Раджа-мартанда 2:33

– कथम् एषां योग–अङ्गत्वम्?
– Каким образом कथम् у них एषां вспоможение в отрешении योगाङ्गत्वम्?
– इति आह–
– Об этом इति автор говорит आह–
॥ वितर्क–बाधने प्रतिपक्ष–भावनम्
वितर्क्यन्ते, इति वितर्काः योग–परिपन्थिनः हिंसा–आदयः। तेषां प्रतिपक्ष–भावने सति यदा बाधा भवति, तदा योगः सुकरः भवति, इति भवति एव यम–नियमयोः योग–अङ्गत्वम्॥
Измышляются वितर्क्यन्ते, поэтому इति измышления वितर्काः, являющиеся препонами к отрешению योग–परिपन्थिनः убийство и прочие हिंसा–आदयः। Когда यदा в условиях सति помыслов об обратном प्रतिपक्ष–भावने имеет место भवति их (измышлений) तेषां аннулирование बाधा, тогда तदा отрешение योगः становится भवति легковыполнимым सुकरः। Вот почему इति таки एव есть भवति вспомогательная роль в отрешении योग–अङ्गत्वम् у запретов и обязательств यम–नियमयोः॥

वितर्कः – ещё одно слово у Патанжали, нарушающее требование единства словоупотребления. В Первой Четверти это слово перечислено среди сопровождающих отрешение с осознаванием психических процессов. Но там оно не нагружено негативным смыслом и не служит препятствием к отрешению, ибо является его составной частью. Поэтому в данном случае я попробовал подобрать для перевода слово «измышления», имеющее слегка негативную окраску.
Иначе говоря, запреты и обязательства – это инструменты нахождения и фиксации точки сборки в принципиально ином месте, что позволяет собирать параллельную реальность, большей мерности, более высокого уровня собственной включённости.
Это общее правило изменения любых нежелательных привычек: вы их должны не выкорчёвывать, а замещать желательными. В противном случае вы продолжаете кормить свою старую привычку вниманием, просто через знак минус, то есть через отрицание. А ей всё равно, энергия она и есть энергия. Здесь кроется ключевая ошибка многих психопрактик. Воин может заниматься пересмотром, поскольку забирает свою силу обратно. Обычный человек при пересмотре будет терять силу, потому что ещё не открыл её внутри себя и не может управлять.
Поэтому: надоела старая лярва – кормите новую. У нас один товарищ так вштырился в аштанга-йогу, что через два месяца спокойненько так выбросил последний окурок в урну, а вместе с ним двадцать лет курения, и больше не курит. Потому что нашёл новый способ заводить себя. Это, конечно, не безупречный пример, но на мирском уровне выглядит это именно так. У Чараки практика замещения вредных привычек описана чуть более подробно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *