Раджа-мартанда 2:5

अविद्या–लक्षणम् आह–
Определение неведанья अविद्या–लक्षणम् आह–
॥ अनित्य–अशुचि–दुःख–अनात्मसु नित्य–शुचि–सुख–आत्म–ख्यातिः अविद्या
अतस्मिन् तत् [इति] प्रतिभासः अविद्या, – इति अविद्यायाः सामान्य–लक्षणम्।
Общее определение सामान्य–लक्षणम् неведанья अविद्यायाः– неведанье अविद्या это इति предположение प्रतिभासः «то» तत् [इति] в отношении не того अतस्मिन्.
तस्याः एव भेद–प्रतिपादनम्– अनित्येषु घट–आदिषु नित्यत्व–अभिमानः «अविद्या» इति उच्यते। एवम् अशुचिषु काय–आदिषु शुचित्व–अभिमानः, दुःखेषु [च] विषयेषु सुख[त्व]–अभिमानः, अनात्मनि शरीरे आत्म[त्व]–अभिमानः। एतेन अपुण्ये पुण्य–भ्रमः, अनर्थे [च] अर्थ–भ्रमः व्याख्यातः॥
Рассмотрение частных случаев भेद–प्रतिपादनम् её तस्याः же एव–
Неведаньем «अविद्या» इति зовётся उच्यते допущение вечности नित्यत्व–अभिमानः в случае невечного अनित्येषु, например, горшка घट–आदिषु। Аналогично एवम् допущение чистоты शुचित्व–अभिमानः в случае нечистого अशुचिषु, например, тела काय–आदिषु, [и च] допущение способности быть [источником] удовольствия सुख[त्व]–अभिमानः в случае विषयेषु страдания दुःखेषु, допущение качества духовности आत्म[त्व]–अभिमानः в отношении того, что душой не является अनात्मनि, тела शरीरे। Тем самым एतेन истолковано व्याख्यातः ошибочное принятие за добро पुण्य–भ्रमः зла अपुण्ये, [и च] ошибочное принятие за ценность अर्थ–भ्रमः никчёмности अनर्थे॥

С кем мы лично разбирали это место, тот понимает, что вся проблема кроется в отсутствии у переводчиков знания грамматики санскрита. В нашем случае – грамматики नञ्–तत्पुरुषः, коим является слово अविद्या। Разбирать по пятому кругу уже пройденное я не буду. Этому вопросу посвящены отдельные тексты портала. Но, в принципе, Бходжа очень доходчиво отрисовал особенности «неведанья» в парадигме философии йоги.

Меня многие годы выводила из себя эта неспособность людей ценить истинно ценное. Со временем пришёл к выводу, что единственное лекарство для своего успокоения – не общаться с теми, у кого ценностная карта вот такая, как описывает Патанжали. Причём, она такая даже у тех, кто мнит себя причастным к духовности. Поэтому когда ты ставишь человеку на вид это во всей неприглядности обнажённой правды, он корчит лицо, глаза наливает кровью, а затем, наложив на это свой образ духовного (как он его понимает), он с высока так: «Ну что же, тогда я вынужден(а) прервать наше общение с вами, дорогой друг. У меня другой взгляд на вещи. Чао!»
И ты в очередной раз понимаешь, почему толпы поклоняются статуям Будд и распятиям Христа, но никто не стремится заручиться духовным руководством живого человека. Потому что ни статуи, ни распятия не тыкают носом в твои недостатки, потому что из них можно любые верёвки вить, любые няшки выпрашивать. А с учителем не забалуешь. У него всё по-серьёзному…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *