Раджа-мартанда 2:29

–इति तेषाम् उद्देशम् आह–
– Автор делает आह их तेषाम् перечисление उद्देशम्–
॥ यम–नियम–आसन–प्राणायाम–प्रत्याहार–धारणा–ध्यान–समाधयः अष्टौ अङ्गानि
इह कानिचित् समाधेः साक्षात्–उपकारकाणि यथा धारणा–आदीनि। कानिचित् प्रतिपक्ष–भूत–हिंसा–आदि–वितर्क–उन्मूलन–द्वारेण समाधिम् उपकुर्वन्ति, यथा यम–आदयः।
Некоторые कानिचित्, как, например यथा, удержание и прочие धारणा–आदीनि, здесь इह напрямую способствуют साक्षात्–उपकारकाणि сосредоточению समाधेः। Некоторые कानिचित्, как, например यथा, запреты и т.п. यम–आदयः, благоприятствуют उपकुर्वन्ति сосредоточению समाधिम् посредством устранения помыслов насчет убийства и прочих, являющихся по природе противными (отрешению) प्रतिपक्ष–भूत–हिंसा–आदि–वितर्क–उन्मूलन–द्वारेण।
तत्र आसन–आदीनाम् उत्तर–उतरम् उपकारकत्वम्। तद् यथा, सति आसन–जये प्राणायाम–स्थैर्यम्। एवम् उत्तरत्र अपि योज्यम्।
Причём तत्र в случае сидячих поз и прочих आसन–आदीनाम् применение उपकारकत्वम् носит взаимозависимый उत्तर–उतरम्। Так तद्, например यथा, когда सति освоены сидячие позы आसन–जये, появляется устойчивость в дыхательной прктике प्राणायाम–स्थैर्यम्। Аналогично एवम् применимо योज्यम् также и अपि в отношении последующих उत्तरत्र।

Бходжа излагает традиционный взгляд на йога-пропсы как на осваиваемые последовательно. Однако в самом тексте на это нет намёка. И более того, такое толкование вообще лишает подвижника возможности приступить к серьёзным вещам. Вы почитайте интервью Айенгара, где он незадолго до смерти сетует, что так и не успел дойти до стадии пратьяхары (!!!) Если он не успел, то вы-то где окажетесь с таким подходом последовательного освоения?
Важно помнить: это и так вспомогательные средства, а не собственно практика. Если ещё на неё всю жизнь убить, то… Постараюсь эту проблему более подробно затронуть ниже.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *