–प्रमाण–सिद्धत्वात् त्रिविधं प्रमाणम् इष्टं‍, तत् आह। तेन त्रिविधेन प्रमाणेन प्रमाण–सिद्धिः भवति, इति वाक्य–शेषः।
Поэтому автор и говорит, что средство познания признаётся трёх видов, поскольку любое средство познания утверждено в этих самых трёх. Остаётся добавить, что в связи с этим благодаря средствам познания трёх видов появляется успех достоверного знания.
प्रमेय–सिद्धिः प्रमाणात् हि। प्रमेयं– प्रधानं, बुद्धिः, अहंकारः, पञ्च तन्मात्राणि, एकादश इन्द्रियाणि, पञ्च महाभूतानि, पुरुषः इति। एतानि पञ्च विंशतिः तत्त्वानि व्यक्त–अव्यक्त–ज्ञाः इति उच्यन्ते। तत्र किंचित् प्रत्यक्षेण साध्यं, किंचित् अनुमानेन, किंचित् आगमेन।
«В свою очередь, установление доказуемого является следствием средств познания». Доказуемое: праматерия, разум, личность, пять танматр, одиннадцать каналов взаимообмена со средой, пять Высших Стихий, Сознание. Эти двадцать пять сущностей называются «проявленное», «непроявленное» и «познающий». Из них что-то может быть установленно восприятием, что-то – осмыслением, что-то – благодаря личной передаче.
इति त्रिविधं प्रमाणम् उक्तम्॥
Так изложено средство познания трёх видов.

11 комментариев

  1. Наташа

    То есть, эти три вида — это три необходимые составляющие?
    (Хоть их и надо подавлять))
    Почему-то мне кажется, что самое сложное это третье. Это ж надо еще найти «достойного».
    Ну может, не самое сложное, а то на что сложно повлиять.

    И как то у них совсем мало про अनुमानम्.
    Но, учитывая ваш перевод-пояснение в ОЛС получается более полная картина.

    Ответить

    1. Это три подвида праманы, познавательной деятельности. Таким образом, подразумевается, что во время практики «замирания» подавляют любую познавательную деятельность: восприятие, обмозговывание и … вот с третьим да, мутно. Точнее, там всё ясно, но не в пользу мыслителей. Когда переведём четыре карики, я выскажусь отдельно на счёт «авторитетов».

      Сейчас остальные выложу. Там как раз анумана, сливки для фанатов логики.

      Ответить
      1. Наташа

        Я имела ввиду, что чтоб дойти до йоги (или еще до чего), нужны все вида деятельность.
        И без того, что бы кто-нибудь чего нибудь тебе сообщил, наверно сложно.

        Ответить

        1. Это как раз понятно. НО! В следующих кариках указано, что надёжное заверение относится к тому, чего сам человек воспринять не может. В практиках же всё иначе. Мы сначала слушаем, что нам сказали, а потом проверяем, так ли оно на самом деле. И потом получаем собственный опыт. А первичный канал осведомления оказывается уже и не нужным. Или нужным для следующего осведомления.

          Ответить
  2. Наташа

    दृष्टम्, अनुमान, आप्त– वचनं च, सर्व– प्रमाण– सिद्धत्वात् ।
    Восприятие, осмысление и утверждение достойного, таким образом определены все способы познания.
    त्रिविधं प्रमाणम् इष्टं, प्रमेय– सिद्धिः प्रमाणात् हि ।।
    Утвержденный трехвидовый источник знания [служит] для установления с помощью познания объектов подлежащих доказыванию.

    Ответить

    1. Несколько моментов, которые нужно будет уточнить позже, глубже прочувствовав язык санкхьи. Но пока вот такие соображения.

      1. Мне кажется, что у Ищваракришны (автора карик) какой-то не очень правильный язык, если честно. Я специально выбрал издание со вспомогательным разделом अन्वयः, где приводится восстановленный нормальный порядок слов. При переводе навязанный стихом порядок слов можно не соблюдать, если он не позволяет выявить логику (точнее прямо этому мешает).

      Тогда получается примерно следующее:
      В силу того обстоятельства, что –त्वात् все सर्व– средства познания –प्रमाण– установлены –सिद्ध–, признаётся इष्टम् трёхвидовое त्रिविधम् познание प्रमाणम् – наблюдение (восприятие) दृष्टम्, осмысление (вывод) अनुमानम् и च утверждение надёжного (достойного) आप्त–वचनं।
      Именно हि от средств познания प्रमाणात् – установление –सिद्धिः подлежащего доказыванию प्रमेय–।

      То есть, первая половина второй строки относится к первой строке, такая логика. Потому что в последней четверти есть своё слово प्रमाणात्।
      2. Остаётся открытым вопрос с тем, что же такое प्रमाण। Желательно, конечно, посмотреть способ его образования: प्र+मा+अन। Буквально «про-мер-ение». Иначе говоря, я склонен считать, что речь идёт о познавательной деятельности в целом. А дальше её формы. Я постарался использовать современные наработки психологов. Потому что познавательная деятельность (пусть и избыточно для обычного человека) разбирается в психологии.
      Психологи выделяют по сути две формы мышления: предметно-чувственное и абстрактно-логическое. Это как нельзя лучше описывается через दृष्टम् и अनुमानम्। Согласны? А это значит, можно поднять конспекты по психологии и посмотреть детали этих механизмов. Очень помогает.
      Допустим, есть музыкальное мышление, представляете. Это когда человек может мыслить категориями звуков. То есть, речь идёт о более дробном делении दृष्टम् в зависимости от того, что именно воспринимается. Можно говорить и о вкусовом мышлении (допустим, у поваров и технологов пищевой промышленности). И так далее. И это всё тоже здесь…

      3. Подвешенным остаётся आप्त–वचनम्। Хотелось бы узнать ваше мнение, может ли быть «осведомлённость с чужих слов» средством установления подлежащего доказыванию (प्रमेय–सिद्धिः)? И к чему это может привести (и приводит) в условиях невозможности проверить «надёжность» и добросовестность источника?

      Ответить
      1. Наташа

        Об «утверждении достойных».

        Если начать с начала (о познании) то:
        Уровень 0:
        Слушаем всех подряд и так и живем, не заморачиваясь пониманием.
        Уровень 1:
        Пробуем «на вкус» и живем исходя из оценки «понравилось или «не понравилось».
        Уровень 2:
        Пытаемся осмыслять, делаем выводы. И живем на основе на собственных измышления, считая свой разум конечной инстанцией.
        Уровень 3:
        Не удовлетворившись предыдущими уровнями, пытаемся найти «авторитета». И так как все способы познания уже исчерпаны, то принимаем «утверждение достойного» на веру. И тогда, получается, проверяем результатом собственной жизни. Особо упертые успевают проверить (если «достойные» оказался «лжедостойным»), разувериться и начать поиск другого «достойного».

        Тут конечно все напутано на всех этапах… Например, когда слушаем всех подряд, туда вплетаются и мнения «достойных» кем-то когда-то слышанные. И, когда думаем сами, стекла у нас хоть и мутные да грязные, но направление обычно все-таки видно.

        (это так… мысли вслух… не утверждения)

        Ответить

        1. Всё, за вас я спокоен. Усвоенного знания уже с головой хватает, чтобы выставлять нужные фильтры на входе, обладая знанием о доступом человеку инструментарии познания в принципе.
          Теперь с чистой совестью можно рукколу сеять и выращивать. Если вырастет, научу делать пиццу с ней.

          Ответить

            1. Точно!

              Кстати, помните, мы в Чарака-самхите читали об общении с достойными. Я, кстати, там впервые узнал, что слово आप्तः имеет такое значение. Буквально это пассивное причастие со значением «полученный, обретённый».

              Ответить

    2. Но, добавлю, दृष्टम् относится к непосредственно воспринимаемому. Когда композитор сочиняет музыку, это уже विकल्पः।

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *