Гита-бхашья 18:25

अनुबन्धं, क्षयं, हिंसाम् अनपेक्ष्य च पौरुषम् ।
मोहात् आरभ्यते कर्म यत्, तत् तामसम् उच्यते ॥
अनुबन्धं, – पश्चाद्भावि यत् वस्तु सः अनुबन्धः उच्यते तं च अनुबन्धम्;
क्षयं, – यस्मिन् कर्मणि क्रियमाणे शक्तिक्षयः अर्थक्षयः वा स्यात्, तं क्षयम्;
हिंसां, – प्राणिबाधां च,
अनपेक्ष्य च पौरुषं पुरुषकारम् «शक्नोमि इदं कर्म समापयितुम्» इति एवम् आत्म–सामर्थ्यम्, –
। इति एतानि अनुबन्ध–आदीनि अनपेक्ष्य, पौरुष–अन्तानि मोहात् अविवेकतः आरभ्यते कर्म यत्, तत् तामसं तमो–निर्वृत्तम् उच्यते

То तत् деяние कर्म, которое यत् совершается आरभ्यते
мохатах, по глупости मोहात्, из неспособности различения अविवेकतः, не принимая во внимание अनपेक्ष्य
анубандхам अनुबन्धं, — анубандхой (последствием) अनुबन्धः зовётся उच्यते то सः явление वस्तु, которое यत् бывает следом पश्चाद्भावि, – вот च это तं последствие अनुबन्धम्,
кшаям, утрату क्षयं, – при каком यस्मिन् выполняемом क्रियमाणे деянии कर्मणि может быть स्यात् умаление сил (потенций) शक्ति–क्षयः или वा утрата капитала अर्थ–क्षयः, – такую तं утрату क्षयम्,
а также च химсу हिंसां, т.е. вред живым существам प्राणिबाधां,
и च паурушам पौरुषं‍, т.е. посильность человеку पुरुष–कारम्, самокомпетентность आत्म–सामर्थ्यम् следующего вида एवम्– «Я способен शक्नोमि выполнить समापयितुम् это इदं дело कर्म» इति,
— вот इति эти перечисленные एतानि начиная с последствий अनुबन्ध–आदीनि, заканчивая посильностью человеку पौरुष–अन्तानि, не принимая в расчёт अनपेक्ष्य,
зовётся उच्यते тАмасам, жухлым तामसं, выполненным наощупь (букв.: из тьмы) तमो–निर्वृत्तम्॥

.Такой поступок, который совершается мохатах, по глупости, т.е. из неспособности различения, не беря в расчёт
(1) анубандхам, — анубандхой (последствием) зовётся то явление, которое бывает следом, – вот это последствие,
(2) кшаям, затраты, – такие затраты, когда при условии совершения поступка может быть умаление сил (потенций) или утрата капитала,
(3) а также химсу, т.е. вред живым существам,
(4) и паурушам, т.е. посильность человеку, самокомпетентность следующего вида: «Я способен выполнить это дело»,
— вот эти перечисленные, начиная с последствий, заканчивая посильностью человеку, не принимая в расчёт,
зовётся тАмасам, жухлым, т.е. выполненным наощупь (букв.: из тьмы).

Собираем стих
То तत् деяние कर्म, которое यत् совершается आरभ्यते по глупости मोहात्, не принимая во внимание अनपेक्ष्य последствия अनुबन्धं, затраты क्षयं, вред हिंसाम् и च посильность человеку पौरुषम्, зовётся उच्यते тамасичным तामसम्॥

18:25 То деяние, которое совершается по глупости, не принимая во внимание последствия, затраты, вред и посильность человеку, зовётся тамасичным.

Небольшие пояснения
Я перевёл в данном контексте कर्म через «поступок», чтобы расширить диапазон явлений, к которым оно применимо.
Теперь признаки:
«मोहतः, по глупости». Моха – это не совсем «глупость». Это недостаток рефлексии, отдавания отчёта своим действиям.
Чтобы понять, о чём речь, самым наглядным примером может быть состояние алкогольного или наркотического опьянения. Совершенное в таком состоянии действие часто оценивается постфактум самим исполнителем как «не знаю, что на меня нашло, был сам не свой».
Второй пример – кратковременная мощная индукция извне, когда человек становится одержимым. «Все бегут — и я побежал, все орут – и я заорал…». В ходе массовых безпорядков под такую одержимость подпадают даже те, кто в обычном состоянии сам от себя не ожидал бы тех или иных выкрутасов.
Третий случай – состояние помрачения сознания без внешних факторов. Думаю, если вы имеете привычку наблюдать за собой, то могли отследить, что периодически внутри ощущаешь всё как будто через плотную вату, мысли вялые, оценивать обстановку не получается. В таком состоянии серьёзные поступки лучше не совершать. Ну а совершенные оказываются в категории тамасичных.
Наконец, четвёртый случай – это когда для человека нейтральная поляризация является рабочим состоянием, когда он в принципе проживает жизнь на автопилоте. И, не пугайтесь, таких большинство. Это не значит, что у них не бывает приступов буйной активности или просветов понимания. Речь идёт именно о преобладающем состоянии, а не о какой-то абсолютизации явления.
Всё, дальше по сути, нам приводят всего лишь частные случаи того, что же именно не принимается во внимании при совершении действия по глупости или из состояния невнимательности, неосознанности.
а) Последствия. Чтобы оценивать последствия, у человека должно быть, во-первых, развита функция прогностического мышления, некий зачаток провиденциализма, которая, во-вторых, является следствием опыта в той или иной сфере. Кому-то чтобы понять, как шибает током, нужно умудриться втиснуть пальцы в розетку. Другому достаточно знать в целом идею работы электрического тока.
б) Утерю или затраты. Внимание, время, капитал, физическая сила – таковы основные затраты при совершении деяния. При осознанном вхождении в проект (ещё одно из значений слова कर्म) эти затраты приблизительно оцениваются на берегу. Типичный пример тамасичного поступка: ипотека, если текущий совокупный доход семьи позволяет закрыть её только через 20 и более лет.
в) Любое действие, преследующее личную выгоду, предполагает причинение урона кому бы то ни было. Это вытекает из ограниченности ресурса в окружающей среде. Неспособность предвосхитить урон свидетельствует о тамасичном характере проекта. Это больше внутренняя характеристика, нежели внешний показатель. Человек может осознавать, какой вред и кому причинит, но в сердце согласиться с этим. В таком случае действие не может считаться тамасичным, это уже отрицательная поляризация.
г) Посильность задуманного. Пытаться вычерпать ложкой океан или сдвинуть гору с места – вот таковы аллюзии на непосильность задачи. Однако, вспомним братьев Райт. Они ковырялись в своём гараже вокруг по всем признакам параноидальной мечты – взлететь в воздух. И в итоге заведомо непосильная задача таки нашла воплощение в первом самолёте. К слову, скалы люди научились взрывать, а моря – осушать. Поэтому вопрос непосильности не столь однозначен, как это кажется. И если человек действительно ощущает внутри, что должен заниматься конкретным делом, даже если во всём мире это считается непосильным для человека, то это уже будет положительная поляризация. Таково моё мнение.
Перевод तामसम् выполнен мною контекстно. Можно было оставить «тамасичным», но это было бы слишком предсказуемо.
Итак, с нейтральной поляризацией всё предельно просто: при совершении поступка у исполнителя нет отчёта собственным действиям, они осуществляются как бы «сами по себе». Кстати, в этом смысле действия на интуиции очень похожи на тамасичные. Именно поэтому они и не создают кармы, в смысле не оставляют узоров-самскар в стакане-читте. Однако именно такой образ действий и выдвигается идеалом для подвижника. Как видите, здесь всё не так однозначно, как может показаться с первого разу.
На этом троица деяний (कर्म) с разноской по полюсам (गुणः) рассмотрена. Завтра начнём то же самое, но в отношении исполнителя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *