Думать руками

В начале этого года у меня проснулась тяга показаться на родном городском портале. Была высокая вероятность переезда, поэтому хотелось что-то оставить о себе на память.
Пришёл, выложил пару наших с Алексом снимков. Ребята попросили рецепт. Я объяснил, как мне казалось, спокойно, что не в рецептах дело. Добавив, что если интерес неподдельный, то я проведу безплатный мастер-класс, готовьте место.
В итоге меня назвали рвачом, очередным пиарщиком и еще кучей всяких душещипательных слов. Ну, где-то рядом. Кто как.
В итоге как-то тема хлеба задвинулась. Кроме пресных лепёшек ничего не пёк. А тут жизнь свела с удивительным человеком. Дама печёт хлеб дома, имеет опыт работы в пекарне и что самое удивительное — умеет задавать правильные вопросы. В итоге всё, чем я поделился, она уже обкатала, уже получила результаты, отчиталась фотографиями и текстом и поблагодарила. В общем, растравила…

Чтобы сделать нормальные снимки, такие, какими я их представляю, мне нужно встать в четыре утра. Потому что в шесть уже будет прямое солнце, в котором ничего не снять. А в двенадцать оно уйдёт за фасад дома, погрузив кухню в ровный полумрак. И только утром на восходе, когда светило только только пробивает косыми лучами панамку четырёхэтажной общаги напротив, можно попытаться заснять фактуру. А поскольку я в четыре не встану, то выход только один — не ложиться вообще. И, в принципе, я не пожалел. Принял на балконе солнечную ванну в зарослях помидорной ботвы…

Я давно хотел показать наглядно, чтобы каждый желающий мог задуматься на конкретном примере.
Вот два снимка. Одно и то же тесто. Работа из состояния 1 в состояние 2 заняла у меня в общей сложности 90 секунд, то есть полторы минуты. Руками. Никаких средств малой механизации.
И теперь вопрос, точнее два.
Но сначала прелюдия. Вот есть логики, философы и прочие бумажные тигры. Я умею философствовать. Но не люблю. Ни лавры Гегеля, ни даже свободное пока место русского Сведенборга мне никуда не упираются. Хотя я точно знаю, что читать мои труды было бы интереснее и полезнее, чем описания внутреннего психического опыта Якова Бёме (увы, Аврору не осилил).
Так вот, философы, пытающиеся постичь мир рассудком, забывают минимум о двух важных положениях.
Во-первых, помимо глаз, ушей…, ума (и даже рассудка!) у нас есть ещё руки-ноги. Наличие этих органов прямо показывает, что человекосистема предназначена для активного взаимодействия с миром, в том числе влияния на мир. А не только постижения некой абстрактной истины. Самое любопытное, что в ходе такого взаимодействия, если погружаться в него осознанно, озарений приходит не меньше, а то и больше, чем при разсудочной деятельности.
Второе. Оно вытекает из первого. Если человек — это активный участник танца, то и танец оказывается состоящим из совокупности действий всех его участников. Тогда, — внимание! — какую такую абсолютную истину вы пытаетесь найти, чтобы потом с ней в обнимку спокойно уснуть? Эта самая «истина» постоянно меняется, представляя собой мгновенновзвешенную результирующую всех разнонаправленных воль.
В этой связи я настаиваю на том, чтобы любой интроверт и склонный к рефлексии персонаж обязательно включал в свою практику работу руками. Плетите корзинки, вышивайте крестиком, разводите цветы, рисуйте, играйте на музыкальных инструментах, домашним виноделием, в конце концов, займитесь — что угодно, но только чтобы у вас была работа руками, которая при освоении ремесла требовала бы погружения.
Видите ли, какая штука. Идеи как таковые вечны, это факт. И неизменны. Однако человек способен собирать идеи в «кучки», анализировать-синтезировать и делать из них неповторимые узоры. И тогда для идей, замешанных в этом узоре, это оказывается новый, обогащающий их опыт. И ваша душа радуется, и ангелы поют. Двойная польза. Но только если с душой. А это значит — иметь намерение самовыражаться в творчестве.
Вот есть всем известные средства познания: восприятие, домысливание, устная передача. Попробуйте посмотреть на картинки и сказать по ним, как это было сделано. Можете включать домыслы. Я прекрасно знаю, чем всё закончится. Чтобы докумекать, нужно знать матчасть на уровне химфака. Узкоспециальную матчасть. И вот представьте, у вас установка и пристрел на предельное обобщение, которое мы договорились называть «богом». Всё что вам останется, это выдвинуть предположение: «Божественное провидение?»
Собственно, примерно так и построено подавляющее большинство объяснений. Они просто успокаивают ум, делая предмет как бы понятным. Ударение на «как бы». Потому что добровольно отказались разбираться в деталях. Так не пойдёт. Это не жизнь. Это деградация. Ни себе, ни Богу. Точнее, проявленной его части в виде Мира.
Смотрите. У нас у всех есть три одинаковых составляющих. Первое — мы все когда-то родились. Второе — мы неизбежно когда-то умрём. Третье — мы все страдаем. В разной степени: чем выше осознанность, тем глубже страдания. И лишь одно отличает всех нас друг от друга. Это творчество. Точнее, формы его проявления. Творчество, созидание — назовите как угодно. Мы обязаны творить. Желательно нечто гармонизирующее этот бурлящий океан хаоса. Но в целом — как получится. Творить и созидать.
Открою тайну: во время творчество ангелы подступают ближе. Это ощущается как прилив сил. Потому что вы же их воплощаете в предметах творчества.
Поэтому если мы пока не научились созидать гармоничные системы и работать в команде, то давайте хотя бы начинать рисовать картины. Фотографировать. Или на худой конец, если, как я, больше совсем ничего не умеете — то печь хлеб.

Хлеб, кстати, не удался. Дрожжи были ооооочень старые. И несмотря на то, что прошли проверку, дали пенку шапкой при активации с сахаром (хотя я этот приём никогда не практикую, но сегодня подозревал подвох) и не было запаха испустившей дух культуры, хлеб всё же не поднялся. Ждал 10 часов вместо двух, но в этот раз оказалось всё совсем глухо. В итоге пришлось переразделать тесто на маленькие кусочки и выпечь в духовке нечто наподобие арабской питы. Кривовастенкое такое, потому что тесто заводилось жидкое, без расчёта на последующую раскатку и вытяжку на кулачках. Итого, с четырёх утра до девяти вечер. Эпопеища.
Но, знаете, когда я начинал осваивать ремесло и таскал некондицию мешками на мусорку, мне было тяжело принимать неудачи. А сейчас я просто улыбнулся, как будто шалость чью увидел со стороны. Я ведь знаю, что сделал всё, что от меня зависело. И раз у меня нет внутри оправданий, то и терзаний не будет «ааа, мог еще вот так».
В таком же режиме и жизнь нужно прожить. Когда мы подойдём к своей последней двери, чтобы просто улыбнулись и поняли: да, мы сделали всё, что могли. Спасибо этому удивительному непостижимому миру за такой вот странный, слегка рваный и невпопад танец. Но чтобы это получилось, нужно учиться вкладываться душой. Уже сегодня… Ещё вчера…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *