Раджа-мартанда 2:6

अस्मितां लक्षयितुम् आह–
В целях определить लक्षयितुम् самство अस्मितां автор говорит आह–
॥ दृक्–दर्शन–शक्त्योः एक–आत्मता इव अस्मिता
दृक्–शक्तिः= पुरुषः।
Потенция Зрящего दृक्–शक्तिः= Сознание पुरुषः।
दर्शन–शक्ती रजस्–तमोभ्याम् 1[अनभिभूतः] 2[आत्म–अभिभूतः] सात्विकः परिणामः अन्तःकरण–रूपः।
Потенция Зрения दर्शन–शक्ती это модификация परिणामः материи ясного света सात्विकः, не перекрытой अनभिभूतः мутью и тьмой रजस्–तमोभ्याम्, имеющая форму органа внутреннего [восприятия] अन्तःकरण–रूपः।
1[अनयोः] 2[तयोः] 1[भोक्तृ–भोग्यत्वेन] 2[भोग्य–भोक्तृत्वेन] जड–अजडत्वेन [च] 1[अत्यन्तं भिन्नयोः] 2[अत्यन्त–अभिन्न–रूपयोः] 3[अत्यन्त–भिन्न–रूपयोः] एकता अभिमानः «अस्मिता» इति उच्यते।
Мнение как об одном и том же एकता–अभिमानः по поводу этих двух 1[अनयोः] 2[तयोः], 1[предельно अत्यन्तं разведённых भिन्नयोः] 2[अत्यन्त–अभिन्न–रूपयोः] 3[अत्यन्त–भिन्न–रूपयोः] по линии субъект-объект опыта 1[भोक्तृ–भोग्यत्वेन] 2[भोग्य–भोक्तृत्वेन], [и च] по линии сознательное-безсознательное जड–अजडत्वेन, [как раз и] зовётся उच्यते «самством» «अस्मिता» इति।
यथा, 1[प्रकृतिः वस्तुतः कर्तृत्व–भोक्तृत्व–रहिता] 2[प्रकृतिवता कर्तृत्वरहितेन] अपि «कर्ता अहम् [1[भोगी] 2[भोक्ता [च]] अहम्]» इति अभिमन्यते, सः अयम् अस्मिता–आख्यः विपर्यासः क्लेशः॥
Когда यथा 1[Материя प्रकृतिः, хотя и अपि в действительности वस्तुतः лишённая способности быть субъектом действия и(ли) восприятия कर्तृत्व–भोक्तृत्व–रहिता,] 2[प्रकृतिवता कर्तृत्वरहितेन] мнит о себе: अभिमन्यते «Я अहम् — Творец कर्ता [Я अहम् — Вкуситель 1[भोगी] 2[भोक्ता [च]]]» इति, то вот सः такое अयम् передёргивание विपर्यासः, так называемое «самство» अस्मिता–आख्यः, является обременением क्लेशः॥

Становление личности есть обязательный атрибут социализации. В школе вас ничему не научат кроме считать и писать. Но вот личность из вас сделают. Хорошую или плохую, не важно. Важно, что вы варитесь в окружении духовных отщепенцев, вас учат быть духовным отщепенцем и в итоге вы… как тот купец в сказке «Город безносых» отстрижёте себе нос. Вопрос времени.
Попытки создать другие формы воспитания будут плавать в узких пределах от некой средней нормы. Потому что душа, придя в этот мир, сначала должна познакомиться с текущими правилами этого мира. Затем – дать свой ответ на эти правила: согласна или нет. Поэтому Мир, Материя служит пробным камнем. Он выявляет чистое золото душ, а песок позволяет отсеять.
Скажите на милость, как ещё можно узнать вашу преданность небесным сферам, не поместив в условия проверки? Я множество раз на словах слышал заверения в готовности продать последнюю рубашку, разбиться в лепёшку, упахаться, выгрызть свой шанс зубами и проч… Когда дело доходит до реальной ситуации, все заверения высыпаются перхотью в трусы.
Но не это ли – свобода воли? Если ты согласился с предложенным, значит, твоя душа созвучна. Если ты внутри чуешь, как что-то ноет, но продолжаешь малодушничать, то же самое – в тебе нет веры. Как тебе могут открыться другие горизонты, если ты не хочешь взобраться на гору? Это технически невозможно.
И, знаете, величайший подвиг – это когда ты умудряешься заявить своё жёсткое «Нет» без каких-либо подсказок. Вот вы читаете эти тексты и что-то где-то «ловите». Это уже «шпаргалки». Это уже не чистое прохождение дистанции. Это уже попытка сначала собрать некий набор фактов, затем их проанализировать своим скудоумием, а потом выбрать якобы наилучшую для себя линию поведения, стратегию даже может быть.
Увы, духовность выглядит не так. Духовность зиждется только на дерзновении и внутренней пылкости. Если их нет, ничего вы не пережжете в коптильне своей души. А если есть, то вы пережигаете лишнее, высвобождая место новому видению.
Теперь давайте задумаемся. Йога, какой мы её сейчас с вами читаем по первоисточникам, предполагает избавление от личности. Внимание – добровольное. То есть, глазами индивида это – самоубийство. Глазами той скорлупки, в которую каждый из нас втиснут, это … конец скорлупки. Как вы себе представляете дальнейшую жизнь? Поскольку вы не особо в теме, что такое диссоциация личности, то для вас эти вопросы – пустые слова. Но, поверьте, утрата личности – это…
У вас в любом случае начнётся кошмар из разряда «кто я?», «что со мной?», «зачем я здесь?», «что мне делать дальше?» И на этом фоне клоуны, упрекающие йогу в том, что это санкхья с индивидуальным Господом до кучи, должны радоваться, что у меня руки до них не дотягиваются. В голову битой. В лучших традициях дзен-мастеров. Чтобы не мучились больше сами и других не мучили. Во-первых, без Бога вы от личности никогда не избавитесь. Нет, развалить себя вопросами «Кто я» — это вы сможете. А вот заместить освободившееся место будет нечем. Так и останетесь овощем.
Пожалуй, есть два опасных момента во всей общеиндийской философии. Бога Щанкары мы сейчас не обсуждаем, он за скобками. И тогда первое – это доктрина кармы. Там такого понаверчено. Второе – это доктрина «Я». В смысле, кто я такой и что мне здесь делать.
В обоих случаях самостоятельная попытка разобраться сродни попытке пройтись по лезвию остроотточенного меча, переброшенного между двумя скалами. Причём, не зная об этом, не имея опыта и не предпринимая никаких мер предосторожности.
Попробуйте понять, что с учётом иерархичности систем высшая система не может одинаково вкладываться во всех. Она выбирает тех, кто будут затем от её имени вкладываться в других избранных и так далее, формируя нисходящие потоки чистого золота ясного света. Поэтому если вы пытаетесь разобрать себя на запчасти, не будучи уверены, что вы тот самый, на кого подача идёт напрямую, то однажды обнаружите себя в полном изнеможении.
На самом деле, я скажу хлестче: те, на кого божья благодать сходит, специально её не ищут. Они… Вспомнил случай из жизни. Я переехал в столицу, чтобы сменить сферу деятельности. И из директоров попал в разнорабочие. Это была стажировка в течение месяца, «курсовик», после которого должно было приниматься решение о моём потенциале. В итоге, не имея опыта в совершенно незнакомой для меня сфере, я за месяц собрал самые положительные отзывы от начальников цехов, у которых проходил стажировку. Впервые за историю существования фирмы. Входивших тогда в тройку крупнейших московских фирм в своём секторе. Иначе говоря, прыгнул выше головы. Однако, новое руководство это дело оценить не захотело и на первой же получке зарезало все устные договорённости. Дальше состоялся жёсткий разговор, после которого мне дали время подумать.
И вот сидим мы с приятелем в забегаловке, ковыряемся в салате. А он мне говорит: «Понимаешь, Димыч, Виктор Иванович и Сергей Петрович ждут от тебя в первую очередь лояльности. И тогда всё будет в шоколаде, поверь!»
А я сижу и думаю: «Кто такие эти Виктор Иванович и Сергей Петрович, чтобы ждать от меня лояльности? Только Господь может ждать от меня лояльности. А все остальные либо оценивают по заслугам то, что он через меня являет миру, либо могут идти лесом». После обеда спокойно, безо всяких обид и упрёков, сказал своё «нет» начальству и на следующий день паковал вещи обратно в рюкзак… Фирма, к слову, в скором времени развалилась. Как развалилась и контора моих партнёров, оставшихся должными мне несколько миллионов. Причём, ни в первом, ни в втором случае у меня нет никаких душевных зацепок насчёт несправедливости мира по отношению ко мне.
Это вообще очень мощная практика: установить раз и навсегда, кто здесь главный – либо ты рулишь кухней, либо кухня рулит тобой? Третьего не дано. Жить в обществе и быть свободным от общества – это… В общем, читайте классиков диамата. Правда, рулим мы не людьми. Рулим мы программами. Это та самая वशीकार–संज्ञा йогинов. Она не связана со стремлением кого-то гнуть. Она связана с умением давать отпор тем, кто стучится в дверь без приглашения. В том числе с применением подручных орудий…

Заметьте, современные душеведы (психологи) занимаются «личностной психологией», «личностной психодиагностикой», «личностной психопаталогией» и так далее. Но все они продолжают оставаться в парадигме личности, то есть самства. И это совершенно правильно. Душу они вашу не вылечат. Поскольку не знают о её существовании. Но вот сносно дотащить тело до могилы помогут. То есть позволят остаться в рамках серых или мутных, неопределившихся. И это тоже хорошо.

Ни сутру, ни комментарий в парадигме нашего образа мысли понять невозможно. Но я попробую привести пример. Высыпем на лист бумаги ворох металлических опилок. Снизу начнём аккуратно подносить магнит. Опилки – чпок! – начнут шевелиться. И упорядочиваться. Современная физика не способна дать внятного описания явлению. Но так или иначе, мы видим, как неживая материя как бы «оживает». Поскольку мы сами подносим магнит (хотя, если смотреть сверху, то его не видно), то как бы знаем причину происходящего. Так вот в сфере «живой» материи вся проблема сводится к тому, что мы не видим подносимый и относимый магнит. И поэтому считаем опилки живыми. Понятно сравнение?
Часто меня спрашивают: «Радим, а что делать, когда нет сил?» Я еле себя сдерживаю, чтобы не ответить: «А почему ты не спрашиваешь, что тебе делать. когда силы есть?» Почему мы не задумываемся о том, что силы – это как целевой кредит? Если мы нихрена не понимаем, откуда они у нас берутся, если всё самое великое висит, пародируя словами одного нашего читателя, на жиденькой сопле какого-то вздорного «вдохновения» или «воодушевления», то почему мы не пробуем установить контакт с этим самым «вдохновением-воодушевлением»? Узнать, а с какими целями оно нас посещает. И может быть, оно будет посещать нас чаще. А то и вообще останется, если создадим благоприятные условия.
Вы вдумайтесь, до чего мир укатился. Господин Блект на своих семинарах говорит открыто: «Если у вас жопа по жизни – заводите детей! Тогда всё попрёт!» Действительно, дети приходят с мешком воодушевления за плечами. Только вот, дорогой товарищ Блект, этот мешок им нужен для личного роста и развития, силы маме и папе выделяются с условием целевого использования – на выхаживание ребёнка. А вы учите людей обезточивать своих детей. То есть плодите душевных каннибалов. Уже лет эдак десять кряду…
Мы не сумеем на основе разового прочтения текста сутры, туземного комментария или современного русскоязычного комментария понять, о чём идёт речь. Нужно учиться наблюдать. Учиться чувствовать. Учиться мыслить. Потому что только осмысление, примеры которого я привёл выше, позволят вам самолично понять суть буддийской анатма-вады – мы ничто, нас нет. До тех пор, пока нечто высшее не оживит нас потоками своей сверхсознательной силы.
И насколько нужно быть конченным идиотом, чтобы всю жизнь укапываться в прах, так и не понимая, что сама твоя способность копошения – есть дар свыше, тобой ни разу не заслуженный. Милость, аванс, целевой кредит, растраченный не по назначению…

Возвращаемся к сутре. Добавлю, что Патанжали не выдерживает требования употреблять термины в одних и тех же смыслах. Дело в том, что अस्मिता перечисляется среди сопутствующих элементов संप्रज्ञात, то есть «отрешения с осознаванием». И при буквальном толковании получается порочный круг. В Первой Четверти अस्मिता значится элементом йоги, а во втором – одним из пяти корней, которые нужно выкорчёвывать. Но, поскольку пока стремящихся разобраться в тонкостях психопрактик на горизонте не нарисовалось, я просто укажу на такое противоречие, оставив его неснятым…
Поскольку вы читаете урывками и я вижу хаотическое мельтешение волокон в ваших коконах, вот мой совет: не пытайтесь корчевать того, контуров чего не видите. Начните с малого – с чуть большей чуткости, чуть большего внимания своему внутреннему миру. А чтобы ресурс внимания высвободился, включайте кочегарку пережигания – ищите повод подвигаться или вступайте в контакт с теми, кто обладает большей ёмкостью ресурса ясного света и готов дать взаймы. Только определите заранее, на что его будете тратить. Потому что годами наблюдать, как твои займы разворовываются нецелевым образом, ни одному богу не понравится. Вопрос времени, когда с вас спросят десять концов…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *