Раджа-мартанда 1:30

– अथ के अन्तरायाः?
– Тогда अथ кто такие के препятствия अन्तरायाः?

В предыдущем пакете сутр было указано, что памятование о Господе приводит к устранению препятствий на пути отрешения.

– इति अशङ्कायाम् आह–
– В условиях такой इति недосказанности अशङ्कायाम् автор поясняет आह–
॥ व्याधि–स्त्यान–संशय–प्रमाद–आलस्य–अविरति–भ्रान्ति–दर्शन–अलब्ध–भूमिकत्व–अनवस्थितत्वानि चित्त–विक्षेपाः ते अन्तरायाः
नव एते रजस्–तमो–बलात् प्रवर्तमानाः चित्तस्य विक्षेपाः भवन्ति। तैः एकाग्रता–विरोधिभिः चित्तं विक्षिप्यते, इति अर्थः।
Эти एते девять नव, провоцируемые प्रवर्तमानाः воздействием агрегатов пыли и тьмы रजस्–तमो–बलात्, становятся भवन्ति для внимания चित्तस्य отвлекающими факторами विक्षेपाः। Другими словами इति अर्थः, ими तैः, противопложными однонаправленности [внимания] एकाग्रता–विरोधिभिः, внимание चित्तं раздёргивается विक्षिप्यते।
तत्र
Подробнее (букв.: из них): तत्र
(१) व्याधिः = धातु–वैषम्य–निमित्तः ज्वर–आदिः।
(1) Немочь (болезнь, недомогание) व्याधिः= горячка и прочие ज्वर–आदिः, имеющие материальной причиной нарушения в структурах организма धातु–वैषम्य–निमित्तः।

К слову сказать, Бходжадева считается, кроме прочего, автором трактата по аюрведе с одноименным названием «Царственное Светило». В аюрведе горячка считается первейшей из всех болезней. В здоровом организме повышение температуры сигнализирует запустившийся процесс борьбы с тем или иным нарушением.
Немочи доставляют прилично. Однако, по факту попытки их вылечить, чтобы потом уверенно заняться практикой – пустая трата времени и сил. Недомогания испытывают все и всегда. Связано это, во-первых, с практической неспособностью поддерживать в оптимальном состоянии структуры организма (в частности, блюсти баланс трёх гнетущих факторов – ветра, желчи и слизи). Во-вторых, с наследственностью. Энтропийность, как общий закон для любых систем, в случае систем органических носит катастрофичский характер: биоматериал накапливат ошибки поколение за поколением, пока однажды не выродится, станет непригодным для тех целей, для которых задумывался. И монадам придётся зачинать новую расу сознательных существ.
Почитайте внимательно биографии христианских подвижников. Они все были мучимы болезнями. Глазами обычных людей. А на самом деле это один из мощнейших инструментов поляризации. Поэтому подвижники не лечатся в привычном нам смысле слова. Хотя со знакомыми докторами советуются, да. Иначе говоря, проблема недомоганий как препятствия в практике решается изменением своего отношения к ним. Вы учитесь воспринимать их как топливо, как взнуздывание мира вас, дохлой немощной клячи. И дальше либо встрепенётесь… либо околеете.

(२) स्त्यानम्= अकर्मण्यता चित्तस्य।
(2) Вялость स्त्यानम्= непредрасположенность сознания к работе अकर्मण्यता चित्तस्य।

Показатель отсутствия топлива в стакане души. Внимание возможно за счёт выжигания материи ясного света. Если её нет, нет и внимания. Присмотритесь к себе вчерашнему (к тому, что было вот только что, предшествуя вялости): скорее всего был какой-то психический интенсив. Поход в торгово-развлекательный центр, в ночной клуб, неуёмный секс, тяжёлый разговор с начальством, выматывающая тренировка в спортзале и т.д…
С вялостью вы сами ничего не сделаете. Будете вялиться, пока капля за каплей не накопите сколь-нибудь существенное количество материи ясного света. Чтобы снова сходить в ночной клуб, разумеется…
Другие способы устранения вялости я вскрывать открыто не буду, поскольку есть первые тревожные звоночки, что по порталу начали рыскать ищейки.

(३) उभय–कोटि–आलम्बनं ज्ञानं = संशयः– «योगः साध्यः, न वा» इति।
(3) Сомнение संशयः – это [особое] понимание ज्ञानं, опирающееся на обе противоположные точки зрения उभय–कोटि–आलम्बनं– «Заслуживает отрешение того, чтобы его практиковать योगः साध्यः, или वा нет न?» इति।

Речь идёт не о любом сомнении, а о сомнении в том, нужна ли мне данная практика. Такое сомнение присутствует у всех неопределившихся. Поскольку отрешение (йога) – это средство поляризации. А поляризация означает отдаление от всех тех инструментов, которые в повседневной жизни доставляют удовольствие. Потому что вы понимаете, что удовольствие – это всего лишь протекающая с повышенной (против обычной) скоростью реакция выгорания материи ясного света в стакане вашей души.
Кстати, именно поэтому я уже который год настоятельно рекомендую: выгорайте качественно. Уплюхивайтесь с душой в том, чем вы сейчас заняты. Это для вас единственный шанс успеть понять механизм на собственной шкуре и сделать выбор. В противном случае вы упустите ценный потенциал этой жизни. Как упустили миллиарды до вас.
В повседневной же жизни сомнения не только не являются препятствиями, но выступают основой трезвомыслия. Не сомневающийся всё принимает на веру. И в таком случае быстро становится марионеткой.

(४) प्रमादः = 1[अनवधानता] 2[अननुष्ठान–शीलता] समाधि–साधनेषु औदासीन्यम्।
(4) Беззаботность प्रमादः = 1[небрежение अनवधानता] 2[अननुष्ठान–शीलता], безразличие औदासीन्यम् к средствам достижения сосредоточения समाधि–साधनेषु ।

Раньше я переводил слово प्रमादः как «опрометчивость». Однако, «опрометчивость» указывает на что-то разовое. Можно опрометчиво сигануть в болото, не проверив почву. В более глобальном смысле «беззаботность» лучше отражает положение дел.
И речь даже не идёт о том, что у вас нет стратегии проживания жизни. Вы беззаботно-безалаберны во всём, что делаете. Делаете что-то лишь потому, что так делает подружка, так делала мама и вообще «так щас модно».
То, что вы не интересуетесь инструментами самособирания, так это на фоне общей беззаботности более чем нормально. Если задуматься, вы всерьёз не интересуетесь ничем. Зачем бы мне нужно было изучать несколько десятков смежных мирских дисциплин, если бы проблема решалась в лоб – сиди, ни о чем не думай и будет тебе щастье? Ерунда! Вы сможете сидеть и ни о чем не думать только после того, как взрастили у себя глубочайшее понимание трёх ключевых моментов а) себя, б) своего окружения и в) своей роли в этом окружении. А до тех пор вся ваша жизнь – это череда спорадических, ничем не мотивированных «а, может…?»
Поэтому часто хочется всё послать к чертям собачьим, видя то небрежение, которое читатель высказывает к написанному. «Ах, бля, понаписал тут пылким слогом, умник тоже мне… Лучше я пойду на Koob-е ещё с десяток новых эзотерических книжек скачаю!»
Останавливаю себя сказками про карму и про необходимость закрыть долги за свой неуёмный критицизм.

(५) आलस्यं = काय–चित्तयोः गुरुत्वं योग–विषये प्रवृत्ति–अभाव–हेतुः।
(5) Лень आलस्यं = тяжесть गुरुत्वं тела и ума काय–चित्तयोः, выступающая причиной отсутствия рвения प्रवृत्ति–अभाव–हेतुः в области отрешения योग–विषये।

По сути, хроническая форма вялости. В христианстве таких вялых называют расслабленными. А я – рыхлыми. Учитесь взнуздывать себя. Дрова у вас сырые, поэтому переподжигать периодически тухнущий огонь приходится по многу раз.

(६) अविरतिः = चित्तस्य विषय–संप्रयोग–आत्मा गर्धः।
(6) Неуёмность अविरतिः = рвение गर्धः ума चित्तस्य, носящее характер совокупления с ощущениями विषय–संप्रयोग–आत्मा।

Слово अविरतिः – очередной патанжализм. Я перевёл на основании определения, данного Бходжей, то есть по смыслу.
Речь идёт о тяге утешаться. Или наслаждаться чувствами. Все эти тоники, прыжки с парашютами, восхождения на Килиманджаро и прочие макароны с чёрными трюфелями – сюда.
Я пишу резко, но трезво отдаю себе отчёт – это тот случай, когда в лоб вы никогда не решите проблему своего утешательства. Вы должны начать утешаться качественно, с полным погружением. При этом продолжая упорствовать в поисках себя, Бога, своих… В таком случае однажды сознание сделает квантовый скачок и количество разрозненных единичных случаев утешательства с откатами сложит в глубинное понимание сути этого механизма. А если я вам его опишу (уже не раз это делал), вы всё равно не поверите.
Вижу раз за разом одну и ту же картину: если человек в глубочайшем помрачении, то для него даже утешательство становится раем. Потому что он на контрасте начинает ощущать себя живым, когда увлекается чем-то или кем-то. И это неизбежный этап роста души. Правда, всегда почему-то за мой счёт получается… Но сложно вчинить в вину первокласснику неумение решать функции. Поэтому глубоко в душе я совершенно не имею ничего против всех этих вещунов, учащих, как «правильно жить». В системе образования тоже есть градации: учитель начальных классов, учитель старших классов, преподаватель ВУЗа. Так что, всё более чем иерархично. Другое дело, что у нас на фасад детского сада почему-то приколачивают вывески «Академия». Вот это злит, да. А не сам факт существования разных болтунов. Это как, знаете, если книга называется «Всё о хлебе», «Всё о кефире», «Библия вегетарианца» и т.п., то будьте уверены – перед вами отборнейшая макулатура. Человек, который понимает, что такое знание, который знает ему цену, никогда не назовёт свой труд таким помпезным именем. Даже ради пиара… Тем более ради пиара.

(७) भ्रान्ति–दर्शनं = शुक्ति–कायां रजतवत् विपर्यय–ज्ञानम्।
(7) Плавающее воззрение भ्रान्ति–दर्शनं= извращённое понимание विपर्यय–ज्ञानम्, как принятие жемчужницы за кусок серебра शुक्ति–कायां रजतवत्।

Видели, у мидий на внутренних створках такой налёт перламутра. Ну вот, когда этот перламутр принимают или пытаются выдавать за серебро – это и есть передёргивание. Короче, неумение называть вещи своими именами. А это, кто читал вчерашний трактат по сутре 3:17, есть прямое следствие незнания треугольника речевой деятельности. И поскольку такое незнание – у всех, кто специально не упирался, то и плавающее воззрение тоже у всех. Мы все чё-то додумываем, чё-то домысливаем.
Что такое «йога»? Бьюсь об заклад, у вас в голове уже поплыли типичные картинки. Но ведь вы даже не начинали изучать предмет. А картинки есть. Коврики, подтянуты фигуры, свежие фрукты-овощи, хщщщ-хщщщ-дыхалки, медитации на закатное солнце в Потае… Плавают. Вот и воззрение ваше также – плавает.
Другой умник придёт: «Йога – это единение с Богом». Алё, гараж! Как можно единиться с тем, кого не видел никто и никогда? Но вот уже толпы монахов выбирают каждый себе форму любимого божества и давай с ним единяться через мантры-янтры-тантры.
Мой небесный наставник в йоге проявился в 1998 году (вы же не думаете, что я это смог бы сам всё освоить). К тому времени я уже десять лет «чё-то практиковал», пробуя то и это. И несмотря на базу в виде личных поисков, мой интерес к предмету появился только через пять лет!!! Затем я десять лет слово йога не переводил, потому что не мог понять, куда оно указывает. Собирал целое по частям. Ведь сначала нужно сходить по Слову-указателю, посмотреть, на какое Вещь-явление оно указывает, а только потом порождать в своей башке Понятие-мысль. Естественно, если поход займёт по оптимистичным планам десять-пятнадцать лет, а шанс вернуться минимален, то проще уже сейчас придумать сказку и дать себе удобное объяснение насчет любого явления. Чем… Короче, понимание – это награда жертвенных. И награда эта прямо пропорциональна размеру принесённого в жертву. Я не знаю ни одного случая, чтобы это правило не сработало. Потому что отслеживаю как себя, так и тех, кто со мной напрямую связан. Если вы не жертвенны, у вас всегда будет плавающее воззрение. Потому что вы — хапуга, вор. Тут чё-то урвал, там чё-то понахватался. Еще вот завтра этого пойду послушаю… Это форма неуёмности, о которой шла речь выше. Вы такой же утешелец. Просто утешаетесь об идеи. А в остальном – никакой разницы. Системы высокого уровня жёстко таких наказывают.

(८) अलब्ध–भूमिकत्वं = कुतश्चित् निमित्तात् समाधि–भूमेः अलाभः (=असंप्राप्तिः)।
(8) Недостижимость уровня अलब्ध–भूमिकत्वं= недостижение अलाभः (=असंप्राप्तिः) вследствие той или иной कुतश्चित् причины निमित्तात् уровня сосредоточения समाधि–भूमेः।

Чтобы вы поняли, о чём речь, вас кто-то должен проиндуцировать. Дать ощутить вкус Высшего. Иначе всё написанное останется чёрными пикселами на экране вашего монитора.
Но чтобы вас можно было проиндуцировать, у вас должно быть внутреннее рвение. Долбить снаружи коросту, которую изнутри укрепляют раствором через армирующую сетку – это, скажу я вам, ещё то удовольствие. Поэтому, если вам не повезло с детства посвящать всего себя поискам своей правды, то для вас оставшийся шанс – схватить аромат запредельного через того, кто побывал там, куда указывают ярлыки слов, куда ведут порталы текстов…
Господь по искренней молитве устраняет это препятствие. Только вы опять же, как в том анекдоте, отказываетесь и от запасов провизии, и от лодки, и от вертолёта. А ждёте какого-то сверхъестественного чуда. Поймите, чудеса раскрываются прямопропорционально уровню вашей духовности. Поэтому для материалиста чудеса будут материальными. Как записанные в электронном виде тексты. Чуть утончились, научились чувствовать, и вы поймаете другие состояния, каких не ловили ни с кем, никогда. Чуть повкалывали, накопили запас материи ясного света, и вот вы уже в другом мире, который здесь же, но у вас не было ресурсов его видеть. И всё. Никакой мистики. Проблемы начинаются там, где вы не можете адекватно оценить своё текущее местоположение в общей иерархии мироздания…

(९) अनवस्थितत्त्वं = लब्धायाम् अपि [समाधि–]भूमौ चित्तस्य तत्र अप्रतिष्ठा।
(9) Неустойчивость अनवस्थितत्त्वं= даже अपि в случае достижения लब्धायाम् уровня [сосредоточения] [समाधि–]भूमौ неспособность сознания оставаться अप्रतिष्ठा चित्तस्य на нём तत्र।

Уровень сосредоточения – всего лишь одна из возможных точек сборки. Его достижение в первые разы будет у вас наведённым. Это как шлепок Хуана по спине Карлоса, после которого он «втыкает». Но теперь вы уже знаете, что такое положение есть. Дальше – личные усилия по научению входить в него. Дальше – собирание нового мира в этом положении точки сборки. А если вам эту методологию никто не объяснил, то сползание из благостно-елейного расположения духа после очередной тренировки йоги в своё обычное «ты чё, сука, своей машиной мне выезд перегородил!» будет выступать раздражающим и отвлекающим фактором практики.
На этом краткий разбор девяти перечисленных у Патанжали препятствий на пути к овладению секретами мастерства небожителей окончен.

ते एते समाधेः एकाग्रतायाः यथा–योगं प्रतिपक्षत्वात् «अन्तरायाः» इति उच्यते॥
Вот ते эти перечисленные एते, поскольку каждый по-своему यथा–योगं принадлежат противоположному берегу प्रतिपक्षत्वात् от сосредоточения समाधेः, однонаправленности ума एकाग्रतायाः, [то и] зовутся उच्यन्ते «препятствиями» «अन्तरायाः» इति॥

Думаю, некоторые из вас читали «Йога-сутры» в переводах. И я уверен, уже успели ощутить разницу между чтением чьих-то измышлний, выписанных обрывочно в строчку и чтением с опорой на традицию и глубокое осмысление прикладного аспекта всего прочитанного. Если разовьёте вкус к информации, если поймёте, что она тоже бывает хрючевом, фаст-фудом а-ля доширак, домашними щами, ресторанным тортом, если станете привередливыми в своих дальнейших чтивах, то буду считать свою миссию выполненной. Потому что по сути, больше чем дать почувствовать на контрасте вкус другого знания, я ничего не могу. Остальное зависит только от принимаемых вами решений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *