Раджа-мартанда 2:30

क्रमेण एषां स्वरूपम् आह–
По порядку क्रमेण излагается आह их (причиндалов отрешения) एषां собственная форма स्वरूपम्–
॥ अहिंसा–सत्य–अस्तेय–ब्रह्मचर्य–अपरिग्रहाः यमाः
तत्र प्राण–वियोग–प्रयोजन–व्यापारः= हिंसा। सा च सर्व–अनर्थ–हेतुः। तद्–अभावः= अहिंसा। हिंसायाः सर्व–प्रकारेण एव परिहार्यत्वात् प्रथमं तद्–अभाव–रूपाया अहिंसाया निर्देशः।
Из них तत्र убиение हिंसा – это занятие, имеющее целью лишение жизни प्राण–वियोग–प्रयोजन–व्यापारः। И च он सा является причиной всех безчинство सर्व–अनर्थ–हेतुः। Её отсутствие तद्–अभावः= неубиение अहिंसा। Поскольку убиение हिंसायाः должно быть избегаемо परिहार्यत्वात् во всех формах सर्व–प्रकारेण एव, то первым делом प्रथमं [автор вводит] упоминание निर्देशः неубиения अहिंसायाः, имеющего форму его (убиения) отсутствия तद्–अभाव–रूपायाः।

Краткие пояснения.
Слово हिंसा происходит от √हिंस् «причинять увечье, убивать». В нашем случае Бходжа поясняет, что речь идёт об убийстве:
व्यापारः= функция, роль, занятие на постоянной основе, бизнес. प्रयोजनम्= цель, замысел, предназначение, применение. प्राण–वियोगः= «разлука с жизненной силой». То есть, речь про такую форму деятельности, которая непосредственной целью имеет убийство. Речь идёт либо о профессиональных убийцах: воин-наёмник, охотник, мясник на скотобойне, либо о случаях возникновения умысла на единичное убийство кого-либо.
Поэтому когда вы подтягиваете сюда случаи покупки мяса в гипермаркете, то показываете своё непонимание сути. Суть в том, что лишив жизни кого-либо, ты имеешь проблемы с Душой этого кого-то. И дальше уже пошли частные случаи.
Прежде чем продолжать разсуждать о неубиении, я советую вам вспомнить (или прочитать) несколько эпизодов из Махабхараты. Сожжение леса Кхандавы. Добрестные праведники Кришна и Арджуна выкашивают всю дичь в лесу по прихоти огня. Изгнание Пандавов в лес. Могучие братья, сопровождаемые тысячами жрецов-снатаков, опустошают все близлежащие леса, убивая всё, что движется. Наконец, побоище на лужайке Куру, когда миллионные армии сошлись с единственной целью – уничтожать друг друга. И Господь Кришна дал на это своё добро.
Очень важно выбирать себе описания по чину. Ставить те или иные ограничения и запреты в соответствии с достигнутым уровнем понимания происходящего. И при необходимости менять условия внутреннего договора.
Убой цыплят – это химса? Очевидно, да. Но теперь возьмите проблему шире. Представьте, что не стало птицефабрик. В чём будут воплощаться программы куриц? А если они соглашаются воплощаться в условиях срока жизни в сорок дней, то заранее дают добро на убой. Убой в этом случае является вшитым элементом программы домашнего животного. Просто потому что у него нет другого выбора. Фермер три года выхаживает порося. Вы не думаете, что тот становится должен своему хозяину? А вы подумайте: три года тесного контакта с более высокоразвитой системой, нахождение в её поле, отсутствие проблем с питанием и кровом над головой и т.д.
Вместо развития фобии «как бы не раздавить жука» вы бы лучше свою прыть вкладывали в творение богоугодных дел. До тошноты противно смотреть на так называемых «вегетарианцев», у которых все мысли только о жратве. И ведь мнят себя какими-то исключительными. Вы знаете вегетарианца, который бы держал на балконе козу только ради того, чтобы обеспечивать ей «достойные условия жизни»? Я – нет.
Благие дела – прибыль в балансе души. Неубиение – избегание минусов в балансе души. В каком случае общий баланс будет выше?

सत्यं वाक्–मनसोः यथा–अर्थत्वम्।
Правдивость सत्यं= соответствие यथा–अर्थत्वम् речи и мысли वाक्–मनसोः।

Поэтому ложью считается только то, что сказано, кривя душой. Если человек добросовестно заблуждается, но говорит как думает, он правдив. Понятна разница?

स्तेयं= परस्व–अपहरणं, तद्–अभावः अस्तेयम्।
Воровство स्तेयं= хищение чужой собственности परस्व–अपहरणं, его отсутствие तद्–अभावः= не-воровство अस्तेयम्।
ब्रह्मचर्यम्= उपस्थ–संयमः।
Девство ब्रह्मचर्यम्= контроль за половыми органами उपस्थ–संयमः।

Это классическое понимание брахмачарьи, самое поверхностное. В действительности это может быть практикой настолько широкой, как стяжание Святаго Духа.

अपरिग्रहः= भोग–साधनानाम् अनङ्गीकारः।
Нестяжание अपरिग्रहः= неприятие अनङ्गीकारः средств утешения भोग–साधनानाम्।

Речь о том, что вы имеете право натаскивать на свой островок тоналя только то, что позволит вам лучше и качественнее заниматься служением. Всё остальное вы игнорируете как отвлекающее от главной задачи.

ते एते अहिंसा–आदयः पञ्च यम–शब्द–वाच्याः योग–अङ्गत्वेन निर्दिष्टाः।
Вот эти ते एते пять पञ्च неубиение и прочие अहिंसा–आदयः, обозначенные словом «запрет» यम–शब्द–वाच्याः перечислены निर्दिष्टाः в связи с тем, что выполняют вспомогательную роль в практике отрешения योग–अङ्गत्वेन।

यमाः по своему характеру являются добровольно принятыми ограничениями в свободе действия. При этом
неубиение – это ограничение свободы убивать;
правдивость – врать;
неворовство – воровать;
девство – вступать в половые связи;
нестяжание – барахлиться красивым, но безполезным хламом.
Ограничений может быть и больше. В зависимости от ваших одержимостей, вам могут подойти какие-то другие. Подбирать должен ваш духовный учитель. Если же в редких случаях человек по природе непривязан, то сможет обойтись и без них.
В зависимости от степени жёсткости такие ограничения можно называть по-разному. В пределе это зароки. Как в русском: «Зарёкся пить», «зарёкся к ним ходить».
Щрила Бхактисиддханта Сарасвати в детстве как-то украл и съел манго. Мать его пожурила. И тогда он дал зарок больше в жизни не есть манго. И он его держал. И это в Индии, где манго – настоящие, вкусные, сладкие…

Слово अङ्गत्वम् нужно запомнить. Оно имеет значение «вспомогательный характер».
Вспомогательная роль сводится к тому, что блюдение перечисленных ограничений уменьшает количество очагов возбуждения в стакане души, тем самым косвенно способствует отрешению, облегчая задачу ниродхи вритти читты.
Кроме того, соблюдение зароков и вообще ограничений позволяет вырабатывать силу воли, менять роли и показывать программам, кто в доме хозяин. А за счёт этого запускается процесс поляризации, поскольку по крайней мере по нескольким пунктам у вас уже различающее постижение: вы не ведётесь на посулы мира, а учитесь говорить им своё жёсткое «Нет!».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *