ЙБх 1:17

। अथ उपाय–द्वयेन निरुद्ध–चित्त–वृत्तेः कथम् उच्यते संप्रज्ञातः समाधिः इति?

। Так अथ почему कथम् в отношении [состояния] с прекращенными посредством двойственного метода психическими процессами उपाय–द्वयेन निरुद्ध–चित्त–वृत्तेः говорится उच्यते «сосредоточение समाधिः с промыслом संप्रज्ञातः» इति?

. И всё же, почему в отношении [состояния] с прекращенными посредством двойственного метода психическими процессами говорится «сосредоточение с промыслом (сампражнята самадхи)»?
1:17 ॥ वितर्क–विचार–आनन्द–अस्मिता –रूप–अनुगमात् संप्रज्ञातः

С промыслом संप्रज्ञातः вследствие сопровождаемости формами витарки, вичары, ананды и асмиты वितर्क–विचार–आनन्द–अस्मिता –रूप–अनुगमात्

1:17 С промыслом, потому что сопровождается формами витарки, вичары, ананды и асмиты.
। वितर्कः= चित्तस्य आलम्बने स्थूलः आभोगः। सूक्ष्मः =विचारः। आनन्दः= ह्लादः। एक–अत्मिका संविद्= अस्मिता।

। Витарка वितर्कः= грубый स्थूलः наполнитель आभोगः в опоре आलम्बने сознания चित्तस्य। Вичара विचारः= тонкий सूक्ष्मः। Ананда आनन्दः= удовольствие ह्लादः। Асмита अस्मिता – ощущение संविद् состоящее только из «я» एक–अत्मिका।

. Витарка= грубый наполнитель в опоре сознания. Вичара= тонкий. Ананда= удовольствие. Асмита= ощущение, состоящее только из «я».
। तत्र प्रथमः चतुष्टय–अनुगतः समाधिः सवितर्कः। द्वितीयः वितर्क–विकलः सविचारः। तृतीयः विचार–विकलः सानन्दः। चतुर्थः तद्–विकलः अस्मिता–मात्रः इति। सर्वे एते सालम्बनाः समाधयः॥

। Среди них तत्र первое प्रथमः сосредоточение समाधिः, сопровождаемое четверицей चतुष्टय–अनुगतः  — савитарка सवितर्कः। Второе द्वितीयः, с выключенной витаркой वितर्क–विकलः – савичара सविचारः। Третье तृतीयः, с выключенной вичарой विचार–विकलः – са-ананда सानन्दः। Четвёртое चतुर्थः, с выключенной оной तद्–विकलः – просто «я-есмь-ность» अस्मिता–मात्रः इति। Все सर्वे вышеперечисленные एते являются сосредоточениями समाधयः с опорой सालम्बनाः॥

. Среди них первое сосредоточение, сопровождаемое четверицей  – савитарка (с концептуализацией). Второе, с выключенной концептуализацией – савичара (с наблюдением). Третье, с выключенным наблюдением – са-ананда (с чувством блаженства). Четвёртое, с выключенным оным – просто «я-есмь-ность». Все вышеперечисленные являются сосредоточениями с опорой.

Краткие пояснения, чтобы вы уже, наконец, поняли, что такое «йога».
Сел, закрыл глаза, увёл внимание из областей чувственного опыта. Всё – это йога уровня сжатия (пратьяхары).
Дальше у вас начинается пережигание мыслительной кармы. В голове болтанка мыслей. Это концептуализация – витарка. Причём, не важно, будет она стройная или в режиме «БМВ-медитации».
Если в ходе длительной и регулярной практики вы сумеете осуществить известные физиологические изменения в организме, то научитесь отключать концептуализацию по щелчку. Это и есть «остановка внутреннего диалога» или «остановка мира». Отключить витарку в обычном режиме проживания жизни вы не сможете. Поэтому и говорится, что йога, выписанная в Первой Четверти, — ядрёная. Она не подходит для экстравертов, у которых доминанта внимания вынесена в мир. Поэтому вам нужно с этим просто смириться. Как и с тем, что внешние раздражители будут вас постоянно выдёргивать обратно в области чувственного опыта.
В мире есть определённые наработки, позволяющие любому из вас свернуться на время и поймать состояние присутствия во внутреннем объёме. Но они не мои, а рекламой я не занимаюсь.
Едем дальше. Если вы научаетесь по щелчку переключаться между линейным и образным мышлением, то, уйдя во внутренний объём и отключив мысли, начнёте «плавать» в образах. То есть, не «проговаривать», а просто наблюдать. Это уровень дхараны и дхйаны. Он является основным уровнем развития прямого видения (пражня, интуиция). В тексте этот уровень обозначен словом вичара, что можно перевести как «исследование» или «выслеживание». Мне второй вариант нравится больше.
Дальше всё зависит от вашей внутренней наполненности. Если саттвы много, то вы ощутите блаженство и покой, разливающийся по всей сфере. Если саттвы мало, то вы будете проваливаться в темноту и, скорее всего, засыпать. Ибо там у тамаса нет способности поддерживать ваше сознание вибрационно.
Наконец, в пределе вы отбрасываете опору в виде «мне хорошо» и остаётся только «мне». Фиксация и удержание вниманием внутреннего объёма, с которым мы отождествляем себя. Позволяет уплотняться, позволяет нагонять свою волну, позволяет при длительности повторения выдавливать из стакана чужие хвосты. Но хвосты я советую всё же выдёргивать со вспоможением описанной ранее визуализации.
Всё, таково сосредоточение с промыслом или сампражнята самадхи. Здесь есть нечто, выступающее объектом для вашего промысливания. Почему пражня? Потому что касается работы внутреннего объёма. Буквально: пред-знание или доопытное знание, не основанное на данных, полученных извне по каналам на вход. И вот этот объект мысли, всё тоньше и тоньше, и выступает опорой для вашего сознания. Ибо со+знание по определению должно быть с чем-то связано. Если объекта знания нет, то сознание невозможно. И сосредоточение с промыслом позволяет здесь дойти до предела – до сознавания однородности своего внутреннего объёма.

Основная проблема доморощенных медитаторов сводится к неспособности различать во внутреннем объёме принципиально разные явления. Там для такого практика – сплошная Монголия. В смысле, на карте она вроде есть, а кто там и чем занят, хрен его знает. Поэтому и практики никакой нет.
У тех же, кто осознанно проживает свою жизнь в социуме, доминанта внимания автоматически будет сползать вовнутрь. За этим кроются совершенно примитивные механизмы, озвучивать которые я не стану. Поэтому для тех, кого мир раздёргал, нужна не практика созерцания, а практика карма-йоги, безкорыстного служения. И вообще эту практику желательно сохранить на всю оставшуюся жизнь. Потому что мощнее её ещё никто ничего не придумал.
Будем или нет читать пресловутую асампражняту? Или сказанного достаточно?

1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *