Патогенез буддизма. Часть 6

Не успел выложить с утра, провалился в сон.

* * *

Немного экстремизма от Гаутамы:

लोभात् हि मोहात् अथवा भयेन यः वांतम् अन्नं पुनः आददीत।
लोभात् सः मोहात् अथवा भयेन संत्यज्य कामान् पुनर् आददीत॥

Ибо हि кто यः из жадности लोभात्, по глупости मोहात् или अथवा со страху भयेन снова पुनः принял бы आददीत выблеванную वांतम् пищу अन्नम्, тот सः из жадности लोभात्, по глупости मोहात् или अथवा со страху भयेन полностью отбросив संत्यज्य принял бы आददीत снова पुनर् желания कामान्॥

(9:46) Ибо кто из жадности, по глупости или со страху снова принял бы выблеванную пищу, тот из жадности, по глупости или со страху, полностью отбросив, принял бы снова желания.

Человеку глупому, не способному осмыслять прочитанное подобные выкрутасы в виде ярких, «сочных» сравнений сами собой кажутся железобетонными. Поэтому я настоятельно рекомендую изучать логику. Вы должны понимать, как работает ваш аппарат самопрограммирования. И тогда чужие сказки будут обходить вас стороной.
Что говорит нам Гаутама? Вот вы обожрались торта до перехоты. «Всёёё, больше смотреть на него не могу!» Отказались? Отказались! Так вот, по логике автора, вы не имеете права снова есть торт в течение всей оставшейся жизни. Ибо это (с чего бы вдруг?) сравнивается в выблеванной пищей. Вы видите сходство? Я ни разу. Или что, выблевав пищу, вы никогда не принимаете новую? Отнюдь. Проблевались, просрались и дальше в бой с большой ложкой. То же самое с желаниями: ну отказались вы раз, два, пять не важно по каким причинам. Какие основания отказываться на всю жизнь? Вы «завязали», посмотрели, как оно. Если понравилось, то остались в новом состоянии. Если не понравилось, вернулись.
Или что, если я зашёл в ресторан познакомиться с кухней тамошнего шефа, она мне не понравилась, то я всё равно должен ходить сюда до конца своих дней? Ну бред же! То же самое с различными аскезами и прочим. Вы зашли в этот «духовный ресторан», попробовали. Если вам понравилось, оставайтесь. Не понравилось – идите ищите своё. Жизнь не резиновая, чтобы прожигать её, упираясь в том, к чему у вас душа не лежит, но только потому, что вам сказал (ой ли?!) сам Будда.
Есть все основания признавать такой образ мысли экстремистским. Просто все. Понятно, что это вовсе не тот экстремизм, за который судят. Ибо Гаутама же никого ни к чему не призывает. Он как бы просто делится своим мнением. А вы уже сами успеваете домыслить: дескать, если сам Будда так считает, значит, это правильно. И всё, ещё одним экстремистом в мире стало больше.
Я в двадцать лет «подсел» на духовность плотно. До этого то, чем я занимался, я называл практиками самосовершенствования (саморазвития). И знаете, чем закончилось? Первая жена недолюбленная. Вторая не просто недолюбленная, так ещё и упрёков наслушалась в своей естественной для молодой девочки тяге совокупляться. Ну а третья была такая же «духовная» и мы терпели оба. Пока терпение не лопнуло и мы не разошлись. Окхуенная философия, не правда ли?
И мне стыдно. Вот конкретно сейчас мне перед всеми ими стыдно. Я не просто пережимал, наслушавшись подзаборной кхуйни. Я, по сути, покалечил несколько судеб. Никто духовнее не стал при этом, вот в чём дерматоз ситуации. А комплексы образовались. А может еще и физиология нарушилась, кто его знает.
Вот и встаёт вопрос: кому нужна такая философия, когда естественное содержание жизни клеймится ярлыком «блевотина» и мы учимся не притрагиваться к нему? Да это ханжество! Потому что мысли в голове никуда не деваются. А надо-то было знаете что? Научиться любить. Не хотеть, не желать другого, а любить, отдавая себя. То самое «заботиться, лелеять, взращивать и вкладываться душой». Но вы же в блевотину не можете вкладываться душой, правильно? А именно так вас заставляют видеть вещи.
Я вам дальше расскажу. То, о чём я здесь пишу, является обыденностью тысяч и тысяч «духовных» семей. Но они находятся в таком психическом каматозе, что даже подумать в эту сторону не могут, не то что открыто начать обсуждать. Потому что это комплекс. Сформированный извне комплекс.
Напоминаю: когда увидел морщины, седину и внуков, тогда можешь удаляться и завязывать морским узлом всё, что ещё не завязалось само. Такова была логика до товарища Гаутамы. Никто жизнь за блевотину не держал. В жизнь приходили, чтобы жить. Чтоб мыслить и страдать. Чтобы творить. Чтобы танцевать, наконец. И тут пришёл брезгливый юнец и надо же, зачесал всех под одну с собой гребёнку!
Когда вы поймёте, что вас просто наебали, вы никому потом претензии не предъявите. Потому что, по сути, вы пытались (как и я) жить по книжкам. А это уже просчёт. Да ещё на фоне раздутого самомнения: дескать, ну я то уж точно всё правильно понимаю!.. Ага, три раза в день.
Я не знаю, будет ли возможность у меня исправиться. Но, по меньшей мере я постараюсь сделать всё от меня зависящее, чтобы вы умудрились обойти эту лужайку с раскиданными граблями. Это и был мотив, заставивший меня усесться за свою печатную машинку.
У меня самые подходящие условия: мне нет нужды петь то, что вы хотели бы слышать. Потому что я не боюсь, что вы от меня отвернётесь. Вы ещё не повернулись, чтобы отворачиваться. Именно это позволяет мне быть честным, в отличие от публичных певцов, неизбежно вынужденных «держаться в тренде моды».

यः च प्रदीप्तात् शरणात् कथंचित् निष्क्रम्य भूयः प्रविशेत् तत् एव।
गार्हस्त्यम् उत्सृज्य, सः दृष्ट–दोषः मोहेन भूयः अभिलषेत् ग्रहीतुम्॥

И च кто यः кое-как कथंचित् выбравшись निष्क्रम्य из пылающего प्रदीप्तात् дома शरणात् снова भूयः вошёл бы प्रविशेत् туда तत् же एव, тот सः отбросив उत्सृज्य семейную жизнь गार्हस्त्यम्, поскольку [её] ущербность очевидна दृष्ट–दोषः по глупости मोहेन снова भूयः мог бы возжелать अभिलषेत् завести её ग्रहीतुम्॥

(9:47) И кто кое-как выбравшись из пылающего дома снова вошёл бы туда же, тот отбросив семейную жизнь, поскольку [её] ущербность очевидна по глупости снова мог бы возжелать завести её.

Семейная жизнь – пылающий дом. Отлично, не правда ли? Вы вот мне скажите: кого и от чего такие «спасители» могут спасти? Вытащить вас из «пылающего дома семьи»? Но куда?! В пылающий дом храмовой монашеской педерастии, которую тибетцы даже скрывать уже не пытаются?
Я сейчас скажу вещь, которую вам будет сложно принять. Но придётся… Мы и так живём на щмашане, на кладбище. Здесь вокруг – одни кладбищенские тени. Живых людей нет. И вот представьте, в этом царстве мёртвых душ вы вдруг встречаете того, кого вам хочется любить. Это редчайшая удача. Это дар свыше. А вы вместо того, чтобы принять этот ценный дар, прокручиваете в голове всю дальнейшую цепочку, вспоминаете «золотые слова Будды» про горящий дом и… «Да пошла ты на, курица!»
Но вы ответьте тогда себе на один вопрос: а для чего вы вообще живёте? Давайте даже так. Допустим, вы ещё не поняли, что такое мокша (поймёте, когда дочитаем текст, гарантирую) и мечтаете о некой «сладкой райской жизни». Тогда вопрос: а вы, кусок такого унылого говна, кому там в этой райской жизни нужны будете, а? Если вы здесь, в полевых условиях отказываетесь учиться ангельской жизни, жизни в заботе и во служении, то о каком рае вы вообще можете мечтать?.. Ну а дальше, когда вы наконец поймёте всю тщету своей «мокши», тогда какова будет цель вашего визита на эту землю?.. У вас нет ответа, ещё у семи миллиардов нет ответа. И небольшую группку людей это более чем устраивает. Это называется беспутство. Именно через «бес-». С ними по пути, значит.
Как видите, за подобными фантазиями нет никакой стратегии проживания жизни. Это называется из огня да в полымя. Чтобы потом обратно к огню, отогреваться. Вот как это выглядит.

Теперь давайте ещё раз по поводу мотивации поиска мифического освобождения. Это ведь глупости даже в сути своей. Мы приходим нарабатывать понимание. Как можно уйти искать «мокшу», не зная, что это такое? Мы «встаём в очередь», чтобы узнать, что дают. А когда увидели, что нам предлагают/навязывают, вправе отказаться. Потому что всё познаётся в сравнении. Ну да, отстоял очередь, потратил десять лет своей жизни, наломал дров. Но получил опыт, взрастил понимание и сказал «хватит!» Разве не так всё должно происходить? Только так и должно! Ваше отвращение к миру может резко поменяться по закону диалектики на свою противоположность, когда вы поймёте, что такое – мокша или освобождение. Вы не можете любить то, с чем не знакомы. Вы просто лелеете фантазии. Любить по-настоящему можно лишь то, с чем находишься в непосредственном контакте. А если вы поняли, что обознались в отношении пресловутой мокши и приняли верёвку за змею, вы вправе вернуться и пользоваться верёвкой по назначению.
Вернёмся к сравнению про «выблевать этот мир». Я вам так скажу: пупок развяжется его выблевать. Вот он каждого из нас легко выблюет. За непочтительное отношение к себе. То, что какой-то сморчок на его поверхности зазнался и зазвездил, миру никакого вреда не принесёт. Человечеству – да, может навредить. Ну, просто потому что человечество падко на всякие экстремумы. Особенно если их подавать под видом «Срединного пути», жизнь назвать скверной сансары, а смерть назвать желанной мокшей. Ну, тогда да. Ни одно животное не подпишется под такую блёву. А человек – легко.

Продолжаем. На аргумент придворного богослова по поводу возможности освобождения действием Сиддхартха заявляет:

या च श्रुतिः मोक्षम् अवाप्तवन्तः नृपाः गृहस्थाः इति न एतत् अस्ति।
शमप्रधानः क्व च मोक्ष–धर्मः दन्द–प्रधानः क्व च राज–धर्मः॥

А च что до या откровения श्रुतिः, дескать цари, नृपाः обретают अवाप्तवन्तः мокшу मोक्षम् оставаясь семьянинами गृहस्थाः इति, [так] этого एतत् нет न अस्ति। Где क्व च дхарма освобождения मोक्ष–धर्मः с главенством упокоения शम–प्रधानः, а च где क्व дхарма царей राज–धर्मः с главенством отвешивания люлей दन्द–प्रधानः॥

(9:48) А что до откровения, дескать цари, обретают мокшу оставаясь семьянинами, [так] этого нет. Где дхарма освобождения с главенством упокоения, а где дхарма царей с главенством отвешивания люлей.

Ещё никто не доказал наглядно, что посмертие праведного царя чем-то отличается от посмертия самоушатавшего аскета. На гору можно взобраться как на одних руках, без страховки, так и на вертолёте. Поэтому наличие одного способа достижения мокши не отменяет других способов. Особенно, если вы понимаете, о чём именно идёт речь.

तेषां च राज्ये अस्तु शमः यथावत् प्राप्तः वनं न अहम् अनिश्चयेन।
छित्त्वा हि पाशं गृह–बन्धु–संज्ञं मुक्तः पुनः न प्रविविक्षुः अस्मि॥

Да и च пусть будет अस्तु у них तेषां в правлении राज्ये как положено यथावत् достигнута प्राप्तः тишь да гладь शमः, в лес वनं я अहम् не न с бухты-барахты अनिश्चयेन [сорвался]। Ибо हि, разодрав छित्त्वा сети पाशं под названием дом и родня गृह–बन्धु–संज्ञं, вызволенный (мукта) मुक्तः, я अस्मि не न горю желанием запутаться (букв.: войти) प्रविविक्षुः (производное имя от дезидератива от प्र+6√विश्) снова पुनः ॥

9:51 Да и пусть будет у них при царствовании как положено достигнута тишь да гладь, в лес я не с бухты-барахты [сорвался]. Ибо, разодрав сети под названием дом и родня, вызволенный (мукта), я не горю желанием запутаться (букв.: войти) вновь.

Это называется ступор. Когда у вас в сознании ужасающая фигура, то откликом на неё могут быть принципиально два состояния: предельная мобилизация у сильных духом и предельная растерянность у слабых духом. Это лечится. И в ту, и в другую сторону. Но вот конкретно в данной ситуации Гаутама впал в ступор. Фигура замаячивших старости, болезней и смерти начала съедать весь свободный ресурс его внимания. Я попал в такую же петлю на год-два позже. Было точь-в-точь то же самое. Полезли хронические болячки, я увидел признаки старения (хотя жил в иллюзии, что буду вечно молодым, поскольку всегда выглядел моложе своих лет) и, наконец, за три года до этого, то есть в двадцать восемь я первый раз ушёл из жизни. А в тридцать – во второй. С ощущением, что душа здесь вообще не держится больше. И дальше вариантов было несколько. Либо ждать третьего победного, либо что-то менять в своих психических настройках. Я оказался хитрее. Дождался через несколько лет третьего шанса склеить ласты и менял свои настройки, заглядывая глаза в глаза собственной смерти. Ну а о действенности сделанных перемен читатель может судить по тому незатейливому факту, что я таки пишу эти строки.

Придворный жрец заходит на второй круг увещевания. И на этот раз доводы ещё более сокрушительны.

पुनर्भवः अस्ति इति च केचित् आहुः, नास्ति इति केचित् नियत–प्रतिज्ञाः।
एवं यदा संशयितः अयम् अर्थः तस्मात् क्षमं भोक्तुम् उपस्थीता श्रीः॥

А च некоторые केचित् говорят आहुः, дескать इति, есть अस्ति перевоплощение (реинкарнация) पुनर्भवः, другие केचित् с определённой уверенностью नियत–प्रतिज्ञाः [заявляют], что इति нет नास्ति। Коль скоро यदा настолько एवं неопределён संशयितः данный अयम् предмет अर्थः, то तस्मात् правильно будет क्षमं вкусить भोक्तुम् удачу श्रीः, которая в руках उपस्थीता॥

9:45 А некоторые говорят, дескать, есть перевоплощение (реинкарнация), другие с определённой уверенностью [заявляют], что нет. Коль скоро настолько неопределён данный предмет, то правильно будет испить [ту] удачу, которая в руках.

Вспоминаем тезисы автора сих строк, что описания загробной жизни – это элементы психотактического зомбирования, призванные снять страх перед смертью. Однако вы же понимаете, что я не первый и далеко не единственный, кто видит насквозь всю стоящую за этими сказками подоплёку. Были они и в бытность Ащвагхоши. И поэтому он нагружает домашнего жреца трезвомыслием, заставляя его, по сути, идти на крайние меры: ставить под сомнение сами устои ведийской картины мира. То есть, вскрывать перед царевичем карты и признаваться в надуманном характере всех этих представлений о загробной жизни.
Чего хочет добиться советник? Простой вещи: понимания того, что «мокша» — это никем не подтверждённая гипотеза. И нужно быть последним маразматиком, чтобы в неё рваться. Ещё раз: это не я с потолка слизнул, это реальный ход мысли людей, претендующих на понимание. И конкретный пример такому образу мысли мы только что встретили.

Что следует из этого взрывающего многим из вас мозг тезиса? Из этого следует идея гораздо более глубокая, чем весь буддизм с требухой. Звучит она так:

भूयः प्रवृत्तिः यदि काचित् अस्ति रंस्यामहे तत्र यथा–उपपत्तौ।
अथ प्रवृत्तिः परतः न काचित् सिद्धः अप्रयत्नात् जगतः अस्य मोक्षः॥

Если यदि далее भूयः есть अस्ति какая–то काचित् активность प्रवृत्तिः, мы возрадуемся रंस्यामहे в ней तत्र сообразно случаю यथा–उपपत्तौ। Если же अथ за чертой परतः нет न никакой काचित् активности प्रवृत्तिः, [то тем самым] доказано सिद्धः безусильное अप्रयत्नात् избавление (мокша) मोक्षः от этого अस्य мира जगतः॥

9:46 Если далее есть какая–то активность, мы возрадуемся в ней сообразно случаю. Если же за чертой нет никакой активности, [то тем самым] доказано безусильное избавление (мокша) от этого мира.

Вы вдумайтесь над чудовищностью ситуации. Сначала вы с чужих слов предполагаете возможность перерождения. Затем вам говорят, что это – зло. И на основании чужой фантазии и чужой оценки этой фантазии вы начинаете сводить с жизнью счёты. Здорово, нечего сказать! Да, это индукция. Точно такая же зараза, как «мода». Модно мальчикам носить стринги? И вот вы их уже носите. Модно верить в реинкарнацию? И вот вы уже друг другу рассказываете, кем были в прошлых жизнях. Повторюсь, что напоказ я материалист. Поэтому и рублю аргументы материалистичные. Но если вы с какими-то потугами на запредельную мудрость, или вас духовный сан к этому обязывает, то мы можем позажигать в выбранном вами месте в выбранное вами время на тему «что вы знаете о запредельном». Объявим об этом во всеуслышанье как в старые добрые времена. Соберём толпу зевак. И дальше почирикаем по душам. Вы попытаетесь популярно объяснить мне и собравшейся публике два простых момента: «куда вы всех так зазывно тащите?» и «когда вы там последний раз были?»… Впрочем, что-то мне подсказывает, что желающих не найдётся.
Исходя из того, что вижу лично я, мы все рано или поздно сходим с ума, это факт. Но, пардон, пока трезвость рассудка сохраняется, кто мешает Жить, а не выносить мозг себе и окружающим?
На самом деле способность жить зависит всего лишь от полудюжины ключевых установок по отношению к себе и миру. Если установки есть, вы будете жить вопреки всему. Если установок нет, то вы будете умирать.
И больше всего поражает фееричность ситуации. Есть шарлатаны, которые зазывают туда, где сами не были, ходят и льют в уши слушателям расплавленное олово своих сказок. Потом эти, с заплавленными ушами, жить не могут. И тут ты, выковыряв с мясом эти затычки для мозга, решаешь поделиться, имея единственной целью, чтобы другие убереглись и жили в ладу и целостности организма. И что в ответ? «Да он своих слонов рекламирует, завтра продавать начнёт!»
Во-первых, я не лавочник, а лекарь. Во-вторых, я не встретил пока никого, кто готов бы был заплатить хотя бы десятую часть, назначенную за то понимание, которым я делюсь открыто.
Но да, мне обидно. По-человечески очень больно такое читать. Я никогда не строил из себя отмороженного святошу, чтобы это скрывать. Но и про «благие намерения на дороге в ад» я тоже в курсе. Именно поэтому ни за кем никогда не бегал и бегать не собираюсь. В тираж не выхожу. Пишу скромно на портале, который нигде не афишируется. Имею ещё несколько независимых точек выхода в виртуал. И всё. Всё.
Меня тут отдельные граждане в несистемности пытаются попрекнуть. Во-первых, это хорошо, что никто не видит моей системы. Во-вторых, я сутки напролёт систематично мониторю эфир. И выписываю те тексты и точно тогда, когда и кому их нужно прочитать. Подтверждений на почту успел насобирать за это время приличное количество. Все, кому положено, получали отклики, не задавши вопроса. Вот бы везде была такая несистемность…

Ещё один аргумент придворного жреца:

अस्ति इति केचित् परलोकम् आहुः मोक्षस्य योगं न तु वर्णयन्ति।
अग्नेः यथा हि उष्णम् अपां द्रवत्वं तद्वत् प्रवृत्तौ प्रकृतिं वदन्ति॥

Одни केचित् говорят आहुः, что इति есть अस्ति высший мир परलोकम्, однако तु возможность योगं избавления मोक्षस्य не न описывают वर्णयन्ति। Ведь हि как यथा жар उष्णम् для огня अग्नेः, текучесть द्रवत्वं для воды अपां, такой жеतद्वत् называют वदन्ति исходное состояние प्रकृतिं у активности प्रवृत्तौ॥

9:47 Одни говорят, что есть высший мир, однако возможность избавления не описывают. Ведь как жар для огня, текучесть для воды, такой же называют естественное состояние активности.

Аргумент объясняется элементарно. Вспомните наш пример с ролевой компьютерной игрой. Вы загрузили персонажа для чего? Чтобы он сидел грибом, бубнил мантры и пытался раствориться между пикселами? Нет, для того, чтобы он выполнял тактические задачи. Поэтому активность – это присущность (наукообразно – имманентность) нашей жизни. То, что многие пытаются «соскочить» и освободиться, так это потому, что к текущему моменту Игра накопила чудовищное количество глюков. Это и есть пресловутая энтропия любой системы. И в рамках этой глючности многие загруженные персонажи просто не понимают, каких сигналов они должны были бы слушаться, чтобы чувствовать себя в своей тарелке. Но при этом весь функционал активности всегда при них.
Вы присмотритесь внимательно к себе, перечитайте наши переводы санкхья-карик. У нас есть каналы на вход, есть каналы на выход. Вы их сами выращивали? Нет, они развились по программе. Следовательно, за ними стоит целеполагание. И единственное, что вы можете – это быть избирательными к тому, куда сувать свои грязные ручонки, в какую, пардоньте, щель пихать свой детородный орган. Но вы не имеете права объявлять свой инструментарий тщетным и никчёмным. Это уже хула на святый дух, на Творца, на Главного программиста, если хотите. Можете создать что-то лучше? Вперёд. Но пока дальше имплантов в полужопицы и пришивных первичных половых органов в надежде сменить пол мы ничего не видим. Болтуны передвигаются теми же ногами, выискивают жертвы для своих сказок всё теми же глазами, зачёсывают свои сказки всё тем же языком. Но в упор отказываются замечать своей неспособности жить сообразно выдвигаемой программе.
Все наработанные человеком органы предназначены для проживания в этом самом «горящем золотом дворце». Нигде в другом месте они больше не нужны. Так если вы «спасаетесь из этого пожара», то зачем продолжаете пользоваться инструментарием взаимодействия с пожаром? Докажите своим великим примером, что есть альтернатива!.. И снова в ответ тишина. Ибо нет никаких альтернатив. Борзописцев, которые знают, что бумага всё с терпит, вот их полно. А тех, кто за свои убеждения голову на плаху клал, я чет не наблюдаю, увы.

Следующий аргумент:

केचित् स्वभावात् इति वर्णयन्ति शुभ–अशुभं च एव भव–अभवौ च।
स्वाभाविकं सर्वम् इदं च यस्मात् अतः अपि मोघः भवति प्रयत्नः॥

Одни केचित् описывают वर्णयन्ति, что इति добро и зло शुभ–अशुभं, а также च एव бытие и небытие भव–अभवौ च с позиции естества स्वभावात्। И च поскольку यस्मात् весь सर्वम् этот [мир] इदं самопроизвольный по характеру स्वाभाविकं, то अतः и अपि усилие प्रयत्नः оказывается भवति тщетным मोघः॥

9:48 Одни описывают, что добро и зло, а также бытие и небытие с позиции естества. И поскольку весь этот [мир] самопроизвольный по характеру, то и усилие оказывается тщетным.
यत् इन्द्रियाणां नियतः प्रचारः प्रिय–अप्रियत्वं विषयेषु च एव।
संयुज्यते यत् जरया आर्तिभिः च कः तत्र यत्नः ननु सः स्वभावः॥

Коль скоро यत् функционал प्रचारः органов обмена со средой इन्द्रियाणां предопределён नियतः, как и च एव приятность и неприятность प्रिय–अप्रियत्वं в ощущениях विषयेषु, к чему कः усилие यत्नः в том तत्र, что यत् сопричастно संयुज्यते со старением जरया и च функциональными расстройствами आर्तिभिः? Разве же ननु это [не] सः естественное состояние स्वभावः?

9:49 Коль скоро функционал органов обмена со средой предопределён, как и приятность и неприятность в ощущениях, к чему усилие в том, что сопричастно со старением и функциональными расстройствами? Разве же это не заложено природой?

В предыдущих частях наших чтений я сделал замечание, что Гаутама по сути восстал в своём страхе против законов природы. Не имея способности отличать то, что можно изменить, от того, что изменить в наших силах, он решил исчерпать океан чайной ложкой. Или напугать ежа голой жопой. Кому что больше нравится.
И теперь тот же самый аргумент, приводит дворцовый жрец. То есть, нас уже двое, и мы уже махровая секта. Секта трезвомыслящих.
Думаю, здесь дополнительных рассусоливаний не нужно, не так ли? В крайнем случае, с полдюжины раз перечитайте стих, чтобы вчувствоваться в предопределённый характер тех явлений, которые не угодили молодому принцу.

अद्भिः हुताशः शमम् अभ्युपैति तेजांसि च आपः गमयन्ति शोषम्।
भिन्नानि भूतानि शरीर–संस्थान्यैक्यं च दत्त्वा जगत् उद्वहन्ति॥

Посредством воды अद्भिः огонь हुताशः переходит अभ्युपैति (अभि+उप+2√इ) в успокоение शमम्, а च языки пламени तेजांसि приводят गमयन्ति (каузатив от 1√गम्) воду आपः к испарению शोषम्। А च раздельные भिन्नानि элементы भूतानि, присутствующие в теле शरीर–संस्थानि, даруя दत्त्वा единство ऐक्यं, поддерживают उद्वहन्ति мироздание जगत्॥

9:50 От воды затухает огонь, а языки пламени испаряют воду. И раздельные элементы, присутствующие в теле, даруя единство, поддерживают мироздание.

Нужно быть совсем слепым, чтобы не видеть красоты этого мира. Да, есть чудовищные стороны. Но в большинстве своём они связаны исключительно с самими людьми. За пределами социума я не испытывал злобы даже к клещам, поставившим меня перед угрозой скоропостижной смерти в лесной глуши. Их пришлось вырезать из себя с мясом при помощи ножа, поскольку они сидели по самую жопу. Я плыл, терял сознание, мучился жаждой, из последних сил гонял лимфу в теле. Но когда я выкарабкался, у меня не было ни малейшей претензии ни к одному из трёх. Это реалии дикого мира: либо ты, либо тебя. Но там нет никаких лживых расшаркиваний, когда тебе льстят лишь для того, чтобы втереться в доверие. Ибо из-под руки вцепиться в глотку гораздо проще.
Ты идёшь, еле волоча ноги, видишь, что только что здесь прошёл медведь и понимаешь «всё, финита мля комедия!» Вопить – никого в радиусе десяток километров нет. Единственным, кто услышит, будет хозяин тайги. Молча дать дёру? Так ты под токсинами лесных паразитов, с посиневшими и глазами и полопавшимися до крови от обезвоживания губами. Кому ты и какого дёру в таком состоянии дашь? Всё, даже если вы не верите в бога, то как миленький начнёте причитать и каяться во всех грехах. На всякий случай… для облегчения души. Ибо больше возможности в жизни может не представиться, а с тяжёлой душой в окружении такой неописуемой красоты умирать — кощунство.
Но это правила дикой жизни, которые ты интуитивно знаешь, как только преодолеваешь границу обжитой человеком территории. И даже при всём при этом вы будете ценить тот момент, когда умирали всеми забытый в тайге. В нём есть гармония. Поэтому ушатать себя в лесу в режиме ванапрастхи – это более чем достойный способ уйти из жизни. Осталось только собрать вместе морщину, седину и внука. И расчехлить охотничьи лыжи.
И да, всё это – те самые пять агрегатов вещества: твёрдое, жидкое, газообразное, плазма, и силовое поле. Больше в пределе ничего. Но парадокс в том, что больше ничего и не нужно. Если какие-то пять первоэлементов образовали фигуру, которая вызывает у меня трепет в душе, которую хочется кружить в танце, носить на руках, нежно целовать, о которой хочется заботиться нерастраченной по счастливой случайности любовью, то… То что ещё нужно? Что и кому ещё не хватает в мироустройстве, чтобы быть счастливым?
А я отвечу: не хватает самой малости – умения вкладываться сердцем. Умения быть щедрым в ответ на щедроты мира. Умения быть безкорыстным, не носить в себе задние чёрные мысли ожиданий награды. Какая награда у танца? Сам танец и есть награда! Проблема лишь в том, что иногда приходится закладывать крюк в четверть века, чтобы дойти до этих «банальных» истин и научиться Жить.
Да, согласен, если вы уже в непробудном замесе со всеми сразу, вы по определению любить не способны. И остаток дней будете влачить в бурой жижице понахватанных отовсюду обрывков чужих ароматов. Но выйти из объективно окончившихся танцев, чтобы дальше танцевать осознанно, с одной стороны, и костерить в хвост и гриву концертмейстера за то, что он организовал эту «иллюзорную» танцплощадку, где вы умудрились замеситься со всеми без разбору, — это две большие разницы. Не место такое. Мы такие. С себя нужно начинать. Больше не с кого.

यथा पणि–पद–उदर–पृष्ठ–मूर्ध्ना निर्वर्तते गर्भ–गतस्य भावः।
यत् आत्मनः तस्य च तेन योगः स्वाभाविकं तत् कथयन्ति तद्–ज्ञाः॥

Допустим यथा, жизнь भावः находящегося в состоянии зародыша गर्भ–गतस्य развивается निर्वर्तते с руками, ногами, животом, спиной, головой पणि–पद–उदर–पृष्ठ–मूर्ध्ना, यत् и च‍ связь योगः с этим तेन его तस्य души आत्मनः, то तत् знатоки तद्–ज्ञाः описывают कथयन्ति имеющим самопроизвольный (естественный) характер स्वाभाविकम्॥

9:51 Допустим, жизнь находящегося в состоянии зародыша развивается с руками, ногами, животом, спиной, головой, и связь с этим его души, — [всё] это знатоки описывают имеющим самопроизвольный (естественный) характер.
कः कण्टकस्य प्रकरोति तैक्ष्ण्यं विचित्र–भावं मृग–पक्षिणां वा।
स्वभावतः सर्वम् इदं प्रवृत्तं न काम–कारः अस्ति कुतः प्रयत्नः॥

Кто कः образует प्रकरोति остроту तैक्ष्ण्यं колючки कण्टकस्य или वा многообразие форм विचित्र–भावं животных и птиц मृग–पक्षिणाम्? Самопроизвольно स्वभावतः всё सर्वम् это इदं развилось प्रवृत्तं, свободы действия काम–कारः нет न अस्ति। [Так] зачем कुतः усилие प्रयत्नः?

9:52 Кто образует остроту колючки или многообразие форм животных и птиц? Всё это развилось самопроизвольно. Свободы действия нет. [Так] зачем упираться?

Теория «свабхавы» или «естественного положения дел» бытовала в кругах тех мыслителей, кто отрицал нужду в поисках ответов на вопросы «почему?» — Почему небо синее? — Потому что гладиолус! Это его естественное состояние. – Почему у жирафа длинная шея? — Это его природа. — И так далее.
Для принятия мира таким, какой он есть, ответы на вопросы почему не нужны. Вы берёте пульт, тыкаете кнопку и знаете, что сейчас включится Первый канал. Вы понятия не имеете как это устроено, но это не мешает вам утешаться по полной, ухрустевшись сухариками и упившись пивом.
Другое дело, что человек – единственное животное, которое не только приспосабливается к окружающей среде, но и меняет её под себя. И вот здесь ответы на вопросы почему оказываются подспорьем. Для тех, кто считает себя исследователем.
Вот почему я и утверждаю, что картины мира должны подбираться под стоящие перед человеком задачи.

सर्गं वदन्ति ईश्वरतः तथा अन्ये, तत्र प्रयत्ने पुरुषस्य कः अर्थः।
यः एव हेतुः जगतः प्रवृत्तौ हेतुः निवृत्तौ नियतः सः एव॥

Ещё तथा одни अन्ये говорят वदन्ति, что творение सर्गं от Господа ईश्वरतः। В таком случае तत्र какой कः смысл अर्थः для человека पुरुषस्य в усилии प्रयत्ने। То सः же самое एव, что यः एव выступает причиной हेतुः мирозданья जगतः при проявлении प्रवृत्तौ, является и предопределённой नियतः причиной हेतुः при сворачивании निवृत्तौ॥

9:53 Ещё одни говорят, что творение от Господа. В таком случае какой смысл для человека в усилии. То же самое, что выступает причиной мирозданья при проявлении, является и предопределённой причиной при сворачивании.

Для мыслящих теория «спонтанности» тождественна теории «хаоса». И не является успокоением ума. Они предполагают, — и небезосновательно, — существование верховной силы, которая определяет момент и параметры миропоявления. И, соответственно, момент и параметры мироисчезновения.

Так или иначе, автор текста явно терзался вопросами экзистенции, знакомился со спектром существующих подходов к проблеме. Потому что на подобные осмысления с кондачка не выйти.
Давайте немного подытожим. Мы появляемся в мире, в котором явно существует не нами сотворённая заданность: смена времён года, повторяемость чувств, цикличность рождений и смертей. Каждую весну набухают и распускаются почки. Каждую осень опадают листья.
Такие же программы реализуются под кодовым названием «человек». И если не мы авторы этих программ (не важно, будь причиной этому спонтанность или верховный программист), то не нам их и отменять.
Ведь что пришлось допускать буддистам, пытавшимся объяснить происходящее через васаны, прорастающие из алая-вижняны? Их спрашиваешь: а откуда они в алая-вижняне? Они: из прошлых жизней. То есть, к сказке про «васаны» и «алая-вижняну» приходится домысливать «прошлую жизнь». Тогда вопрос: «а в прошлой жизни они откуда?» Они: из позапрошлой. И таким образом мы уходим в регресс в безконечность. И вынуждены постулировать безначальность своих потоков сознаний. Но это неприемлимо. Нет ничего в мире, у чего нельзя было бы проследить начало как у индивидуального явления. И потом, по общепризнанному постулату, у чего нет начала, у того не может быть конца. Ибо конечными бывают только начальные вещи. Таким образом даже в рамках буддийского философствования мокша оказывается фикцией.
Предлагаю прерваться на завтрак. А то за окном уже рассвело, а у меня ещё ни в одном глазу сна.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *