РМ 1:31

Обновлённая версия перевода и комментариев.

चित्त–विक्षेप–कारकान् अन्यान् अपि अन्तरायान् प्रतिपादयितुम् आह–

Чтобы привести प्रतिपादयितुम् ещё и अपि другие अन्यान् препятствия अन्तरायान्, действующие при рассеянности внимания चित्त–विक्षेप–कारकान्, автор говорит आह–

Чтобы привести ещё и другие препятствия, действующие при рассеянности внимания, автор говорит:
दुःख–दौर्मनस्य–अङ्गम्–एजयत्व–श्वास–प्रश्वासाः विक्षेप–सहभुवः

Терзания, подавленность, трясучка, задыхание, вздыхание दुःख–दौर्मनस्य–अङ्गम्–एजयत्व–श्वास–प्रश्वासाः сопровождают раздёрганность विक्षेप–सहभुवः

Терзания, подавленность, трясучка, задыхание и вздыхание сопровождают раздёрганность.
कुतश्चित् निमित्तात् उत्पन्नेषु विक्षेपेषु एते दुःख–आदयः प्रवर्तन्ते।

Эти एते терзания и прочие दुःख–आदयः активизируются प्रवर्तन्ते, когда по какой-либо कुतश्चित् причине निमित्तात् появляется उत्पन्नेषु рассеянность विक्षेपेषु।

Эти терзания и прочие активизируются, когда по какой-либо причине появляются отвлечения.
तत्र

Из них तत्र

Из них:
दुःखं = चित्तस्य रजसः परिणामः बाधना–लक्षणः, यद्–बाधात् प्राणिनः तद्–उपघाताय प्रवर्तन्ते।

Терзания दुःखं= мутация परिणामः мути रजसः стакана Души चित्तस्य, определяемая как боль बाधना–लक्षणः, из-за коего безпокойства यद्–बाधात् живые существа प्राणिनः действуют प्रवर्तन्ते ради его изгнания तद्–उपघाताय।

Терзания= мутация мути стакана Души, определяемая как безпокойство (боль), вследствие коего безпокойства живые существа действуют ради его изгнания.

Я перевёл слово «духкха» как «терзания», применив системное ограничительное толкование. Если иметь в виду смысл, содержащийся в намётке 2:15 («для чуткого всё есть духкха»), то получается циклическая ссылка, при которой устранить это страдание оказывается возможным только после долгой и долгой практики. Однако, очевидно, что в нашем случае явление однопорядково вздохам, трясучке и угнетённости. Поэтому я ограничил объём понятия.
Терзания – то, что сейчас вас растерзывает на уровне мысли. Сомнения делать или не делать, ожидания, которые никак не оправдываются, препятствия в реализации задуманного, неожиданно выплывшие задачи, на которые просто не хватает ресурса внимания, глобальное непонимание «зачем я вообще живу?» и так далее, и тому подобное.

दौर्मनस्यं = बाह्य–आभ्यन्तरैः कारणैः मनसः दौःस्थ्यम्।

Подавленность दौर्मनस्यं = дурное состояние दौःस्थ्यम् ума मनसः из-за внешних или внутренних बाह्य–आभ्यन्तरैः причин कारणैः।

Подавленность (печаль)= дурное состояние ума из-за внешних или внутренних причин.

При сохранении длительное время становится депрессией (хотя с языковой точки зрения депрессия и есть подавленность, но мы говорим о практике словоупотребления). Затем входит в привычку как «эталонное состояние».

अङ्गम्–एजयत्वं = सर्व–अङ्गिनः वेपथुः, आसन–मनः–स्थैर्यस्य बाधकः।

Тремор अङ्गम्–एजयत्वं = трясучка वेपथुः всего тела सर्व–अङ्गिनः, препятствующая बाधकः устойчивости положения тела и ума आसन–मनःस्थैर्यस्य।

Тремор= трясучка всего тела, препятствующая устойчивости положения тела и ума.

В крайней форме видел, наверное, каждый из вас: когда не можешь стакан воды держать, расплёскиваешь. Как правило, после истерики. Но бывает ещё тонкая трясучка, когда вас протряхивает глубоко внутри. И она случается гораздо чаще. Сложно сказать, вполне возможно, внутренняя трясучка охватывается у Патанжали словом «духкха».

प्राणः, यत् बाह्यं वायुम् आचामति, सः श्वासः; यत् कौष्ठ्यं वायुं निःश्वसिति, सः प्रश्वासः।

Дыхание प्राणः, когда यद् лицо заглатывает आचामति воздух वायुम् извне बाह्यं, это सः «щвАсаХ» вдох श्वासः; когда यद् выдыхает निःश्वसिति находящийся в грудной клетке कौष्ठ्यं воздух वायुं, это सः «пращвАсаХ» выдох प्रश्वासः।

Дыхание, когда лицо заглатывает воздух извне, это «щвАсаХ» задыхание (одышка?); когда находящийся в грудной клетке воздух выдыхается, это «пращвАсаХ» вздох.

Удивительное дело, годами можешь читать текст и за деревьями не видеть леса, переводя «щвАса-пращвАса» как «вдох и «выдох». Ну какие «вдох и выдох», если по контексту у нас речь идёт о сопровождающих раздёрганное состояние осложнениях. Вдох и выдох есть у всех и всегда, в таком случае они оказываются неустранимы, а их упоминание тщетным. В общем, речь должна вестись о формах сбившегося дыхания.

एते विक्षेपैः सह प्रवर्तमानाः यथा–उदित–अभ्यास–वैराग्याभ्यां निरोद्धव्याः, इति एषाम् उपदेशः॥

Эти एते активизирующиеся प्रवर्तमानाः вместе सह с отвлекающими факторами विक्षेपैः должны пресекаться (подавляться) निरोद्धव्याः вышеизложенными практикой и безстрастием यथा–उदित–अभ्यास–वैराग्याभ्यां, вот поэтому इति их एषाम् упоминание उपदेशः॥

Эти перечисленные активизирующиеся вместе с отвлекающими факторами должны пресекаться (подавляться) вышеизложеными практикой и безстрастием, почему и упомянуто про них.

Кратко говоря, перечислили косвенные признаки того, что вы раздёргали себя. Мои наблюдения показывают, что у каждого свои предпочтительные симптомы. Допустим, я не испытываю одышки и не начинаю вздыхать, но для меня типичны общая трясучка тела и подавленность, угнетённость ума. Трясучка не такая, что прямо вот со стороны видно, нет. Я подозреваю, что многие годами живут в таком внутреннем раздражении, но не замечают. Представьте, что через вас пустили ток от батарейки на 4,5 вольт. И вот этот ток вас колет изнутри, и тело начинает протряхиваться, пытаясь усвоить этот «накат».
В зависимости от того, какими практиками вы овладели, можно работать с конкретными симптомами, а можно вернуть себя в собранное состояние сознания. Здесь всё на ваш выбор.
Если вы занимаетесь целительством, то по этим внешним признакам обязаны определять внутреннее состояние чужого стакана. А также уметь индуцировать этот стакан об себя, возвращая в собранное состояние. Ибо целительство и исцеление – это собирание раздёрганности в целостность. То есть, йога. А собрать другого вы можете только тогда, когда научитесь собирать себя. Всё остальное – это не более чем прихорашивание трупа перед отправкой в последний путь.

4 комментария

  1. Кай

    Целитель как камертон…. !
    Работа с собой и через себя — с другим…

    Ответить

    1. Если мы постоянно индуцируемся об других в минус, то почему бы им не начать индуцироваться об нас в плюс? При любом волновом взаимодействии волна с большей «самостью» (самоукоренённостью) перемантрует со временем ту, чья самоукоренённость меньше.

      Другой вопрос, что для этого у тебя за плечами должна висеть мощь всей Вселенной. Но это же мелочи по сравнению с тем, что ты уже знаешь принцип.

      Ответить
      1. Кай

        Как создаётся общее поле? Чтобы точечно осуществить сонастройку? Достаточно просто намерения или же надо непосредственное присутствие в одном помещении например? Полагаю что первый вариант.

        Ответить

        1. Поле создаётся адресно. Помысла достаточно, чтобы зацепиться. Это даже в приметах отражено: щёки горят — кто-то вспоминает; уши горят — кто-то ругает и т.п.
          Но надо понимать, что такая настройка очень недолговечна. Реципиент даже не поймёт, а что произошло. А тебе тяжело будет думать о нём длительное время.
          Поэтому варианта два: либо кратковременный интенсив взаимообмена живьём, либо долговременное виртуальное общение. Долговременное — это годы.
          Целителю выгоднее, конечно, первый вариант. Поэтому нужно думать в сторону «места встреч».

          В любом случае основным препятствием будет то, что пациент постоянно продолжает индуцироваться на стороне. И это критически снижает степень целенаправленной индукции. Если же он умудряется на время изолироваться от посторонних контактов, то сонастройка происходит более качественно.

          Что мы имеем? Чтобы пробить человека, достаточно разового точечного контакта. Чтобы собрать его целостность — нужно жертвенное служение. Поэтому чёрные маги на каждом углу.

          Есть ещё особый уровень взаимодействия: вера. Это когда про тебя заранее известно, что ты делаешь невозможное, и страждущий тянется к тебе как к последней надежде. Тогда перемены могут быть с первого разу. Пример из прошлого — Иоанн Кронштадтский. Поднимал молитвой следующим образом: собирал в кучу сотни приходивших писем-прошений, истово молился и просил каждому своего исцеления, делая поправку, что лично прочитать письма уже физически не в состоянии. И вот на такой молитве, подкреплённой верой самих больных, у него получалось коллективное исцеление. Но это «уровень бога», там кроме идеи служения вообще ни малейшей примеси корысти не было в душе.

          Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *