Раджа-мартанда 2:3

– «क्लेश–तनू–करण–अर्थः» इति उक्तम्। तत्र के क्लेशाः?
– Было сказано उक्तम् «имеющая предназначением ослабление обременений» «क्लेश–तनू–करण–अर्थः» इति। В этой связи तत्र что это за के обременения क्लेशाः?
– इति आह–
– На этот счёт इति говорится आह–
॥ अविद्या–अस्मिता–राग–द्वेष–अभिनिवेशाः क्लेशाः
अविद्या–आदयाः वक्ष्यमाण–लक्षणाः पञ्च। ते बाधना–लक्षणं परितापम् उपजनयन्तः क्लेश–शब्द–वाच्याः भवन्ति। ते हि चेतसि प्रवर्तमानाः संस्कार–लक्षणं गुण–परिणामं द्रढयन्ति॥
Неведанье и прочие अविद्या–आदयाः, чьи определения будут приведены позже वक्ष्यमाण–लक्षणाः, числом пять पञ्च। Они ते, вызывающие उपजनयन्तः скорбь परितापम्, характеризующуюся тяготами बाधना–लक्षणं, обозначаются словом «обременения» क्लेश–शब्द–वाच्याः भवन्ति। Дело в том, что हि они ते, будучи запущены в активном режиме प्रवर्तमानाः в сознании चेतसि, подкрепляют द्रढयन्ति смену агрегатных состояний вещества ума गुण–परिणामम्, являющихся признаком маятной жизни (сансары) संस्कार–लक्षणम्।

У человека с сердцем обременения проявляются в ощущении «что-то тут не то, что-то здесь не ладно!» И обычно заставляют его пускаться в поиски. Сначала в поиски не пойми чего. Но если он будет долго упираться, то они превратятся в поиски самого себя, своей души.
У человека без сердца в голове нет процессинга по поводу происходящего, поэтому он безропотно всю жизнь таскает свою тяжкую ношу.
Поэтому говорится, что две категории людей испытывают счастье: мудрецы, понимающие происходящее как есть (доминанта саттвы), и глупцы, вообще ничего не осмысляющие (доминанта тамаса). А те кто в промежутке пытается смостоятельно разобраться с происходящим (доминант раджаса), пребывают в перманентном страдании. Хуже того, носят внутри себя некие рамки представлений о том, какое же должно быть, по их мнению, счастье. Лишая себя последнего шанса на успех в поисках.

Я немного посекретничаю. За годы изучения картин мира древнеиндийских мудрецов и сопоставления с тем, что могу видеть сам и изучал в других описаниях, очень заковыристым является слово गुणः। Напомню, что с тяжёлой руки господина Торсунова गुणाः стали считаться «качествами». Ну а дальше вся вторая волна публичных проповедников просто подхватила его наработки. Допускаю, что в личных переводах кто-то пробовал подыскивать другие синонимы, но мы говорим о понимании толпы.
И тогда я задаюсь вопросом: а что такое качество? Беру первое попавшееся определение:
«Качество – это наличие существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один предмет или явление от других».
Теперь у меня вместо одного целых два вопроса:
1) Качествами чего являются эти самые गुणाः?
2) Каким боком они служат цели отличия одного предмета или явления от другого?
В первом случае вопрос скользкий. И ответ будет зависеть от того, в каком положении у вас в данный момент находится точка сборки.
Если вы материалист, то качества будут являться атрибутами материи. Если чувственник, то ума.
А вот на второй вопрос ответа вообще нет. Забейте в поисковик «качества материи» или «качества ума». И вы получите кучу всего, только не то, что описывается этим словом в философии सांख्या или психопрактиках योगः।
Нам говорят о том, что эти самые «качества» способны трансформироваться, замещать одно другое. Именно это у Бходжи названо словом गुण–परिणामम्। Но тогда это уже точно не качества. Если кружка лишается качества «кружковости», она перестаёт быть кружкой.
Я перевожу на публику как «агрегатные состояния». Хотя на самом деле это известная условность. Потому что вы можете меня спросить: «агрегатные состояния чего?» И мне нечего будет ответить. Потому что они сродни тому самому цветку розы, выступающему подставкой под камнем хрусталя. Есть одно агрегатное состояние в сознании – и сознание имеет один режим функционирования, сменилось на другое – новый режим. Но вот почему они меняют друг друга? Ответ: потому что это самостоятельные живые сущности. Мельчайшие энергоинформационные образования.
В зависимости от их вибрационных характеристик они образуют либо способность понимать, либо способность действовать, либо отупляют.
Условно можно сказать, что это степень накаченности вниманием стакана вашей души. Когда материя души напитана энергией внимания, то действует чистым зеркалом. Когда материя души хаотична в связи с деятельностным характером проживания жизни, то само это бурление образует зацикленную на самою себя привычку. Вы встали утром, а у вас вчерашняя коловерть ещё крутится. И заставляет вас сегодня крутиться так же.
Когда же поток внимания иссякает, в материи души образуются погасшие пятна. Они, как чёрные дыры, начинают сосать ваше внимание, обезточивая ещё сильнее.
Ну и как с жёстким диском компьютера: фрагменты материи души представляют собой относительно самостоятельные образования. Они включены в материю души примерно как все живые существа охвачены атмосферой Земли. И именно эта их ограниченная самостоятельность и выступает причиной смены «агрегатных состояний» в уме.
Поскольку в котле квантового супа всё влияет на всё, то хаотичность человеческих душ трудно описть словами. И именно этот режим взаимовлияния определяется как маята или сансара.
Выход за пределы сансары – это нахождение своей несущей частоты и умение держать барашек радиолы в нужном положении. Помните, в первой части трилогии Матрицы Морфей сотоварищи душу Нео находили через несущую частоту? Ну вот, про это и речь. Сначала тебе нашли твою душу, затем ты держишь волну. И тогда, как говорил мастер Судзуки, всё то же самое, только на десять сантиметров над землёй…
Я попытался в качестве постановки проблемы указать на существующую неоднозначность понимания термина गुणः, лишающую его всякого практического смысла. Но для адекватного решения этой проблемы нужны гораздо более глубокие и масштабные исследования-обобщения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *