РМ 4:1

तत्र 1[याः पूर्वम् उक्ताः सिद्धयः, तासां] 2[पूर्व–उक्त–सिद्धीनां]в नाना–विध–जन्म–आदि–कारण–प्रतिपादन–द्वारेण एवं बोधयति–

В этой связи तत्र, в отношении тех तासां достижений सिद्धयः, которые याः описаны उक्ताः ранее पूर्वम्, путём преподнесения многообразных причин, начиная с рождения नाना–विध–जन्म–आदि–कारण–प्रतिपादन–द्वारेण, даёт понять बोधयति следующее एवं–

В этой связи, в отношении тех достижений, которые описаны ранее, путём преподания многообразных причин, начиная с рождения, [автор] даёт понять таким образом,
Разночтение 1[ 1[यदि {मदि}ж वा याः एताः]гд [यावत्यः]г* सिद्धयः, ताः सर्वाः पूर्व–जन्म–अभ्यस्त–समाधि–बलात् जन्म–आदि–निमित्त–मात्रत्वेन आश्रित्य प्रवर्तन्ते। ततः च अनेक–भव–साध्यस्य समाधेः न क्षतिः अस्ति।
Либо же यदि वा1 все सर्वाः те ताः, вышеперечисленные याः एताः достижения सिद्धयः функционируют प्रवर्तन्ते в силу сосредоточения, практиковавшегося в предыдущих рождениях पूर्व–जन्म–अभ्यस्त–समाधि–बलात्, опираясь आश्रित्य на рождение и прочие лишь как на предпосылки जन्म–आदि–निमित्त–मात्रत्वेन। И च тогда ततः у сосредоточения समाधेः, выполняемого многообразно अनेक–भव–साध्यस्य, не бывает न अस्ति повреждения क्षतिः।
Либо же все те вышеперечисленные достижения функционируют в силу сосредоточения, практиковавшегося в предыдущих рождениях, опираясь на рождение и прочие лишь как на предпосылки. И тогда у сосредоточения, выполняемого многообразно, не бывает повреждения.
आश्वास–उत्पादनाय, समाधि–सिद्धेः च प्राधान्य–ख्यापन–अर्थं, कैवल्य–उपयोग–अर्थं च आह–]гдеж

В целях зарождения уверенности आश्वास–उत्पादनाय и च дабы объявить главенствующее положение प्राधान्य–ख्यापन–अर्थं достижения посредством сосредоточения समाधि–सिद्धेः, а также च в целях вспоможения обособлению कैवल्य–उपयोग–अर्थं автор говорит आह–

В целях зарождения уверенности и дабы объявить главенствующее положение достижения посредством сосредоточения, а также в целях вспоможения обособлению автор говорит:
Разночтение 2[«समाधिः कर्तव्यः» इति, कैवल्य–अर्थत्वं च आह–

что इति следует заниматься कर्तव्यः сосредоточением समाधिः, и च говорит आह о ценности обособления कैवल्य–अर्थत्वम्।

… что следует заниматься сосредоточением, и говорит о ценности обособления.
जन्म–ओषधि–मन्त्र–तपः–समाधि–जाः सिद्धयः

Достижения सिद्धयः возникают от рождения, снадобий, молитвы, подвижничества и сосредоточения जन्म–ओषधि–मन्त्र–तपः–समाधि–जाः

4:1. Достижения возникают от рождения, снадобий, молитвы, подвижничества и сосредоточения.
काश्चन जन्म–निमित्ताः एव सिद्धयः। यथा पक्षि–आदीनाम् 1[आकाश–]2[आकाशे–]вगमन–आदयः। यथा वा कपिल1[–महर्षि–प्रभृतीनां] 2[–आदि–महर्षीणां]в [जन्म–समनन्तरम् एव उपजायमानाः]в ज्ञान–आदयः [सांसिद्धिकाः गुणाः]

Некоторые काश्चन достижения सिद्धयः, безспорно एव, предопределены рождением जन्म–निमित्ताः। Например यथा, способность передвигаться по небу आकाश–गमन–आदयः у птиц पक्षि–आदीनाम्। Или वा, например यथा, возникающие उपजायमानाः сразу एव вслед за рождением जन्म–समनन्तरम् врождённые सांसिद्धिकाः качества गुणाः знания и т.п. ज्ञान–आदयः у таких великих пророков как Капила कपिल–महर्षि–प्रभृतीनाम्।

Некоторые достижения, безспорно, предопределены рождением. Допустим, способность птиц передвигаться по небу. Или, скажем, возникающие сразу вслед за рождением врождённые свойства понимания и т.п. у таких великих пророков как Капила.
ओषधि–सिद्धयः 1[यथा पारत्–आदि–रसायन–आदि उपयोगात्]ж 2[पाताल–आदौ रसायन–आदयः]в

Совершенства от снадобий ओषधि–सिद्धयः – как, например, यथा в результате применения उपयोगात् ртути при процедурах омоложения पारत्–आदि–रसायन–आदि।

Совершенства от снадобий – как, например, в результате применения ртути при процедурах омоложения.
1[मन्त्र–सिद्धिः यथा मन्त्र–जपात् केषांचित् आकाश–गमन–आदिः]ж 2[मन्त्र–सिद्धयः प्रसिद्धाः]в

Достижения от молитв मन्त्र–सिद्धिः– например यथा, у некоторых केषांचित् от начитывания молитв मन्त्र–जपात् способность передвижения по небу आकाश–गमन–आदिः।

Достижения от молитв – например, у некоторых от начитывания молитв [бывает] способность передвижения по небу.
तपः1[–सिद्धिः] 2[–सिद्धयः]в यथा विश्वामित्र–आदीनाम्।

Достижения от подвижничества तपः–सिद्धिः– как यथा у Вищвамитры и прочих विश्वामित्र–आदीनाम्।

Достижения от подвижничества – как у Вищвамитры и прочих.
समाधि1[–सिद्धिः] 2[–सिद्धयः]в 1[प्राक् प्रतिपादिताः] 2[पूर्वम् एव उक्ताः]в

Достижения от сосредоточения समाधि–सिद्धिः приведены प्रतिपादिताः ранее प्राक्।

Достижения от сосредоточения приведены ранее [в Третьей Четверти].
[एताः सिद्धयः पूर्व–जन्म–क्षयित–क्लेशानाम् एव उपजायन्ते। तस्मात् समाधि–सिद्धौ इव अन्यासां] सिद्धीनां समाधिः एव 1[हेतुः]в जन्म–अन्तर–अभ्यस्तः 2[कारण्म्]ж

Перечисленные एताः сверхспособности सिद्धयः возникают उपजायन्ते только एव у тех, чьим обременениям был положен конец в прежних рождениях पूर्व–जन्म–क्षयित–क्लेशानाम्। Следовательно तस्मात् в случае прочих अन्यासां достижений सिद्धीनां как и इव в случае навыка сосредоточения समाधि–सिद्धौ причиной выступает कारण्म् именно एव сосредоточение समाधिः, практиковавшееся в других жизнях जन्म–अन्तर–अभ्यस्तः।

Перечисленные сверхспособности возникают только у тех, чьим обременениям был положен конец в прежних рождениях. Следовательно в случае прочих достижений как и в случае навыка сосредоточения причиной выступает именно сосредоточение, практиковавшееся в других жизнях.
मन्त्र–आदीनि [तु]б निमित्त–मात्राणि॥

В свою очередь तु молитвы и прочее मन्त्र–आदीनि – это просто инструментальные предпосылки निमित्त–मात्राणि।

В свою очередь, молитвы и прочее – это просто инструментальные предпосылки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *