Работа с информационными потоками. Часть 1

Выписал некоторые общие соображения. Возможно, кому-то что-то приглянется. Двумя частями, потому что объёмисто.

Любой персонаж, выбравшись в виртуальную сеть, оказывается подобно выброшенному с пирса в море щенку. Его со всех сторон окружают воды информационного океана, а он, не умея плавать, нелепо барахтает лапками, с ужасом осознавая, что тонет.

Я не знаю, есть ли среди моих читателей специалисты по работе с информацией, для которых проблема «захлёбывания» чужими смыслами актуальна, но на всякий случай выложу некоторые соображения по теме, опираясь на свой многолетний опыт.
Для любой работы нужен навык. Вы должны это чётко понимать. Мастер отличается от дилетанта лишь одним: он однажды посвятил уйму времени, чтобы осмыслить ту последовательность действий, которая составляет нужный ему навык. Осмыслил, усвоил, закрепил повторительной практикой и получил на выходе навык.
Вспомните школьную подачу материала: объяснения учителя, прорешивание типовых задач, проверка закреплённости навыка у доски или в рамках контрольной работы. Другое дело, что у ребёнка нет того уровня сознательности при подходе к изучению чего бы то ни было, чтобы обучение возымело нужный результат. Но какие-то общие смутные представления о «науке» и «искусстве» на выходе выпускник имеет. Взрослый здесь в более выгодном положении, поскольку может работать волей, может работать направленным вниманием.

Итак, давайте попробуем условно разделить всю работу с информацией на отдельные блоки. Я бы выделил следующие:
1. Постановка целей и задач.
2. Полевая работа — сбор первичной информации.
3. Кабинетная работа – анализ и синтез.
4. Зачистка.

Рассмотрим подробнее.
(1) Постановка целей и задач.
Здесь основная проблема неопытного следопыта заключается в отсутствии понимания, чего же он, собственно, ищет. И это на самом деле серьёзная проблема. Дело в том, что если мы не работаем по целям и задачам, то будем собирать всё подряд. Но вы же должны трезво оценивать размеры современного информационного пространства: вы умрёте в попытках вычерпать этот океан ложкой.
Поэтому полевая работа должна строиться с постановки целей и задач или, условно, с формулирования запроса. В общем виде он должен отвечать на заданный самому себе вопрос: «Что я хочу найти?»
Не бывает так, чтобы не было хвостов, за которые можно было бы зацепиться. Дело в том, что человеческая деятельность всегда мотивационна. В основании любого вашего осмысленного движения лежит какой-то мотив. Другое дело, что движение может быть осмысленным, а мотив не ясен самому себе. Но тут кроме практики выслеживания своих мотивов никто нам не поможет.
«Мне нужно посмотреть…» — Что именно? Вот прямо формулируем: точное название материала, общую формулировку проблемы, фио человека и т.п.
Сразу оговоримся, что для постановки продвинутых запросов следопыт должен уже разбираться в теме. Первичные запросы как правило будут весьма топорые и неопределённые. Однако какими бы наивными они ни были, в новую тему войти они позволяют.
«Как выпечь хлеб?» — и я заранее знаю, в каком болоте вы окажетесь.
«Как выучить санскрит» — и я вам снова не завидую.
«Как обыграть казино» — не смешите мои тапочки.
Но каждый из этих запросов берёт вас за ручку и вводит в некую условно изолированную область знаний. Здесь под знаниями я подразумеваю любую информацию, разной степени свежести, разной степени состоятельности.
Вы априори не способны сформулировать запросы уровня
«Baguette a la Bouabsa»
«Samskrita Bharati lessons»
«Подводные камни системы Мартингейла при игре в рулетку».
С этим нужно смириться и понять, что по мере развития понимания ваши запросы будут всё более точными. А однажды вы дорастёте до уровня, когда всеведущий гугль будет разводить руками – «извини, старик, у меня для тебя больше ничего нет». И тогда придётся дальше толкать темы самостоятельно. Или искать другие источники информирования. Ибо Интернет – это не совсем океан. Это неглуобокая лужа, но гигантских размеров. Рано или поздно вы это поймёте.

(2) Полевая работа
Под полем мы разумеем информационное поле, в которое мы выходим на охоту за знанием. Выходим с тем запросом разной степени точности, который сформировали на предыдущем этапе.
Как правило, мы используем помощь поисковых систем, которым и переадресовываем свой запрос. Реже, когда уже немного освоились в теме, мы точечно ходим по «злачным» местам, зная, где какие пирожки пекут. Также некоторые пытаются выудить что-то с форумов, однако, личный опыт показывает, что на форумах знающие встречаются редко. А вам на первых порах не хватит способности различения отличить знатока от щекодува.
Полевая работа сводится к собиранию в одном месте всей черновой информации, выданной по запросу.
Здесь вам важно понять одну вещь. Информация – это всегда чьё-то мнение. А мнение есть даже у гонористого недоросля. Будучи выписаны одними и теми же буквами русской (да хоть какой) азбуки, они по формальным признакам одинаковы. Мнение учёного, всю жизнь занятого изучением предмета, и мнение фантазёра, пытающего удивить публику нестандартностью своих взглядов, формально друг от друга не отличаются совершенно ничем. Отличие может (и должен) выявлять ваш аналитико-синтетический аппарат мышления. Но для этого вы должны уметь пользоваться своим мышлением. В чём я лично не очень уверен.
Поэтому, кстати, специалисты в интернете не выписываются. Сама идея находиться в одном ряду с самовлюблёнными дилетантами претит духу сведущего человека. Его воротить начинает. Поэтому наука и отчудилась от общества. А общество варится в мнениях толпы. И тут уж кто во что горазд.
Чтобы мнение было состоятельным, оно должно основываться на системности знания. Хотя бы в рамках избранной области. Много вы знаете обывателей, которые заняты системным изучением предмета, выступающего предметом их хобби? Да я расцеловать готов каждого, кто проявляет хотя бы просто желание изучить пару-тройку монографий по теме. Потому что обычно виртуальный специалист читал всего две книжки по теме: синюю и букварь. Зато имеет неуёмную фантазию и понахватался отовсюду обрывков чудных фраз и страшно-непонятных слов.
Это, кстати, подсказка для следопыта. Если вы не журналист, которому нужно просто статью написать, если вы действительно хотите обрести понимание в выбранной теме, то ищите учебники и монографии. Почему? Да потому что так вы познакомитесь со структурой знания, с которым собираетесь иметь дело. И тогда, выходя в поле, вы будете сразу формулировать более точные запросы.
Ещё один вариант: потереться рядом со знающим. Но тут проще верблюду в иголье ушко войти. Потому что, во-первых, у вас нет способностей отличить знающего от пускающего пыль в глаза, а во-вторых, чудовищное безпочвенное самомнение. Эти два фактора не позволят вам всерьёз опылиться от мастера. Хотя на самом деле, поверьте, любой мастер так же страдает от нехватки пытливых учеников, как пытливые следопыты от нехватки мастеров.
К чему я веду? Я хочу сказать, что поиск информации уже на первичных этапах неразрывно связан с саморазвитием. Если вы этого не понимаете, то погрязнете в болоте чужой нелепицы. Впрочем, это в любой момент обратимо. Это не то болото, из которого вытащить себя невозможно.

Итак, первичный сбор информации полностью соответствует своему названию: вы собираете отовсюду сведения в одно место, чтобы было удобнее дальше работать. Сколько страниц нужно пролистывать, чтобы сказать, что достаточно? Сложный вопрос. По многим моим запросам все ответы умещаются на одну, две или три странички. Тогда я просматриваю все. Если вы формулируете размытый запрос, то вам всё равно, через кого вы войдёте в новую для вас тему. Поэтому три – пять страниц более чем достаточно.
Полистали, поскачивали статейки, странички, отчёты, брошюрки, монографии, ветки обсуждений с тематических форумов.
Обычно есть смысл выделять специально время и работать по запросам один за другим, накапливая сырьё для переработки. Переходить же к анализу и синтезу имеет смысл тогда, когда у вас в сознании присутствует способность ясно мыслить. Как правило, после сёрфа виртуала такой ясности нет. Поэтому сразу врубаться в бой я не рекомендую. Дайте материалу отлежаться, а себе – отдохнуть.

(3) Кабинетная работа
Сводится к изучению полученной информации. Ключевая ошибка многих, в том числе меня на первых порах: мы считаем, что знаем тему, когда у нас по этой теме на компьютере увесистая папка файлов. Мы прям физически ощущаем себя героем информационного фронта, которому уже выписали орден за отвагу в поисках. Более комичной ситуации не придумать. Но она – сплошь и рядом. Вы не поверите, но мало кто вообще переходит к кабинетной работе. Одним некогда, другим нечем.
Поэтому как обычно выглядит освоение темы?
«Как испечь хлеб?» — Форум Хлебопечки: «Возьмите два стакана муки…». И вы идёте, берёте, смешиваете по написанному, тяп-ляп – выпекли! Вау, я умею печь хлеб!
«Как выучить санскрит?» — «Кочергина В.А. Учебник санскрита». «Ох, ёлки…».
«Как обыграть казино?» — «Здравствуйте, сегодня я хочу поделиться с вами секретом своего преуспевания. Прямо на ваших глазах я обыграю виртуальное Казино «Голден Пэлэс» и объясню, как я это делаю»…

Для чего мы вообще ищем информацию? Здесь две составляющие.
а) Питание ума
б) Закрытие потребности.
Информация – это поток мыслей. Мысль – это пища ума. Ум – это шестое чувство. Таким образом, просто читая увлекательный роман, мы питаем тонкое тело ума. И тут в зависимости от вашей утончённости вы в большей или меньшей степени привиредливы, разборчивы. Точно так же как есть утонченные эстеты кулинарии, есть эстеты информации. Именно потому, что грубая пища и пища интеллектуальная по своему вторичному назначению способны выступать подпиткой чувств.
Однако, на случаи утешения об информацию (это когда вы тексты как пирожки заглатываете, причмокивая) наше повествование не распространяется. В таком режиме насыщения ума нет никакой работы: вы просто кушаете то, что вам нравится. И это нормально.
Я же рассматриваю случай, когда информация ищется в практических целях закрытие потребности, нужды. Мы чего-то не знаем, не умеем, но нам это мешает жить гармонично. Или нам кажется, что мы должны это знать и уметь. И вот мы ищем.
Именно на последний случай и распространяется требование освоить полученную информацию.

Окончание.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *