Раджа-мартанда 2:41

शौचस्य एव फल–अन्तरम् आह–
Называется आह ещё один плод फल–अन्तरम् всё тех же एव чисток शौचस्य–
॥ सत्त्व–शुद्धि–सौमनस्य–एकाग्रता–इन्द्रिय–जय–आत्म–दर्शन–योग्यत्वानि च
«भवन्ति» इति वाक्य–शेषः।
Остаётся добавить वाक्य–शेषः «бывают भवन्ति» इति।
सत्त्वं= प्रकाश–सुख–आदि–आत्मकम्। तस्य शुद्धी= रजस्–तमोभ्याम् अनभिभवः।
Материя ясного света सत्त्वं обладает природой блеска и удовольствия प्रकाश–सुख–आदि–आत्मकम्। Её तस्य чистота शुद्धी – это неперекрытость अनभिभवः мутью и тьмою रजस्–तमोभ्याम्।
सौमनस्यं= खेद–अननुभवेन मानसी प्रीतिः।
Благорасположение ума सौमनस्यं — это умственная मानसी приязнь प्रीतिः в связи с отсутствием переживания раздражителей खेद–अननुभवेन।
एकाग्रता= नियतविषये चेतसः स्थैर्यम्।
Концентрация एकाग्रता= устойчивость स्थैर्यम् сознания चेतसः на определённом объекте नियत–विषये।
इन्द्रिय–जयः= विषय–पराङ्मुखाणाम् इन्द्रियाणाम् आत्मनि अवस्थानम्।
Покорённость чувств इन्द्रिय–जयः= укоренённость अवस्थानम् направленных к ощущениям विषय–पराङ्मुखाणाम् каналов восприятия इन्द्रियाणाम् в сердце (душе) आत्मनि।
आत्म–दर्शने विवेक–ख्याति–रूपे चित्तस्य योग्यत्वं (=समर्थत्वम्)।
Пригодность योग्यत्वं (=समर्थत्वम्) стакана души चित्तस्य к лицезрению души आत्म–दर्शने, имеющему форму различающего постижения विवेक–ख्याति–रूपे।
शौच–अभ्यासवतः एव एते सत्त्व–शुद्धि–आदयः क्रमेण प्रादुर्भवन्ति।
Эти перечисленные एते, начиная с чистоты материи ясного света सत्त्व–शुद्धि–आदयः, в порядке очередности क्रमेण появляются प्रादुर्भवन्ति именно एव у практикующего чистки शौच–अभ्यासवतः।
तथाहि– सत्त्व–शुद्धेः सौमनस्यम्। सौमनस्यात् एकाग्रता। एकाग्रतायाः इन्द्रिय–जयः। तस्मात् आत्म–दर्शन–योग्यता इति॥
Так, скажем, तथाहि– от чистоты материи ясного света सत्त्व–शुद्धेः – благорасположение ума सौमनस्यम्। От благорасположения ума सौमनस्यात् – концентрация एकाग्रता। От концентрации एकाग्रतायाः – покоренность чувств इन्द्रिय–जयः। От неё तस्मात् – готовность к лицезрению души आत्म–दर्शन–योग्यता इति॥

Меня смущает с чистками один момент. Ведь, если задуматься, все обычные люди «чистятся». Моются в день не по разу, блюдут гигиену, какая дремучим аборигенам и не снилась. Но результатов, описываемых товарищем Патанжали, они не видят. Да, в принципе, и показушно дружелюбных полно. Но стакан души как был мутным, так таким и остаётся… Я подозреваю, мы чего-то недопонимаем, и нас ещё ждут открытия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *