सां. का. ६

एवं त्रिविधं प्रमाणम् उक्तं; तत्र केन प्रमाणेन किं साध्यम् उच्यते–
Вот так изложена познавательная деятельность трёх видов. О том, что в ней каким способом может быть установлено, говорится [следующее]:

सामान्यतः तु दृष्टात् अतीन्द्रियाणां प्रसिद्धिः अनुमानात्।
तस्मात् अपि च असिद्धं परोक्षम् आप्त–आगमात् सिद्धम्॥

६ अन्वयः– अतीन्द्रियाणां तु सामान्यतः दृष्टात् अनुमानात् प्रसिद्धिः। तस्मात् अपि च असिद्धं परोक्षम् आप्त–आगमात् सिद्धम्।

सामान्तः दृष्टात् अनुमानात् अतीन्द्रियाणां= इन्द्रियाणि अतीत्य, वर्तमानानां सिद्धिः। प्रधान–पुरुषौ अतीन्द्रियौ सामान्यतः–दृष्ट–अनुमानेन साध्येते; यस्मात् महत्–आदि लिङ्गं ग्रिगुणम् यस्य इदं ग्रिगुणं कार्यं, तत् «प्रधानम्» इति। यतः च अचेतनं चेतनम् इव आभाति, अतः अन्यः अधिष्ठाता «पुरुषः» इति। व्यक्तं प्रत्यक्ष–साध्यम्।
В результате вывода по аналогии происходит установление сверхчувственных, то есть пребывающих за пределами чувств, [явлений]. Матрица и Сознание, будучи сверхчувственными, устанавливаются при помощи вывода по аналогии. Ибо средняя посылка «Махат и прочие» состоят из трёх гун, [а] «Матрица» это то, у чего это является трёхгунным следствием. И поскольку несознательное кажется сознательным, поэтому сторонний надзиратель – «Сознание». Явленое устанавливается наблюдением.
तस्मात् अपि च असिद्धं परोक्षम् आप्त–आगमात् सिद्धम्।
А невоспринимаемое, неустановимое в том числе и в результате этого, устанавливается благодаря передаче надёжного источника.
यथा– इन्द्रः देव–राजः, उत्तराः कुरवः, स्वर्गे अप्सरसः – इति परोक्षम् आप्त–वचनात् सिद्धम्॥
Например, такие неверифицируемые утверждения как «Индра – царь богов», «северные куру», «ангельские девы в раю» — устанавливаются благодаря надёжному заверению.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *