Подклады пиджака Патанжали

Я хочу затронуть одну отвлечённую тему. Во-первых, разбавлю эфир. Во-вторых, помогу начать смотреть на вещи под разными ракурсами.

С первого года изучения текста Патанжали меня не покидает ощущение, что он какой-то «странный». Некоторые странности я попытался объяснить тем, что, допустим, Четвёртая Четверть является более поздней допиской и поэтому «сбивает волну». Соответствующий текст до сих пор по недоразумению является одной из наиболее читаемых моих заметок на Академии.
Но это не решило проблему полностью. И всё больше и больше я натыкаюсь на удивительное сходство между «классическим» (в чём я теперь совершенно не уверен) индуистским мудрованием, входящим в каноник из шести систем философствования, и еретическим (глазами индуса) буддизмом.
Я не стану выписывать всё досконально, поскольку ни буддологи, ни индологи меня не читают, да и я для них не пишу. Покажу лишь несколько наиболее очевидных моментов.

1. दुःखं सर्वम् एव (сутра 2:15) звучит парафразом Первой Истины Возвышенных. Об этом мы уже говорили.

2. Вторая Четверть содержит не только Первую Истину, но и структурно – все четыре. Тут нам объясняют источник и причину страдания (Вторая Истина). Тут нам объявят, что ненаступившее страдание устранимо (Третья Истина). Наконец, дадут метод устранения (Четвёртая Истина). Номера сутр приводить не буду – это на личную проработку.
Любопытно, что это четырёхчастное деление почти все комментаторы пытаются сравнить с четырёхчастным делением науки аюрведы: больной, диагноз, прогноз, лечение. Однако, сама аюрведа содержит всё что угодно, только не такое деление. Восьмичастность древнеиндийской медицины – это педиатрия, хирургия, офтальмология и прочие. Четыре столпа медицины – это врач, больной, сиделка и лечение.

3. Как известно, буддийский путь избавления от страданий восьмичленный. И вот, в подражание этому пути, у Патанжали мы находим восемь вспомогательных элементов йоги.

4. Буддисты, если верить официальной истории, были первыми, кто закусился за нравственную доблесть. И вот у Патанжали мы находим чудовищный акцент на запретах и обетах. Чудовищный по сравнению с объёмом материала, посвящённым остальным шести вспомогательным элементам вместе взятым. Вам дадут внутреннюю структуру, определение каждого обета-запрета, плод утверждённости в нём. Отдельные переводчики даже пытаются найти указание на то, что их соблюдение у Патанжали возведено в ранг максимы всеобщего поведения, то есть представляет собой категорический императив. Более того, из неопубликованного на портале отрывка можно узнать о двадцати семи подвидах помыслов-соблазнов, пытающихся совратить с пути соблюденния обетов-запретов.
Это чуждо ведийской культуре. Той самой, которая зиждется на богослужении через жертвоприношения. В том числе человеческие. В том числе массовые. Битва на лужайке Куру – одно из наиболее массовых жертвоприношений.
Это чуждо всем, кто понимает замыслы Душ. Запреты и ограничения нужны и полезны тем, кто только-только пытается аккуратно снять коросту со своего сердца. Примеров того, с каким пренебрежением к той же ахимсе относятся просветлённые, каждый может найти сколько угодно. Здесь работает правило, сформулированное в частном виде апостолом Павлом: «И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек» (1 Кор 8:13).
То есть, понятно, да? Важен опять же контекст, ради чего, с какой целью…

5. Любая наука, как известно, находится в тесной взаимосвязи со смежными дисциплинами. В вузовских учебниках прорисовке таких взаимосвязей обязательно посвящён подраздел одной из первых глав. Смысл в том, что наработки одной дисциплины используются в другой. Где-то иерархически, где-то горизонтально. Однако система Патанжали носит замкнутый характер. Прочитав текст на сто или двести (тысяч) раз, вы так и не поймёте напрямую из текста, для чего же нужно это самое отрешение. Обособление कैवल्यम् объявляется неким Высшим Благом, несущим освобождение от страдания, в аксиоматичном виде. Что происходит после такого обособления? Этот вопрос повисает в воздухе. Домокловым мечом.
Где-то я уже это видел… Поперебирав свой опыт, вспоминаю. Да, буддийская медитация – такая же вещь в себе. И с такой же мотивацией медитировать ради медитирования. Из того, с чем лично я работал плотно, здесь больше всего подходит сравнение с практиками ригпа из учения Дзогчен традиции Ньингма. Если кому-то будет интересно, могу поднять коренные тексты и привести дословные цитаты следующего характера: «Только глупцы, получив посвящение в практику созерцания Ясного Света, могут хотеть искать чего-то ещё». Без объяснений, разумеется.

6. Вы, наверное, уже успели заметить, что я раз за разом отмечают патанжлизмы при переводах. Я склонен считать, что автор не особо владел языком санскрита. И поэтому подбирал слова для сутры «по словарю». Утрирую. Под «по словарю» я имею в виду пользовался обширными синтетическими возможностями языка для образованияи нужных ему слов из освоенного словарного запаса. Задачи выписать текст понятным языком точно не стояло.
Однако, в некоторых местах вдруг оказывается, что язык автора имеет прототипы за пределами ведийской культуры.
Вот ярчайший пример. В сутре 1:41 автор вводит определение для понятия समापत्तिः। Я не припомню русскоязычного перевода, который бы внятно объяснил нам, что это за зверь такой, какое он имеет отношение к практике отрешения и так далее…
Открываем санскритско-английский словарь. Искать нужно в гнезде समापद्।
sam-āpatti, is, f. coming together, meeting, encountering; restoration [Монье 1872: 1074].
Негусто…
Однако в издании 1899 года тот же Монье сообщает нам, помимо вышеизложенного, следующее:
* accident, chance (see comp.);
* falling into any state or condition, getting, becoming (comp.), Yogas.;
* assuming an original form, A Prat.;
* completion, conclusion, Apast. (v.l. sam-āpti);
* yielding, giving way (in a-s॰), ib.;
* (with Buddhists) a subdivision of the fourth stage of abstract meditation (there are eight Samāpattis), MWB. 233 [Монье: 1161].
Обратите внимание, для текста «Йога-сутр» Монье предлагает вообще отборный мусор «переход в какое-либо состояние или условие, получение, становление». Причём, указывает, что такое употребление имеет место в составе сложных слов. Но сутра 1:41 даёт определение обособленного понятия самапатти. Там нет никаких сложных слов с его участием.
Зато интересующий нас аспект указан у лексикографа с пометкой «(у буддистов)». Каково, а?! Ссылка, кстати, даётся на работу самого Монье «Буддизм в его связи с брахманизмом и индуизмом и его отличие от христианства». То есть, не на первоисточник.
В общем, я хотел обратить внимание на то, что корни понятия समापत्तिः у Патанжали искать нужно в буддизме. Здесь объяснять, что же это за зверь, я не намерен.

7. Далее, пример, который продолжает сбивать мне мозг блендером.
В сутре 4:7 Патанжали вводит понятие цветной кармы. Причём, не в лоб, а по остаточному принципу. Он говорит, что у йогина карма нечёрно-небелая, а у всех остальных – трёх видов. Подразумевая существование а) белой кармы, б) чёрной кармы и в) чёрно-белой кармы.
И вроде бы для современного мышления это само собой разумеющееся представление о карме. Но, ёлки зелёные, нет такой кармы в Ведах. Не было и нет.
Дело в том, что поступки сами по себе – это инструменты поляризации стакана Души. Делаешь праведные – проламываешь дыры в коросте сердца, в которые тебе подливается материя Ясного Света. Делаешь подлости – выжигаешь остатки этой самой материи, превращая её в Мрак. И поэтому Веды рассматривают пропорции трёх потенциалов (गुणाः) в вашем «объёме сознания» (बुद्धिः), а не раскрашивают карандашом деяния.
И эта чужеродность цветной кармы ко всей Картине Мира Вед настолько существенна, что каждый раз сбивает волну твоего радиоприёмника в какое-то промежуточное состояние, и ты уже совсем не понимаешь, кто о чём тебе вещает…

8. Наше заковыристое место कर्म–आशयः вполне можно сопоставить, не поверите, с «трубой сознания» (आलय–विज्ञानम्) у вижнянавадинов. आलयः и आशयः являются элементами одного синоимичного ряда. Вижнянавадины, кто не в курсе, это самые «идеалистичные» из буддистов. Любители «Алмазной сутры» и прочих размазывающих сознание текстов.

И вот я подумал: а не был ли текст Йога-анущасаны выписан с целью стать своим в той среде, где практикам приходилось жить? И начал вспоминать примеры.
Вспомнил два, но очень показательных.
Когда-то, давным давно, в Страну Снегов пришло учение Победоносного. Правителям очень понравилось новое учение, у буддистов в Тибете появились покровители. Они смогли пустить корни. Затем пошла волна противостояний с местной религией бон. И в итоге бон, после периода побед, был истёрт в порошок. Что оставалось последователям перед лицом неминуемого уничтожения? Правильно, либо прятаться, либо мимикрировать. И одни ушли в подполье, а другие… стали буддистами. Внешне. Традиция ньингма и представляет собой тех самых переметнувшихся шаманов бонпо. Это помогло сохранить какие-то эксклюзивные воззрения коренной веры тибетцев. По сути, буддизм для тибетцев был как христианство для славян. А если говорить шире, то боги ступенчато уходили из Картины Мира людей, делая нас теми, кем мы и стали – программируемыми извне органическими роботами.
Второй пример касается уже самого буддизма в Индии. Нам говорят, что он проиграл идеологическое сражение, оказался неинтересен без плясок с бубнами и пышными торжествами. Ну, во-первых, религиозные буддийские праздники очень даже пышные. Во-вторых, плясок нет, но где позажигать, найти можно.
Коренная же причина исчезновения буддизма заключается в том, что он был ассимилирован, то есть освоен, туземным жречеством (брахманами-богословами). И этой практике освоения с тех пор нет конца и края. Присмотритесь к воззрениям гаудия-вайшнавов (у которых и догмат веры-то появился в позднее средневековье только). Они браво объявляют и Будду Щакьямуни, и Иисуса Христа воплощениями своего бога Вишну-Кришны. И всё, вы на коротком поводке. Потому что вам сделали фигуру. Вас включили (искусственно, разумеется) в более широкий контекст. Я назывю это «видеть спину». Кришнаиты видят спину Христа, видят спину Будды. Такой спиной для них является Кришна. В итоге чужие боги и кумиры их не волнуют, ибо являются (в их Картине Мира) частными случаями их личного бога, делая последнего наимогущественнейшим. Буквально иисусом и гаутамой, словно хорошо высушенными дровами, они подкормили огонь своей веры.
Но сам буддизм был освоен не харекришной. Сам буддизм освоили ведантисты. Даже поверхностное изучение адвайта-веданты товарища Щанкары показывает, что это плоть от плоти построения буддийских идеалистов-вижнянавадинов. Ведь не просто так одна из излюбленнейших тем для диссертаций и монографий – это выявление отличий между ними. Вы ведь не выявляете отличие между солнцем и спелой тыквой. Потому что разница очевидна.

Ну вот, два примера. Уверен, что в истории других религий такие примеры найти тоже можно. Просто я не историк. Я практик. На чтение пространных исследований, в которых на 600 страниц текста 2-3 мысли размазаны еле заметнынм слоем, у меня просто нет времени.
И тогда встаёт вопрос: какой подшаг должен был сделать Патанжали, чтобы вывернутый наизнанку пиджак буддизма позволил ему (а может и его стае) стать своим? Вспомним, почему буддисты не вошли в канон: они отрицают существование Высшего Я.
И что делает Патанжали? Он вводит понятие Ищвары, Верховного Бога. Причём, иерархия не разработана: есть залипшие в Матрице Души, а над ними сразу же – Высший Иерарх. Ну, потому что времени не было. Кстати, у буддистов миры тоже слизаны из Вед.
Но Господу в ЙА посвящено всего ничего. Этого явно было бы недостаточно. И поэтому, для укрепления своего положения, автор берёт наиболее внятную и простую в освоению метафизику санкхьи. Берёт в качестве основы своих построений.
В итоге философия йоги выглядит как пиджак буддизма с подкладом метафизики санкхьи, вывернутый наизнанку и с присобаченным в районе кармана огромным бантом-розочкой «Ищварой».

Не воспринимайте этот текст всерьёз. Это просто шутливая зарисовка для кратковременного отвлечения вашего напряжённого сознания от серьёзных вещей.
Тем более что в действительности всё могло быть с точностью до наоборот. Буддисты развили свою практику на тексте Патанжали. А санкхьяики исключили Бога и медитативные практики.

14 комментариев

  1. Son of karma

    Нет такой практики отрешения. Есть трансцендентальное сознание — самообращенное состояние сознания, когда оно осознает собственную природу и замкнуто на сомом себе. За пределами органов восприятия и чувств. Это самхита риши девата и чхандас. Чистое сознание. Самоосознание. Атма. То есть когда мы говорим о самоосознании, то это тоже не практика. Это состояние самобращенного сознания в чистом виде. Чередование опытов чистого сознания и трех обычных приводит к их сосуществованию. Вот тогда и появляется двойственность. Которую описывают как свидетельствование, отрешенность и пр. Неизменное самоосознание своего Я и постоянно меняющееся не Я. При этом самоосознание не теряется даже во время глубокого сна без сновидений. Глубокий тамас тогда уже не может затмить его.

    Ответить

    1. Вас ждёт впереди ещё много чудных открытий. Главное — не теряйте бдительности. Чем быстрее выбросите из лексикона слова, значений которых не понимаете, тем проще будет эти открытия сделать.

      Начать можете с буддийских описаний уровня арупа-дхату: что это такое, к чему это приводит и надо ли лично вам туда. Также можете более внимательно изучить комментарии к Первой Четверти Йога-сутры, где прямо описано, какое будущее вам уготовано с таким воззрением и с такой практикой.

      Ответить
      1. Son of karma

        Фантазии буддистов не интересны, а про уготованное будущее, в йога сутрах, интересно было бы глянуть. У вас на сайте есть комментарии?

        Ответить

        1. Нет, до такого уровня мы тут ещё не доросли.
          Но выложу.

          Насчёт буддистов зря вы так. Они те немногие, кто практику медитации продолжали оттачивать даже тогда, когда в местах своего зарождения она уже была заменена на неистовые пляски и восторженные песни. Так что кто как не они могут нам рассказать о запредельном, в которое они ходят как к себе домой.

          Ответить
          1. Son of karma

            Зачем оттачивать то, что и так работает. А вот по причине не принятия Вед и ориентируясь в основном на опыты Будды, можно нагородить очень много сомнительных техник и тогда, действительно, оттачивать их можно бесконечно.

            В основном это, взять опыт просветленного человека и пытаться имитировать его. Вот так и появились техники концентрации и отрешения. Повторюсь, знание различно в разных состояниях сознания. Чтобы получить соответствующий опыт надо в первую очередь получить необходимое сознание.

            Есть причина и следствие. Опыт это следствие, а причина — уровень сознания. Огонь светит, но мы же не практикуем свет, чтобы стать огнем. А вот став огнем естественно засветим. ))

            Восьмеричный путь — это тоже «работа» буддистов, так они разобрали на техники Аштанга йогу. Переведя ее, как восемь ступеней йоги. А разве у этого слова такое значение? Вроде бы восемь членов йоги. И смысл уже совсем другой.

            Ответить

            1. «По причине непринятия Вед…»
              Позвольте уточнить,
              1) что именно вы понимаете под Ведами?
              2) что именно и
              3) почему в них нужно принимать?

              «Опыт это следствие. А причина — уровень сознания».
              Каким образом, опираясь на что, происходит изменение уровня сознания, по вашему?
              Светит ли огонь до тех пор, пока его ещё никто не разжёг? А разжигание огня — это не опыт?

              По аштанге были мои примечания к переводам сутры и вритти. Да, это не восемь ступеней, вы правы. Но и не восемь членов. Это восемь вспомогательных костылей для тех, кто к йоге принципиально непригоден, но сильно хочется.

              Ответить
              1. Son of karma

                Дословный перевод АНГА — член, часть тела. Тело — это Йога и восемь ее членов, частей, как восемь щупалец одного тела. Йога — это единение с объектом познания. В данном случае — единение индивидуального я с универсальным Я. Вот тогда и развиваются эти восемь членов. Самадхи и ненасилие и т.п.

                Сознание изменяется при изменении функционирования тела. Поэтому утро вечера мудренее. Отдохнувшее тело поддерживает более ясное сознание. Хорошее питание тоже оптимизирует его функционирование. Плюс зарядка, гибкость и прочее. Это все со стороны тела.

                Со стороны сознания, расширение (утончение) уровня осознания посредством различных каналов восприятия. Например, осознавая более тонкие состояния мантры.

                Сознание — это как очки. Надев черные, вы все будете видеть черным. И как бы вы не пытались увидеть розовое, у вас ничего не получится. Только их смена приведет к другому опыту. Вялый ум будет рождать слабые, вялые мысли. Вы же не практикуете сильные мысли для пробуждения ума. Вы пробуждаете ум и как следствие соответствующие мысли.

                Про Веды позже.

                Ответить

                1. Вы мыслите в общемировом тренде. Таким образом, ваши представления — не ваши. Это просто продукт моды, веянья эпохи. Средняя температура по больнице в той среде, в которой вы предпочитаете находиться.

                  Мне не хочется вас разочаровывать, но к системе йоги в изложении Патанжали ваши умственные построения не приложимы.

                  Мой любимый пример: ребёнок с липкой сладкой ваткой. Она у него между ладошек прилипла и вот он давай её отлеплять. Отлепит от одной ручонки — она к другой уже пристала. Он обратно — и она обратно. Начинает приглядываться, утончает сознание, давай уже махонькие катышки с ладошек отдирать. Ну а мамаша в это время делам занята, на сорванца не отвлекается. Вот вы мне про такую свою ватку сейчас рассказываете.

                  Ответить
  2. Дмитрий

    Радим, Вы Йога-сутры каким периодом датируете? Хотя бы примерно. Совпадает ли датировка с распространенной? и, наконец, как это соотносится с утверждением, что йогой были названы попавшие на индийскую почву практики трезвления средневековых исихастов. Не собирается в моем дряблом уме ладная дурман-чаша из пойманных фрагментов, приходится нечто свое домысливать, что в подобных вопросах по-любому нот гуд. Если я что-то упустил на портале и могу найти ответы в каком-то его разделе — сориентируйте.

    Ответить

    1. Дмитрий, видите ли в чём дело. Любой текст (любой поток информации) делится на две составляющие: намерение сообщить нечто и намерение помочь воспринимающему перестроиться внутри.
      Упоминания о практиках исихастов и прочие сомнения по поводу датировки относятся ко второй группе: я стараюсь снять пиитет перед «древностью», показывая, что она вполне может оказаться делом рук соседа по лестничной клетке. Текст нужно воспринимать по сути, а предвзятости этому мешают.
      Я не лингво-археолог, меня датировки не интересуют. Мне важно восстновить систему, посмотреть, где она заржавела, смазать, может что-то изменить, подработать напильником и позволить тем, кого судьба со мной связала, раскрыть свой духовный потенциал.

      Однако, чем дальше я кропчу над текстом, тем чудовищнее разница в мышлении между нами и «ими», соотечественниками анонима под ником «Патанжали». Но остаётся вопрос — является ли эта разница исторической, либо разница в уровнях понимания (осмысления) бытия всегда имплицитно присутствует в обществе. Здесь я не могу сказать. Но от многих вещей моя психика трещит, оказавшись не готова к ним. Естественно, видя это на себе, я не могу подставлять случайного читателя. Ищем формы ступенчатой подачи…

      Поэтому, не знаю. Не знаю ещё и потому, что в официальной хронологии всё повязано со всем. Допустим, я вижу параллели с буддистами-вижнянавадинами, я вижу заимствования санкхьи, и можно предположить, что наш текст — соотечественник времён их расцвета (немодное в качестве субстрата для новой системы не выбирают). Но тогда у нас новый вопрос: а когда был этот расцвет буддийского идеализма? а когда была в соку санкхья? и рано или поздно мы будем вынуждены взять какую-то подсунутую учёными датировку. Которая высосана из пальца. Вот почему я для себя сказал: какая разница, когда написано? главное — о чём написано.

      Надеюсь, я снял ваше недоумение. Хотя бы частично.

      Ответить
      1. Дмитрий

        Благодарю Вас. Сняли, вопрос исчерпан.

        Ответить
  3. Дмитрий

    Вималананда как-то говорил Роберту Свободе: «значит, твой учитель учил тебя асанам, пранаяме, и ты думал, что это и есть йога.»
    Не то что бы этими вещами заниматься плохо, хотя и в них обычно ничем не блещут. Просто стоит знать свою, как выражаются наши коллеги из общества сознания Прабхупады, адхикару. Говоря по-простецки, не думать, что ты умнее других, а думать, что, наоборот, глупее, раз у них денег больше. И поэтому не от хорошей жизни эти раскоряки с пыхтениями на коврике. Раз уж где родился, там не пригодился почему-либо — ну вот же можно податься в индийскую духовность. Где всех материальных благ либо навалом, либо они на фиг не нужны. И да, в хорошем варианте можно стать немного энергичнее, хотя бы из зала домой дойти не на ватных ногах. В варианте совсем примитивном — тело привести в приличный вид, если оно к оному совсем не склонно. Только без мамбо-джанго про йогу в восемь классов с аттестатом по окончании.

    Ответить

    1. Вполне достойная мотивация. Но у меня, допустим, так не получалось. Самство моментально раздувалось. Поэтому бросал к чертям собачьим и уходил в добровольные аскезы и лишения, умирая по кусочкам.

      Хотя если этим (изложенной мотивацией) всё ограничивается, то можно напомнить: гробу всё равно, какое тело в него положат. Гибкое, закрепощенное, мягкое, забитое, прямое, согбенное — да всё равно. И глядя из ящика на сегодняшнюю гимнастику, она выглядит несколько глуповато и неуместно.

      Ответить
  4. Дмитрий

    Да, при сколь-нибудь трезвом взгляде сие очевидно. Но мотивация ведь может с годами меняться или окультуриваться. Если практика предполагает личный поиск, а не слепую веру в чье-то мнение. На которой обычно все и основывается
    .
    С самством беда повсеместная… прецеденты обратного, может, и есть, но мне неизвестны..

    Если бы не было йоги Айенгара, её бы стоило придумать как притчу. О результатах столь мизерных, что в реальном жизненном процессе они проявятся скорее всего никак. И сколь странный выверт должна проделать психика, чтобы на такую растрату ресурса замотивироваться. Разве как на альтернативу семкам с пивом в подворотне, чтобы хоть с чего-то начать.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *