Стратегия проживания жизни. К постановке проблемы

Кто узнает в этом тексте себя, прошу заранее прощения. Ничего личного нет, этот текст не более чем озвучка моего внутреннего полилога от первого лица.

Я несколько раз (а то и много раз, уже не помню) использовал выражение «стратегия проживания жизни». Красиво звучит, не так ли?
Вслушайтесь внутренним ухом: «Стратегия проживания жизни»! Что-то интуитивно внутри начинает ныть. Что-то давно не использовавшееся, заржавевшее от ненадобности, скрипучее и громоздкое. Ноет и тянет. «Да, да, это вот оно самое!»
Смотрите, я вот сдал вам имя. Серьёзное такое имя. Но вы ведь ничего с ним не сделали. Разобрались, что это такое? Да ой ли!
Я на днях выложу третью сутру Ньяя-бхашьи, чтобы показать общий алгоритм работы с любыми именами как указателями явлений. А пока менее наукоёмко.
Два случая из моей жизни. В обоих были свидетели. И, допускаю, что некоторые могут анонимно читать эти тексты. Ну, тем лучше. Нагляднее будет пример.
Мои прежние друзья привезли из Индии очередного Бабу. Ну, не то что проходного. Он как бы второй из двух ученик «величайшего святого» (а что, в Индии бывают другие?) Имярек. Имён не называю по причинам, описанным на днях.
Ну и я, в ту пору посещавший всех и вся, припёрся на даршан. Так получилось, что у меня шёл третий день сухого голодания и я был в колючем состоянии чувствительности всего и вся. Поднимаюсь, открываю дверь, захожу в зал, дверью въезжаю в какого-то одутловатого дядю, смотрю по полю реакцию: он даже не заметил случившегося. Думаю про себя: тебе бы килограммов пятьдесят скинуть неплохо было, может и чувствительность появится. Расчехляю коврик, сажусь в первых рядах. Жду в предвкушении.
Каково же было моё удивление, когда этот увалень садится передо мной, натягивает дежурную улыбку и заводит заунывную шарманку. Рассказывал о своей жизни у гуру, о каких-то нелепых случаях, в которых попытался показать глубину. Потом разобрал Махамритьюньжая-мантру. Всё через переводчика, разумеется. Под конец сказал: кто хочет получить посвящение в ученики моего учителя, завтра в такое-то время я буду давать его мантру. Стоит столько-то. Начитывать нужно год. Потом дам имена и ещё что-то. А теперь, друзья, прасад!
Поскольку у меня был пост, да и причащаться было особо не к чему, то я сделал ноги.
Встаёт вопрос: какую-такую волшебную стратегию проживания жизни принёс в нашу страну вот этот дядя в тюрбане или сотни иже с ним? Нет, что они выносят отсюда, можно не только назвать но и посчитать при желании. Вопрос в том, что именно, кроме ослепляющей эйфории от припудренных мозгов, они дали? И ведь продолжают активно давать.
Едем дальше. Случай второй. Москва. Мы с приятелем заскочили на выставку картин господина Сидерского. И как-то так неудачно заскочили, что нас через пятнадцать минут начали «затирать». А потом хозяйка сказала: «Сядьте уже, сейчас начнётся!» Вопрос «начнётся что?» повис в воздухе, а в студию зашёл бритый монах в бардовом балахоне. Тибет, традиция Карма Кагью. Лекция об основах буддизма. Мы не собирались, но почему-то остались. Я ни слова не помню из всех двух часов выступления, хотя английский был достаточно чистый, переводчица была лишней.
— Any questions?
Подождал пять секунд, все млеют перед авторитетом и как-то не спешат. Ну, я тогда и подал голос. Приятель ещё одёргивать начал, Дескать, хорош уже, чем быстрее закончим, тем быстрее отсюда свалим. Но куда ты свалишь с этой подводной лодки?
¬Я задал один очень простой вопрос: Скажите, пожалуйста, каков смысл или предназначение человеческой жизни согласно той традиции, в которой вы были обучены и от лица которой читали нам лекцию?
Монах жалобно поднял на меня глаза и я увидел, как они покрываются пеленой непонимания. Не вопроса, нет. Ответа. Дальше он (думаю, репетировал) сделал характерный вдох и показал всем своим видом, что ушёл в самадхи. В нём он сидел в гробовой тишине, после чего, сославшись предварительно на трудность вопроса, начал нести какую-то совершенно безсвязную пургу про то, что все мы вынужденно родились, все мы что-то на этой земле должны делать, ведь именно в этом и заключается содержание жизни. Я вот, — говорит он, — езжу и проповедую будда-дхарму. Кто-то занят ещё чем-то. Так мы все и живём.
После лекции я подошёл попробовать поговорить по душам. Но он опередил. Протянул руку, пожал, поблагодарил за вопрос и добавил, что никогда в таком ключе не думал… Я лежачих не добиваю. Поэтому дополнительных вопросов задавать не стал.
Но вы просто вдумайтесь. Вот товарищ. Со всей типичной атрибутикой. Принял постриг и ездит по всему миру просветлять людей. И при всём при этом он даже не задумывался над тем, нахрена мы все сюда приходим… Это ли не маразм?!

Давайте прямо. Два примера не могут быть репрезентативой выборкой. Более того, я лично знаю несколько кланов (ну или как угодно назовите), у которых чёткая установка по поводу стратегии проживания жизни. Притом, что они даже такой терминологии не используют (это и не обязательно). Можно спорить долго и упорно по поводу эффективности. Но чтобы обсуждать эффективность, нужно, чтобы стратегия была. Хоть какая-то. А если её нет, то о чём говорить?
Дальше. На чём зиждется любая стратегия? Во-первых, на сборе первичных данных. Ты должен чётко понимать, с кем имеешь дело, его повадки, сильные и слабые стороны. У вас есть такие осведомители? Или может вы сами только этим и живёте? Вот поэтому в армии существует разделение полномочий. Есть соглядатаи. Есть стратеги. Есть исполнители стратегии. Взять не проверяя предлагаемое – это… это по уровню ниже развития речной рыбы. Та и то не всякая наживку берёт, осторожничает. Но только не люди.
Далее. Если это стратегия, то предполагается и наличие игры. Стратегической игрой можно считать шахматы. Вы видели шахматы, в которых кто-то побеждал бы, не потеряв ни одной фигуры? Ну, детский мат разве что применив. Но вы уверены, что это вы будете ставить этот самый мат? Подозреваю, что скорее всего – вам.
Во всех остальных случаях стратегия неизбежно предполагает жертвенность. Читайте по губам: не-из-беж-но. Поэтому, если вы не жертвенны, у вас нет стратегии. Точнее, есть. Стратегия заведомо проигравшего. «Лошадью ходи, лошадью! Век воли не видать!» Вы играете по подсказкам. Так? Абсолютно верно.
А вы же, признайтесь, живёте по принципу «И рыбку съесть и… (нет, в другой раз) кости сдать». Но ведь весь ваш, мой, чей угодно наличный опыт говорит, вопит, воем заходится, что так не бывает. Однако ваше «хочу!» почему-то в данном вопросе занимает главенствующее положение. Странновато, не правда ли?
Возможно, вы в лоб с этим не согласитесь. Но это видно по вашим частным поступкам в совокупности с набором ваших же мыслей. Поэтому попробуйте всё же или понять или прочувствовать, что жизнь – это череда выборов. Выборов в пользу одного, жертвуя чем-то другим. И разница между людьми на внешнем плане заключается в том, чем и в пользу чего они жертвуют. На внутреннем – теми соображениями, которые привели их именно к такой форме жертвенности.
Почему наличие стратегии делает вас и вашу жизнь жертвенными? Потому что вы знаете цель игры. Или думаете, что знаете. И ради достижения цели готовы нести потери. Я излагаю не теорию струн, это совершенно примитивные вещи. Просто представьте себя на миг шахматистом и вы поймёте, что по-другому быть не может. Я в шахматах не очень. А вот русские шашки в детстве изучал самостоятельно по книжкам. В итоге, когда меня в тринадцать лет по путёвке как отличника отправили во всероссийский пионерлагерь «Орлёнок», я выиграл общелагерный чемпионат, в финале обыграв перворазрядника. Медаль у меня, правда, своровали. Но мне только на пользу пошло. Избыточное количество индивидуальных побед в детстве сделали меня довольно высокомерным…
Я к чему веду? Давайте учиться называть вещи своими именами. Потому что пока мы этого не научимся делать, мы никуда не сдвинемся. Мне ведь всё равно, как вы проживёте свою жизнь. Большинство из вас я знать не знаю, а раз не знаю, то вас для меня вообще не существует. Пустое место. Нет имени – нет явления. Цифирки на счётчике? Да хрен его знает, что это за цифирки… Супруга поставила, я не стал возражать. Вот и стоит.
Но вам для себя (не для меня) важно начать трезво оценивать своё текущее положение. Да, будет тяжело, невыносимо тяжело. Но в противном случае, а чё вы тут забыли? Чтобы поддерживать эмоциональную интоксикацию сознания, нужно посещять совершенно другие места. Злачные. И, поверьте, я хуже к вам после такого выбора относиться не стану. Это выбор? Да, это выбор. Осознанный? Ну а куда вам теперь, после всего прочитанного деваться… А раз вы делаете осознанный выбор, то вы уже выросли в моих глазах.
Если же вы надеетесь, что упомянутая стратегия будет изложена на этом портале, то увы и ах. Имя – это адрес. А я посторонним явки и пароли не сдаю. Я ставлю перед этим порталом задачу инструментальную: дать желающим сырой материал для самостоятельной работы. Или совместной со мной. Поэтому из каждых десяти ключевых положений я изложу одно. Из десяти изложенных вы поймёте одно. Ну а на основании этой одной сотой строить что-то было бы просто нелепо.

Намекну. На самом деле проблема очень проста в теории. В смысле объяснения происходящего. Но сложна на практике. Кто уже успел к своему несчастью подглядеть под вуаль морока, тот, судя по реакции, вовсе не обрадовался (что было предсказуемо), зато теперь в общих чертах понимает, о чём я говорю.

Итак, спросите себя: есть ли у вас стратегия проживания жизни? Ответьте себе честно. Если есть, то живёте ли вы по этой стратегии или просто лелеете тщетные надежды? Если живёте и это реально для вас работает, я заочно жму вам руку. Это показывает, что вы достаточно осмыслены для человеческого существа, а я готов вступить с вами в обмен опытом в любых удобных для вас формах на любых названных вами условиях…

Вообще, это ключевой момент. От него, как от печки, начинают водить хороводы. Я же лишь скромно хотел напомнить о неизбежности принятия решений по жизни, представляющей собой череду выборов разной степени важности. Выборов, а не слепого принятия всего, предлагаемого миром. В противном случае вам нужно начинать с изучения басен Паньчатантры и Хитопадеши. Потому что даже там детей учат быть осторожными и распознавать те или иные пороки с типичными для них последствиями.

Мне самому моё занудство не нравится и уже в печёнках сидит. Поэтому если есть какие-то индивидуальные пожелания по тематике текстов, можете шепнуть. Мне всё равно о чём писать, лишь бы стратегически целесообразно было.

5 комментариев

  1. S.

    Сегодня только обсуждали, что *существо, пребывающее в иллюзии, выбирает «выгодно», существо, пребывающее в реальности (хотя бы частично), выбирает «целесообразно»*.

    Ответить

    1. иллюзионист, скорее, выбирает «приятно» и «удобно». О выгоде у него весьма странное представление. Я бы вообще на месте обывателя перестал использовать слово «выгода», поскольку это в его исполнении звучит комично.

      Ответить
  2. S.

    «Проблема проста в теории, но сложна на практике».
    Так во многих серьезных вещах, когда докопаешься до сути происходящего, причин и следствий.
    С дислексией тот же пример: объяснить процессы, механизм — минут 15 хватит с головой, но подобрать конкретную схему для конкретного случая (практика) и выполнить(!) ее до результата — несравнимо сложнее. Хотя по сути — просто.

    Ответить

    1. проблема в другом: посторонний принципиально не способен оценить 15 минут твоего выступления или 3 абзаца твоего текста. Ему сравнивать не с чем и он, поскольку никогда ни во что сам не погружался, не знает, сколько за эти 15 минут уплачено. А раз не смог оценить, значит, не сделал это фигурой. А если не сделал фигурой, то не сможешь усвоить. И получается, что ты распинаешься перед ним зря. Вот такой порочный круг. Просто потому, что ТАК знание никогда не передавалось, не передаётся и не будет передаваться.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *