सां. का‍. २० Душа бездельник

– यस्मात् अकर्ता पुरुषः, तद् कथम् अध्यवसायं करोति– धर्मं करिष्यामि, अधर्मं न करिष्यामि इति? अतः, कर्ता भवति– न च कर्ता पुरुषः, एवम् उभयथा दोषः स्यात् इति।
– Коль скоро Душа – бездельник, то каким образом она выполняет намерение: «Буду делать добро, не буду делать зла»? Следовательно, она является субъектом действия. [Но вы говорите, что] Душа не является субъектом действия. Таким образом имеет место порок двоякого рода.
– अतः उच्यते–
– Поэтому говорится:

तस्मात् तद्–संयोगात् अचेतनं चेतनावत् इव लिङ्गम्।
गुण–कर्तृत्वे च तथा कर्ता इव भवति उदासीनः ॥
..Потому ввиду их контакта лишенный сознания Знак имеет видимость наделенного сознанием, а в условиях статуса субъекта деятельности у компонент (гун) отстранённый (Душа) [имеет] видимость деятеля.

अन्वयः– तस्मात् तद्–संयोगात् अचेतनं लिङ्गं चेतनावत् इव (भवति) तथा उदासीनः गुण–कर्तृत्वे च कर्ता इव भवति।

इह पुरुषः चेतनावान्। तेन चेतना–अवभास–संयुक्तं महत्–आदि–लिङ्गं चेतनावत् इव भवति। यथा लोके घटः शीत–संयुक्तः शीतः, उष्ण–संयुक्तः उष्णः, एवं महत्–आदि–लिङ्गं तस्य संयोगात् पुरुष–संयोगात् चेतनावत् इव भवति। तस्मात् गुणाः अध्यवसायं कुर्वन्ति न पुरुषः।
Здесь «наделённый сознанием» – Душа. В связи с этим Знаки, начиная с Великого, становятся как бы наделёнными сознанием, будучи сопряжены с сиянием сознания. Как в миру горшок, сопряжённый с холодом, является холодным, сопряжённый с жаром, становится горячим, так и Знаки, начиная с Великого, вследствие такого контакта, то есть сопряжения с Душой, становятся как бы наделёнными сознанием. Следовательно, намерение выставляют компоненты-гуны, а не Душа.

{В данном случае мы встречаем типичный порок в объяснениях счислителей и сторонников отрешения-йоги. Итак, в чём суть? А суть в следующем. Нам говорят, что есть некий безатрибутный неизменный Пуруша-Душа, который безначален, а значит, безконечен. Причём, таких Душ множество. А это значит, что они имеют некий объём. Объём, разумеется, ограниченный. Чтобы было яснее, представьте себе воздушные шары, парящие в воздухе.
И вот доходит дело до очень скользкого (разлили, но не вытерли) момента. А именно: нужно объяснять дилетантам, каким образом именно незримые Души являются сознательными, а не Явь, чья бурная активность ну просто выпрашивает подтверждения своей сознательности.
И старики, пораскинув костьми, придумали сказку. Дескать, Душа «облучает» потоками своего сознания Материю. И последняя выглядит как бы сознательной. Каково, а?! И ведь сошло с рук. Точнее, нет. Поскольку санкхья всё-таки закономерно склеила ласты.
– А в чём проблема-то?
– Думал, это очевидно, держа в уме воздушные шары. Если у Души есть объём, то начав излучать потоки сознания, она рано или поздно кончается. Иначе говоря, счислители придумали сказку, в рамках которой так заигрались, что назначили Души — внимание! – батарейками Материи. Приходит Душа, которой Материя ртами вот этих самых выживших из ума стариков рассказывает сказку об её безначальности и безконечности. И такая наслушавшаяся сказок Душа торчит в Материи и брыжжет фонтаны сознания во все стороны. А че, я ж вечная!
Дальше нужно только умудриться вот эту бредятину сделать популярной. Чтобы процесс разврата Душ и обоснование непорочности оного начали заквашивать умы-сознания. Ну и, судя по тому, что мы изучаем эту труху в двадцать первом веке от предполагаемого рождества Христова, ответственной команде это более чем удалось.
– А если это только «сравнение», а на самом деле ничего от Души в Материю не передаётся?
– Тогда сравнение несоотносимо и не может служить объяснением чего-либо. Потому что и жар, и холод, и излучения Солнца – всё это материально, всё это передаётся фактически от одного предмета к другому.}

यद्यपि लोके «पुरुषः कर्ता, गन्ता» इत्यादि प्रयुज्यते, तथाऽपि अकर्ता पुरुषः।
И несмотря на то, что в миру используют выражения «Человек-Пуруша деятель, ходитель и т.п.», всё же Душа-Пуруша – бездельник.
– कथम्?
– Каким образом?
– गुण–कर्तृत्वे च तथा कर्ता इव भवति उदासीनः। गुणानां कर्तृत्वे सति उदासीनः अपि पुरुषः कर्ता इव भवति, न कर्ता। अत्र दृष्टान्तः भवति– यथा अचौरः चौरैः सह गृहीतः «चौरः» इति अवगम्यते, एवं त्रयः गुणाः कर्तारः; तैः संयुक्तः पुरुषः अकर्ता अपि कर्ता भवति, कर्तृ–संयोगात्।
– В условиях, когда признак субъектости принадлежит компонентам, отстранённый [Душа] также становится будто деятель. При наличии признака субъектности у компонент, хоть и отстранённая Душа становится будто деятель, но не деятель. Здесь есть наглядный пример: подобно тому, как не кравший, будучи схвачен вместе с ворами, мыслится вором, так и три компоненты – деятели; с ними сопряжённая Душа хотя и бездельник, становится субъектом действия, будучи соединённой с [собственно] субъектами.

{Пример снова несоотносим. В случае с ворами мы имеем однопорядковые элементы – конкретных людей. И загодя известно, что такое кража – тайное хищение чужого имущества. В случае с Душой и компонентами-гунами вопрос лежит совершенно в иной плоскости. А именно: кто и почему является субъектом действия? Однако этот вопрос не разбирается, а всё доказательство строится на аксиоме, согласно которой именно «атрибуты являются субъектом действия».
Для чего нужна вилка? Правильно, чтобы ей есть. Она знает об этом? Очевидно, нет.
– Но ведь цепляет макароны и подносит ко рту!
– Пусть она это сделает сама. Как она будет определять, какие макароны и к какому рту подносить? Если следовать логике счислителей, что тупая Материя лишена сознания, однако а) принимает решения и б) исполняет их, то возникает вопрос: почему мы наблюдаем известную степень упорядоченности? Почему книга, которую мы положили вечером на прикроватную тумбу, будет лежать там и утром? Почему она не «делает за ночь ноги»?
Более того, мы упираемся в принципиальное непонимание того, какие такие «гуны», будь они качествами, атрибутами или компонентами и на каком таком основании могут выступать субъектом действия. В лучшем случае это передёргивание смысла слов. В худшем – манипулирование чужим сознанием.
Кто такой субъект действия? Это любая система, способная не только принимать информацию о текущем состоянии внешней среды на вход, но и давать сигнал на выход. Поскольку Душа признаётся субъектом познания ज्ञः, то Она же должна считаться и субъектом действия कर्ता। В противном случае вы мыслите неполноценную систему, в которой процесс сбора информации о текущем положении дел является некой конечной целью существования сознания.
Впрочем, именно к такому выводу любители ганджи и пришли. И закончится наше повествование аналогиями со зрителем в кукольном театре.
Только вот незадача: любой зритель встаёт по окончании спектакля и идёт заниматься своими делами. Он из наблюдателя снова превращается в деятеля. В того самого, которым видеть Душу невыгодно.
– Почему невыгодно?
– Это лишает рычагов управления. Если вы – субъект действий, если вы принимаете решения и вы же ответственны за их выполнение, то никакая карма, никакая судьба, предопределённость, божья кара и прочая духовная шняга не смогут заставить вас переложить ответственность за проживание своей жизни на плечи невидимых сил. Вам просто не на кого будет перекладывать.
Присмотритесь, и вы заметите, что «духовные» — это, как правило, заигравшиеся дети, так и не решившиеся взять ответственность за свою жизнь. Не всегда, конечно, но очень часто.
Хуже всего, что потустороннее действительно есть и оно реально оказывает на каждого из нас колоссальное воздействие. Однако, выглядит это всё совершенно иначе, чем пустопорожние измышления уставших от жизни стариков.}

एवं व्यक्त–अव्यक्त–ज्ञानां विभागः विख्यातः, यद्–विभागात् मोक्ष–प्राप्तिः इति॥
Вот так изъяснено различие между Явью, Навью и Душой, от разделения которых – обретение высвобождения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *