Раджа-мартанда 2:47

तस्य एव स्थिर–सुख–प्राप्ति–अर्थम् उपायम् आह–
Автор приводит आह приём उपायम् достижения устойчивости и удобства स्थिर–सुख–प्राप्ति–अर्थम् в ней तस्य же एव–
॥ प्रयत्न–शैथिल्य–आनन्त्य–समापत्तिभ्याम्
तत् आसनं प्रयत्न–शैथिल्येना, आनन्त्य–समापत्त्या च स्थिरं सुखं भवति, इति संबन्धः।

Прорисовывает грамматическую структуру:

Грамматическая связь संबन्धः [с учётом предыдущей сутры] следующая इति–
такая तत् поза आसनं становится भवति устойчивой स्थिरं и удобной सुखं путём снятия напряжения प्रयत्न–शैथिल्येन и च перехода в безконечность आनन्त्य–समापत्त्या।
यदा यदा आसनं बध्नामि, इति इच्छां करोति प्रयत्न–शैथिल्ये अपि अक्लेशेन एव, 1[तदा तदा]5 2[तत्]123 आसनं 1[संपद्यते] 2[निष्पद्यते]2। यदा [च]-2 आकाश–आदि–गते आनन्त्ये चेतसः समापत्तिः क्रियते, 1[अवधानेन]25 2[अव्यवधानेन] तादात्म्यम् आपद्यते, तदा देह–अहंकार–अभावात् न आसनं दुःख–जनकं भवति। अस्मिन् च आसन–जये सति समाधि–अन्तराय–भूताः न प्रभवन्ति अङ्गमेजयत्व–आदयः॥
Каждый раз когда यदा यदा [практик] порождает करोति намерение इच्छां «принимаю बध्नामि позу आसनं» इति, в расслаблении напряжения प्रयत्न–शैथिल्ये अपि, то есть необременительно अक्लेशेन एव, 1[тогда तदा तदा]5 2[такая तत्]123 поза आसनं получается संपद्यते। И च когда यदा совершается क्रियते переход समापत्तिः сознания चेतसः в безконечность आनन्त्ये, находящуюся в пространстве и т.п. आकाश–आदि–गते, [то есть] 1[посредством внимания अवधानेन] 2[непрерывно अव्यवधानेन] осуществляется переход आपद्यते в состояния отождествления с ней [безконечностью] तादात्म्यम्, то तदा вследствие отсутствия тела и индивидуальности देह–अहंकार–अभावात् поза आसनं [больше] не न является भवति причиняющей страдания दुःख–जनकम्। И च в условиях सति такой अस्मिन् освоенности позы आसन–जये дрожание тела и прочие [факторы] अङ्गमेजयत्व–आदयः, выступающие препятствиями к сосредоточению समाधि–अन्तराय–भूताः, не न возымеют силу प्रभवन्ति॥

आकाश–आदि–गतम्। Основа गतम् в конце сложных слов имеет идиоматическое значение «находящийся, пребывающий в».
Толкование слова आनन्त्य вызывает нарекания. Не грамматически, а из системного толкования. Подобное освоение асаны, включающее в себя практики расширения сознания и проч, противоречит последующим причиндалам отрешения, среди коих будет, допустим пратьяхара, то есть укрощение. Таким образом расширение сознания в асане вступает в противоречие с требуемым сокращением сознания… Попробуем вернуться к этому месту позже.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *