Кто такой Нахуша?

У меня напереведено столько всего и в разных местах, что сам чёрт ногу сломит. Случайно наткнулся на перевод упоминавшегося вчера отрывка из Махабхараты. Для полноты картины…

Кто такой Нахуша? Пусть скажет сам (МБх Лесная BORI 177:6-9)

नहुषः नाम राजा अहम् आसं , पूर्वः तव , अनघ।
प्रथितः पञ्चमः सोमात् आयोः पुत्रः , नर–अधिप॥
Зовусь Нахуша, прежде царь,
твой предок, безупречный наш;
Потомок Аю славный я,
за Сомой пятый, вождь людей.

क्रतुभिः तपसा च एव स्वाध्यायेन दमेन च।
त्रैलोक्य–ऐश्वर्यम् अव्यग्रं प्राप्तः विक्रमणेन च॥
Делами подвига, уздой,
прилежным изученьем Вед
И доблестью трехмирья власть
безмерную себе снискал.

तद्–ऐश्वर्यं समासाद्य दर्पः माम् अगमत् तदा।
सहस्रं हि द्विजातीनाम् उवाह शिबिकां मम ॥
От власти той, едрить её,
Меня пробрала гордыня́
Да так, что тысяча мужей
Таскали паланкин со мной.

ऐश्वर्य–मद–मत्तः अहम् अवमन्य ततः द्विजान्।
इमाम् अगस्त्येन दशाम् आनीतः , पृथिवी–पते॥
В угаре пьяном от мощи́,
Возвышенных презрев людей,
Агастьей, о земли король,
Был свергнут со своей горы.

 

Разберём ситуацию языком практики отрешения.
Нахуша – образцовый отшельник. Его практика: подвижничество तपस्, начитка священных текстов и мантр (молитвословие) स्वाध्यायः, крепление दमः и отвага विक्रमः। Первые две составляют две трети всего действенного отрешения (крия-йоги) в ЙС (сутра 2:1). दमः – это синоним निरोधः (сутра 1:2 и др.), а значит, в свою очередь, синоним समाधि. Наконец, विक्रमः – указатель на интенсивность всех процессов (см, напр., сутра 1:21).
И вот плод практики – положение विदेहः (сутра 1:19). В свою очередь, это положение предполагает – ни много ни мало – постоянное сосредоточение как следствие «удачного» рождения (сутра та же).
Что происходит дальше? Появляется दर्पः। Которая, в свою очередь, является синонимом для अस्मिता и как таковая — признак накатившего морока-обременения क्लेशः।
Теперь вопросы. Вопрос первый: каким образом у существа класса विदेहः, непрерывно пребывающего в состоянии समाधिः, возможно появление какого-либо омрачения? Вопрос останется открытым. Так или иначе, мы вынуждены отметить, что плоды духовной жизни носят обратимый характер. Вполне возможно, каждый из подвижников уже миллионный раз выполняет эдакое «скатывание с духовной горки» с последующим тяжким подъёмом по ста восьми тысячам ступенек.

Возвращаемся к тексту. К тексту Вьясы и случаю с Нахушей. Что именно считается кармой, приведшей к утрате последним своего положения и «падения» до уровня пресмыкающегося? Таким действием можно считать проклятие Агастьи. Но это не действие самого Нахуши, не так ли? Более того, пока Агастья не появился, надменному царьку всё сходило с рук. Выхода два. Первый: описание кармы, предлагаемое почтенными авторами – ничто иное как информационная соска, навроде сказки ребёнку о том, что его нашли в капусте или аисты принесли. Второй: традиция перевода слова «карма» в корне неверная.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *