Гита-бхашья 18:23

Поступил очень ценный вопрос по поводу уточнения определённых моментов в насущной теме поляризации. Я посчитал, что ради возрастания заслуг у вопрошающего правильнее почитать вслух соответствующие отрывки из духовных текстов, чтобы обсуждение оказалось доступным неопределённому кругу лиц.
Читать будем Гита-бхашью Щанкары. Это наиболее чистая, безупречная проза на санскрите. После гибридного санскрита буддистов объективно требуется перерыв и созерцание возвышенных языковых материй. Заодно будет полезно всем, кто изучает язык (на любой стадии обучения), поскольку позволяет учиться мыслить на санскрите, а не просто переводить со словарём и с грехом пополам стихотворный размер.
Я попробую выбрать новую форму подачи материала: коренной текст в исходном виде будет даваться там, где он и читается, но перевод мы соберем после чтения комментария. По логике, именно так оно и должно бы быть, ибо мы не можем знать «правильное» чтение мулы, пока нам не дали к нему пояснений. Если же мы сначала приводим свой вариант прочтения, то как бы ставим телегу впереди лошади. Ведь если я уже знаю, как прочитать стих, зачем мне вообще комментарий.
При чтении держите в уме те соображения, которые я выложил недавно в тексте «Поляризация языком школьной физики» и оцените сами, есть ли отмеченные мной корелляции или нет.
Будет шесть стихов – по стиху в день. Если по итогам вызреют какие-то соображения, я постараюсь оформить их отдельным обобщающим текстом. Вы можете сравнить мой перевод с общедоступными и подискутировать. Это всегда мной приветствуется.

। अथ इदानीं कर्मणः त्रैविध्यम् उच्यते।

। Ну а अथ теперь इदानीं оглашается उच्यते трёхвидовость त्रैविध्यम् действия कर्मणः।

. Ну а теперь оглашается трёхвидовость действия.
नियतं सङ्ग–रहितम् अराग–द्वेषतः कृतम् ।
अफल–प्रेप्सुना कर्म यत्, तत् सात्त्विकम् उच्यते ॥
नियतं= नित्यं; सङ्ग–रहितम्= आसक्ति–वर्जितम्; अराग–द्वेषतः कृतं, – राग–प्रयुक्तेन, द्वेष–प्रयुक्तेन च कृतं= राग–द्वेषतः कृतम्, तद्–विपरीतम् अराग–द्वेषतः कृतम्। अफल–प्रेप्सुना= फलं प्रेप्सति इति फल–प्रेप्सुः फलतृष्णः, तद्–विपरीतेन= अफल–प्रेप्सुना कर्त्रा कृतं कर्म यत्, तत् सात्त्विकम् उच्यते

. То तत् ниятам नियतं= обязательное नित्यं; са.Нга-рахитам सङ्ग–रहितम्= избавленное от пристрастия आसक्ति–वर्जितम्; деяние कर्म, которое यत् арага-двешатах кРтам अराग–द्वेषतः कृतं, – выполняемое कृतं побуждаемым страстью राग–प्रयुक्तेन и च побуждаемым отвращением द्वेष–प्रयुक्तेन = это [и есть] выполняемое कृतम् рага-двешатах, с позиции страсти и отвращения राग–द्वेषतः, ему обратное तद्–विपरीतम् – это выполняемое कृतम् не с позиции страсти и отвращения अराग–द्वेषतः। совершается कृतं апхала-препсунА अफल–प्रेप्सुना= кто желает обретения प्रेप्सति (дезидератив от प्र+5√आप्) результата फलं, тот इति пхала-препсух फल–प्रेप्सुः, т.е. жаждущий плодов फलतृष्णः, обратным оного तद्–विपरीतेन= апхала-препсунА, т.е. не желающим результатов अफल–प्रेप्सुना исполнителем कर्त्रा, зовётся उच्यते саттвичным सात्त्विकम्॥

.То ниятам= обязательное; са.Нга-рахитам= избавленное от пристрастия; деяние, которое арага-двешатах кРтам, – совершается побуждаемым страстью и побуждаемым отвращением= это выполняемое рага-двешатах, с позиции страсти и отвращения, ему обратное – это выполняемое не с позиции страсти и отвращения, совершается апхала-препсунА, – кто желает обретения результата, тот пхала-препсух, т.е. жаждущий плодов, обратным оного= апхала-препсунА, т.е. не желающим результатов исполнителем, зовётся саттвичным.

Собираем перевод стиха:
То तत् предрешенное नियतं, лишенное пристрастия सङ्ग–रहितम् деяние कर्म, которое यत् выполняется कृतम् не из вожделения или отвращения अराग–द्वेषतः лицом, не желающим достичь результат अफल–प्रेप्सुना, зовётся उच्यते саттвичным सात्त्विकम्॥

18:23 То предрешенное, лишенное пристрастия деяние, которое выполняется не из вожделения или отвращения лицом, не желающим достичь результат, зовётся саттвичным.

Небольшие пояснения
Помните классическое определение свободы в диамате? «Свобода – это осознанная необходимость». Вот именно эта «необходимость» выражена в слове नियतम्। Есть действия, которые вы не можете не совершать. Простейший пример: отправление физиологических потребностей. Перечислять не буду, все уже взрослые, сами понимаете, о чём речь.
Более показательными являются случаи, когда человек точно понимает, что вот это и вот это – его функция на текущий момент в рамках некой надличностной системы. Осознанная мать, понимающая свою функцию воспитателя для детей. Осознанный отец, понимающий свою функцию добытчика средств для семьи – это примитивный, но более чем типичный уровень предрешенного действия. Точнее, здесь कर्मन् будет не просто действием, а функцией, то есть действием, выполняемым на постоянной основе и с некой заданностью мотивации. В нашем случае: выкормить и воспитать детей.
Все остальные случаи предрешенного действия носят индивидуальный характер и сводятся к тому, что мы называем «быть на своём месте». Если ты на своём месте, если ты выполняешь свою функцию, то ты от этого самого выполнения оказываешься счастлив. Это и есть единственно доступное человеку счастье – счастье со-участия. Собственно, если кто не понял, «танец» — это именно про такое со-участие. В другом режиме танцев не бывает.
Как определить, что вы именно выполняете функцию? Очень просто: вы делаете это несмотря на то, что никакой ощутимой выгоды это вам не приносит. Это и есть признак «лишённое пристрастия». Вы воспитываете детей, несмотря на то, что дети вырастут, покинут отчий дом и может даже благодарности испытывать не будут. Вы сочиняете стихи и издаёте за свои деньги сборники, несмотря на то, что на следующий день они появляются в сети в отсканированном виде, а вас вообще никто не вспоминает. Вы выращиваете пшеницу, несмотря на то, что закупщики собирают её у вас по 5 рублей / кг и продают за 6-8 концов. И так далее. Вы делаете нечто, чего явно не должны были бы делать, если бы имели за душой корысть. Такая жертвенность – признак системообразующего элемента надличностного уровня. А системообразующим элементом мы договорились называть положительно заряженную частицу, поскольку именно она в конечном счёте определяет характер элемента за пределами изотопов.
Отсутствие вожделения или отвращения, или, обобщенно, предпочтений – еще один признак системщика. Нравится или не нравится – это результирующая наложения двух стаканов в моменте. Момент проходит, а с ним проходит и результирующая. В итоге мотивация из чувства предпочтения оказывается мимолетной. Вчера была, сегодня кончилась. И в таком случае вы не сможете нечто делать долго. У вас просто запала не будет назавтра. Функция – это действие без предпочтений. Почему? Да потому что у вас фокус внимания смещён внутрь себя, на «я должен», а не на оценку тех, кто пытается притереться или использовать вас или пренебрегает вами или ещё чего-то. Предпочтение – это заведомый вынос фокуса внимания вовне: вы оцениваете тех, с кем вам предлагает танцевать мир. Но поймите одну вещь: если сейчас других вариантов нет, а тренироваться нужно, то именно «я должен» — то единственное, что может заставить вас войти в танец. Между нами девочками, с точки зрения самства мне очень со многими танцевать противно. Да, я щепетильный и разборчивый в связях, мало с кем схожусь и никогда не считал это недостатком. Но понимая, что есть то, что есть, а другого пока нет, я вступаю во взаимодействие даже с теми, кто мне омерзителен как личность лишь потому, что это возможность показать свой скиллз миру, доказать свою готовность выполнять функцию. Такова моя логика. Ваша может быть принципиально отличной. Однако, факт остаётся фактом: не мы решаем, кто подойдёт танцевать с нами. А поэтому всех, кого подводит нам мир, мы обязаны расценивать как своего ближнего. А дальше уже позволить миру самому разводить нас, когда танец окончен. Или, в случае явно паталогичной ситуации, выходить из танца путём включения воли.
Очень скользкий момент с «лицом, не желающим достичь результат». Во-первых, по окончании наших чтений я подробно объясню, что поляризация каждого из нас с течением времени меняется, а это значит, что речь идёт о преобладающей поляризации, а не о некой абсолютной категории. Во-вторых, в ходе выполнения функции, будучи частью надличностной системы, вышивая свою часть общего узора, мы по определению не можем знать, как выглядит общий замысел. Наконец, в-третьих, какой результат у танца? У танца нет и не может быть никакого результата. Есть только сам танец, где само действие, само कर्म и есть результат. Если вы не можете этого понять, значит, вам просто недоступна на текущий момент положительная поляризация, только и всего. И это, повторюсь, нормально, поскольку любая из трёх полярностей одинаково значима для надличностной системы.
Слово «саттвичный» я не буду пояснять, все вводные были изложены в упомянутом тексте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *