СК15 обоснование Истока-Прадханы (Гаудапада)

त्रैतुण्यात् अविवेकि–आदिः व्यक्ते सिद्धः। तद्–विपर्यय–अभावात्, एवं कारण–गुण–आत्मकत्वात् कार्यस्य, अव्यक्तम् अपि सिद्धम्– इति एतत् मिथ्या; लोके यत् न उपलभ्यते, तत् नास्ति– (इति न वाच्यम्, सतः अपि पाषाण–गन्ध–आदेः अनुपलम्भात्।) एवं प्रधानम् अपि अस्ति किंतु न उपलभ्यते।
– Ошибочно [думать] так: «В связи с его трёхкомпонентностью в отношении Явного установлены неразличение и прочие [признаки]. На основании отсутствия обратного этому, и поскольку у продукта так что и Скрытое тоже установлено». Что не воспринимается в мире, того нет.
– Так не нужно утверждать. Ведь недоступно восприятию хоть и существующее, например, запах в камнях. Аналогично и Исток существует, однако не воспринимается.

{Здесь мы наблюдаем игру слов. А всё потому, что индийские философы не дают определения понятию सत्। Но должны ли мы следовать за их логикой? Давайте посмотрим на примере. «У меня нет денег». Но ведь я работаю, и через двадцать дней мне выдадут зарплату. То есть, у меня потенциально есть деньги? Вот эти «есть» и «нет» порождают кучу недоразумений. Огромное количество методик манипулирования сознанием построено на том, чтобы заставить человека думать, якобы у него уже есть то, что всего лишь потенциально могло бы быть.
{Поэтому давайте договоримся следующим образом: предикат «существующий» мы применяем к субъекту, доступному нашим органам чувств в тот или иной отрезок времени. И именно в этот отрезок этот субъект и является существующим.
«Снег идёт» означает «снег [сейчас] есть». «Снег кончился» означает «снега [сейчас] нет». И удостоверяем мы это, бросая взгляд за окно.
{Запах камней, пока он не зафиксирован, является всего лишь фантазией. Молекулы и атомы, пока они не были зафиксированы учёными, не существовали. Они получили статус бытия только после обнаружения и поименования.
Вероятно, вам это будет сложно понять и тем более принять. Но попробуйте уяснить одну вещь: материя служит формой проявления того или иного сознания. И она же служит формой привлечения к себе потоков внимания других сознаний. Вне осмысления сознанием материя не может иметь статус бытийности. Примерно как вы в глубоком сне не знаете о своём существовании. Вы вобще ничего не знаете: ни кто вы, ни что вы, ни где вы.
{А дальше мы приходим к основной проблеме индийской философии. Заключается она в неумении разводить мир предметный, доступный чувствам, и мир идей, доступный разуму. А разница здесь колоссальная.
{Предметный мир – это заданность в процессе становления. Мир идей – это мир фантазий, которые живы ровно столько, сколько живы сознания, их фантазирующие. Таким образом, в предметном плане никакого Истока प्रधानः нет и быть не может в силу самого его определения как недоступного восприятию. А вот в плане идей может быть всё что угодно, всё с чем вы соглашаетесь. И вопрос всего лишь в том, чтобы выбрать те идеи, которые позволят быть более эффективным в предметности. Если идея Истока помогает вам в жизни, пожалуйста, пользуйтесь. Но только после проверки оснований, по которым она выведена.}

भेदानां परिमाणात्, समन्वयात्, शक्तितः प्रवृत्तेः च।
कारण–कार्य–विभागात्, अविभागात् वैश्वरूप्यस्य॥

अन्वयः– भेदानां परिमाणात् समन्वयात् शक्तितः प्रवृत्तेः कारण–कार्य–विभागात् वैश्वरूप्यस्य अविभागात् च (अव्यक्तं कारणं अस्ति)।

«कारणम् अस्ति अव्यक्तम्» – इति क्रिया–कारक–संबन्धः।
Грамматическая связь с двусоставным предложением «…существует причина, являющаяся Скрытой» [следующая карика].
भेदानां परिमाणात्। लोके यत्र कर्ता अस्ति, तस्य परिमाणं दृष्टम्। यथा, कुलालः परिमितैः मृत्–पिण्डैः परिमितान् एव घटान् करोति। एवं महत् अपि। पहत्–आदि–लिङ्गं परिमितं भेदतः प्रधान–कार्यम्। एका बुद्धिः, एकः अहंकारः, पञ्च तन्मात्राणि, एकादश इन्द्रियाणि, पञ्च महाभूतानि – इति एवं भेदानां परिमाणात् अस्ति प्रधानं कारणं, यत् व्यक्तं परिमितम् उत्पादयति। यदि प्रधानं न स्यात्, तदा निष्परिमाणम् इदं व्यक्तम् अपि स्यात्। परिमाणात् च भेदानाम् अस्ति प्रधानं, यस्मात् व्यक्तम् उत्पन्नम्।
В силу заданности частностей. В мире, где присутствует субъект действия, наблюдается его заданность. Например, гончар делает из определённых кусков глины определённые же горшки. Аналогично и Великий. Знаки, начиная с Великого, будучи определёнными, порознь являются следствием Истока. Один разум, одна личность, пять танматр, одиннадцать каналов обмена, пять Великих Начал – таким образом, в силу заданности частностей есть главенствующая причина, которая вызывает к появлению определённое Явное. Если бы Истока не было, тогда и это Явное было бы незаданным. Но вследствие заданности частностей есть Исток, из которого появилось Явное.

तथा समन्वयात्। इह लोके प्रसिद्धिः दृष्टा यथा, व्रत–धारिणं बटुं दृष्ट्वा, समन्वति, नूनम् अस्य पितरौ ब्राह्मणौ इति। एवम् इदं त्रिगुणं महत्–आदि–लिङ्गं दृष्ट्वा, साधयामः अस्य यत् कारणं भविष्यति। अतः समन्वयात् अस्ति प्रधानम्।
Далее, на основании причино-следственной связи. В этом мире имеется такой способ обоснования. Например, видя мальчика, держащего обет, человек домысливет, что определённо его родители – жрецы. Аналогично этот трёхкомпонентный Знак, начиная с Великого, мы приходим к заключению, какова будет его причина. Поэтому, на основании причино-следственной связи существует Исток.

{Аргумент к житейской логике или абстрактному здравому смыслу должен считаться уловкой в споре. В данном случае можно привести обратный пример. Новогодняя ночь. Стук в дверь. Вы открываете, а там мужик в красном костюме с накладной бородой. Вы ему: «Проходите, дедушка, мы вас заждались!» Он заходит, достаёт из мешка обрез, ставит вас к стенке и обчищает дом. И всё потому, что вы воспользовались той самой логикой, которую нам подсовывает Гаудапада. Вы по внешним признакам домыслили содержание.
{Таким образом, есть типичная схема оценки. И этой схемой можно пользоваться против вас. Достаточно попасть в имеющиеся у вас критерии внешнего различения, чтобы вы сами домыслили нужное мне внутреннее содержание. Это и называется пыль в глаза пускать или щёки раздувать.
{Мы уже говорили, что сама концепция причинности совершенно неочевидна и при желании легко разваливается как надуманная.}

तथा शक्तितः प्रवृत्तेः च। इह यः यस्मिन् शक्तः, सः तस्मिन् एव अर्थे प्रवर्तते। यथा, कुलालः घटस्य करणे समर्थः घटम् एव करोति, न पटं, रथं वा।
Далее, также по причине деятельности на основе способностей. Здесь кто в чём умел, тот в том предмете [и] проявляет себя. Скажем, гончар способный в изготовлении горшков, именно горшки делает, а не ткань или колесницы.

{Тем самым нам хотят сказать, что участь нищего – быть нищим. Если ты решил научиться делать горшки, то тем самым навязал себе роль на всю оставшуюся жизнь. Это несколько расходится с досужими фантазиями современных ведунов, утверждающих, что маломальски сносный богослов должен был владеть на приличном уровне шестьюдесятью четырьмя видами искусств.
{Иначе говоря, способности – это навык, нарабатываемый в ходе научения и практической деятельности. Кто и когда родился гончаром? Это небылица! Тогда о чём идёт речь? Кто обучил Исток-Прадхану «выдувать» из себя Знаки, начиная с Великого? А если никто, тогда примеры несоотносимы, поскольку отражают принципиально разные модели.

तथा अस्ति प्रधानं कारणं (कुतः?)– कारण–कार्य–विभागात्। करोति, इति कारणम्; क्रियते, इति कार्यम्। कारणस्य, कार्यस्य च विभागः। यथा घटः दधि–मधु–उदक–पयसां धारणे समर्थः, न तथा पृत्–पिण्डः। मृत्–पिण्डः वा घटं निष्पादयति, न च एवं घटः मृत्–पिण्डम्। एवं महत्–आदि–लिङ्गं दृष्ट्वा, अनुमीयते– अस्ति विभक्तं तद्–कारणम्, यस्य विभागः इदं व्यक्तम् इति।
Далее, главенствующая Причина существует (почему?) по причине разделения между причиной и следствием. Причина – потому что делает. Следствие – потому что делается. Делающего и делаемого разделение. Например, горшок пригоден к хранению простокваши, мёда, воды, молока; а кусок глины – нет. Или же кусок глины образует горшок, но горшок аналогично кусок глины не [образует]. Так что видя Знак, начиная с Великого, человек домысливает: «Есть отдельная причина этого, выделение которой и есть это Явное».

{Мы уже говорили, что деление мира на причины и следствия – это условность, заданность, привычка ума. В действительности речь идёт о последовательной смене состояний взвеси разнородной материи, эдакого квантового супа. И только потому, что одному Нечто предшествовало другое Нечто, мы не можем утверждать, что последнее является причиной первого.
{То же самое касается различения между делающим и делаемым. Вот вы три (или больше-меньше) раза в день принимаете пищу. Кто делающий? Тело! Но оно же при этом растёт и развивается. Кто делаемый? Тело! Если у вас это не заметно, посмотрите на профессиональных телостроителей (bodybuilders). Думаю, пояснения здесь излишни.
{Далее, данный аргумент вступает в противоречие с доводом девятой карики कारण–भावात्, используемым для обоснования предсуществования следствия в причине. Мы видим, что характер भावः горшка отличается от характера глины, выступающей причиной कारणम्।}

इतः च, अविभागात् वैश्वरूप्यस्य। विश्वं= जगत्, तस्य रूपं व्यक्तिः; विश्वरूपस्य भावः वैश्वरूप्यम्। तस्य अविभागात् अस्ति प्रधानम्, यस्मात् त्रैलोक्यस्य पञ्चानां पृथिव्यि–आदीनां महाभूतानां परस्परं विभागः नास्ति, महाभूतेषु अन्तर्भूताः त्रयः लोकाः इति। पृथिवी, आपस्, तेजः, वायुः, आकाशम् – इति एतानि पञ्च महाभूतानि प्रलय–काले सृष्टि–क्रमेण एव अविभागं यान्ति तन्मात्रेषु परिणामिषु; तन्मात्राणि, एकादश इन्द्रियाणि च अहंकारे, अहंकारः बुद्धौ, बुद्धिः प्रधाने। एवं त्रयः लोकाः प्रलय–काले प्रकृतौ अविभागं गच्छन्ति। तस्मात् अविभागात् क्षीर–दधिवत् व्यक्त–अव्यक्तयोः अस्ति अव्क्तं कारणम्॥
И вследствие неразделимости относимого к Миру Яви. विश्वं= мир (Вселеная); его रूपम् «образ»= проявление. Отвлечённое существительное от «вселенский образ»= वैश्वरूप्यम्। По причине его нераздельности есть Исток, в котором отсутствует взаиморазделение пяти Великих Начал трёхмирья, начиная с Земли. Ведь три мира являются заключёнными в Великих Началах. В период растворения пять Великих Начал: Земля, Вода, Огонь, Воздух, Эфир – в порядке сотворения же нераздельно погружаются в подверженные изменению танматры; танматры и одиннадцать каналов обмена – в Личность; Личность – в Разум; Разум – в Исток. Таким образом, три мира во время растворения безраздельно направляются в первичное состояние. Вследствие такой нераздельности Явного и Сокрытого, как у молока и простокваши, существует Скрытая причина.

{В данном случае мыслитель путает разделение как признак аналитической функции ума и объективно существующее разделение. Кроме того, не учитывается иерархичность строения любой системы. Так, например, целостную печень можно разложить на отдельные клетки. Однако даже целостная печень является структурным элементом не менее целостного тела. А то, в свою очередь, клеткой человеческого общества, которое, в свою очередь, является биомассой размножения различных Программ. И это лишь частный, наиболее наглядный пример.
{Пример с молоком и простоквашей несоотносим, поскольку молоко является продуктом жизнедеятельности коровы, полученным на основе приёма в пищу травы, сена и прочей пищи, а сама корова является продуктом жизнедеятельности её родителей и так далее.
{Процесс растворения мира является умозрительной конструкцией. Хотя бы потому, что в действительности нет и не может быть стороннего наблюдателя данного процесса. Тем более воплощённого в органическом теле вида Homo Sapiens. А раз так, то это условность, приемлимая для ума, нафаршированная конкретным набором аксиом (то есть предположений, принятых на веру). В данном случае – аксиом счислителей.

{Давайте немного отвлечёмся. Я попробую показать на конкретном примере, какую «дырку» затыкает Исток-Прадхана в уме горе-мыслителей.
{Возьмём огуречное семечко. Вот в нём есть некий объём материи. И вот мы его втыкаем в почву. Оно даёт росток и начинает развиваться. Для философа встаёт вопрос: каким образом то, что было размером с ноготь, стало размером с плетень?
{Можно сослаться на то, что отстройка идёт путём полученния ресурса извне. Но системный подход у санкхьяиков отсутствует как явление. Это первое. А во-вторых, есть логическое препятствие: их огурец должен быть получен только из огуречного семечка, мыслимого как причина. Иначе нарушается правило похожести характера следствия на характер причины. То есть, если побег огурца, потребляя почву и солнечный свет, становится всё больше похожим на развитое растение (а это действительно так, чем пользуются все овощеводы), то к чёртовой матери летят все умозрительные построения.
{Что остаётся? Остаётся ввести логически недостающую деталь для сохранения стройности своей умозрительной конструкции. И такой деталью становятся Прадхана-Исток и Пуруша-Душа. Всё. Если вы думаете, что такое мракобесие было уделом дремучей Индии, то далеко заблуждаетесь. Современные физики строят свои теории точно по такому же образцу. Они собираются за чашечкой чая и решают, какой мерности должен быть антимир, чтобы у них сошлись уравнения для этого мира. Десяти?.. Нет, позвольте, вот тут ошибочкал лезет. Ну, тогда одиннадцати… О, всё сходится!.. Не хотите ли ещё кусочек яблочного пирога?!
{Ничего не поменялось. Абсолютно ничего. Просто есть особая категория людей, залипших в фантазиях. И, по личному опыту могу сказать, что у интровертов к этому все предпосылки. Именно поэтому им показано вместо индульгирования в своих мыслях делать обратное – идти в поля, то есть что-то делать вовне. Это позволяет относительно быстро развеять морок воображения и отобрать только реально рабочие моменты.
{Поэтому, повторюсь, важно уметь разделять в любом тексте практически ценную информацию и выдумку из разряда विकल्पः। Но при этом умудриться не выплеснуть с водой ребёнка.}

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *