Раджа-мартанда 2:35

एषाम् अभ्यास–वशात् प्रकर्षम् आगच्छताम् अनुनिष्पादिन्यः सिद्धयः यथा भवन्ति, तथा क्रमेण प्रतिपादयितुम् आह–
Чтобы तथा последовательно क्रमेण изложить प्रतिपादयितुम् как यथा в силу практикования अभ्यास–वशात् этих [ограничений и обязательств] एषाम्, достигающих आगच्छताम् совершенства प्रकर्षम्, следом अनु бывают भवन्ति проявляющиеся निष्पादिन्यः чудеса सिद्धयः, автор говорит आह–
॥ अहिंसा–प्रतिष्ठायां तद्–संनिधौ वैर–त्यागः
तस्याऽहिंसां भावयतः संनिधौ सहज–विरोधिनाम् अपि अहिन–कुल–आदीनां वैर–त्यागः निर्मत्सरतया अवस्थानं भवति। 1[हिंस्रस्व–भावाः अपि हिंसां त्यजन्ति], 2[हिंस्राः अपि हिंस्रत्वं परित्यजन्ति] इति अर्थः॥
Поблизости संनिधौ от того तस्य кто порождает भावयतः не-убийство अहिंसां даже अपि у тех, враждебных по рождению सहज–विरोधिनाम् змей, мангустов и прочих अहि–नकुल–आदीनां случается भवति отказ от враждебности वैर–त्यागः [или] состояние अवस्थानम् невраждебности निर्मत्सरतया। Иначе говоря इति अर्थः, даже अपि обладающие хищной природой हिंस्रस्व–भावाः оставляют त्यजन्ति хищность हिंसां 2[даже अपि хищники हिंस्राः утрачивают परित्यजन्ति хищность हिंस्रत्वम्]॥

Здесь слово हिंसा употреблено в несколько ином оттенке, чем в комментарии к сутре 2:30. Поэтому я перевёл как «хищность».
Что касается существа дела, то здесь всё не так просто. Вспомним, что речь идёт об отшельниках, пустынниках и т.п. Люди, вследствие долгого проживания в диком месте, становились частью биоценоза. Их в буквальном смысл знала каждая тварь. Когда я начинал прикармливать птиц, голуби были смелые, а воробьи пугались. Три поколения сменилось, и вот они уже запрыгивают в открытую дверь зала и ищут, чем бы поживиться. Могут сесть на перила балкона, когда ты на расстоянии вытянутой руки. Потому что привыкли: вот есть какое-то странное существо, оно тут живёт, навроде берёзы, навроде ходячего шкафа, аксессуар эдакий.
Поэтому, да, в житиях святых полно случаев «болтал с мишкой о мировых проблемах». Но моя знакомая, допустим, рассказывала про одного заядлого охотника, так тому тоже зайцы на ботинки мочились, не пужаясь. После недели брожения по лесам. Дело не в ахимсе. Дело в наведённой индукции. Чтобы понять, о чём речь, вам нужно выбраться дня на три (а лучше на пять) в глушь. В одиночку. И вы к концу третьего дня заметите, как поменялось ваше сердце безо всяких практик.
Но это из разряда тех сиддх, которые улетучиваются при возвращении в социум. Поэтому престарелому отцу Иоанну, чьё имя гремело на всю страну, какой-то кадетик прямо в церкви залепил кулаком в ухо с правой. Да так, что преподобный стал глуховат. Повернётся язык сказать, что праведник не держал обет ахимсы? У меня – нет…

1 комментарий

  1. Наташа

    А так хочется в глушь, в одиночку, на недельку…

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *