Гита-бхашья 18:26

। इदानीं कर्तृ–भेदः उच्यते।

। Теперь इदानीं оглашается उच्यते различие среди исполнителей कर्तृ–भेदः।

. Теперь оглашается различие среди исполнителей.
मुक्त–सङ्गः अनहंवादी धृति–उत्साह–समन्वितः ।
सिद्धि–असिद्ध्योः निर्विकारः कर्ता सात्त्विकः उच्यते ॥
। मुक्त–सङ्गः मुक्तः परित्यक्तः सङ्गः येन, सः मुक्त–सङ्गः; अनहंवादी न अहंवदन–शीलः; धृति–उत्साह–समन्वितः, – धृतिः= धारणम्, उत्साहः= उद्यमः, ताभ्यां समन्वितः (=संयुक्तः) धृति–उत्साह–समन्वितः; सिद्धि–असिद्ध्योः क्रियमाणस्य कर्मणः फल–सिद्धौ, असिद्धौ च सिद्धि–असिद्ध्योः निर्विकारः, केवलं शास्त्र–प्रमाणेन प्रयुक्तः न फल–राग–आदिना यः, सः निर्विकारः उच्यते। एवं–भूतः कर्ता यः, सः सात्त्विकः उच्यते॥

। Мукта-са.Нгах मुक्त–सङ्गः, – кем येन мукта मुक्तः отброшена परित्यक्तः са.Нга, привязанность सङ्गः, тот सः мукта-са.Нгах, с отброшенной привязанностью मुक्त–सङ्गः;
। анахаМвАдИ अनहंवादी= не न имеющий привычки якать (букв.: говорить о себе) अहंवदन–शीलः;
। дхРти-утсАха-саманвитаХ धृति–उत्साह–समन्वितः, – дхРтиХ धृतिः — это выдержка धारणम्, утсАхаХ उत्साहः – это усердие उद्यमः, ими обоими ताभ्यां саманвитах समन्वितः (= наделенный संयुक्तः) – это и есть дхРти-утсАха-саманвитаХ, наделенный выдержкой и усердием धृति–उत्साह–समन्वितः;
। нирвикАраХ, निर्विकारः, – кто यः руководствуется प्रयुक्तः исключительно केवलं авторитетом писания शास्त्र–प्रमाणेन, [а] не न страстью к результатам и т.п. फल–राग–आदिना, тот सः зовётся उच्यते нирвикАраХ, неизменный निर्विकारः; сиддхи-асиддхйоХ सिद्धि–असिद्ध्योः, – в случае достижения результата फल–सिद्धौ и च в случае недостижения असिद्धौ выполняемого क्रियमाणस्य дела कर्मणः – это и есть сиддхи-асиддхйоХ, при успехе или неудаче सिद्धि–असिद्ध्योः।
। Какой यः исполнитель कर्ता обладает такими качествами एवं–भूतः, тот सः зовётся उच्यते саттвичным, поляризованным в плюс सात्त्विकः॥

. Мукта-са.НгаХ, – кем мукта= отброшена са.Нга= привязанность, тот мукта-са.НгаХ, с отброшенной привязанностью;
. анахаМвАдИ= не имеющий привычки якать (букв.: говорить о себе);
. дхРти-утсАха-саманвитаХ. ДхРтиХ — это выдержка (стойкость), утсАхаХ – это усердие, ими обоими саманвитах= наделенный – это и есть дхРти-утсАха-саманвитаХ, наделенный выдержкой и усердием;
. нирвикАраХ, – кто руководствуется исключительно авторитетом писания, [а] не страстью к результатам и т.п., тот зовётся нирвикАраХ, неотступным (букв.: неизменным); сиддхи-асиддхйоХ, – в случае достижения результата и в случае недостижения выполняемого дела — это и есть сиддхи-асиддхйоХ, при успехе или неудаче.
. Какой исполнитель обладает такими качествами, тот зовётся саттвичным, поляризованным в плюс.

Собираем стих:
Исполнитель कर्ता с отброшенными пристрастиями मुक्त–सङ्गः, не склонный к яканью अनहंवादी, наделённый выдержкой и усердием धृति–उत्साह–समन्वितः, неотступный निर्विकारः в успехе и неудаче सिद्धि–असिद्ध्योः зовётся उच्यते саттвичным सात्त्विकः॥

18:26 Исполнитель с отброшенными пристрастиями, не склонный к яканью, наделённый выдержкой и усердием, неотступный в успехе и неудаче зовётся саттвичным.

Небольшие пояснения
«С отброшенными пристрастиями». Солнце светит всем одинаково. Если человек выполняет ту функцию, ради которой был вскормлен родной системой, то он не имеет права руководствоваться личными предпочтениями: он обязан блюсти интересы высшего. Но это очень тонкая материя, чтобы пытаться разжёвывать подробно. Любой, кто дойдёт до надличностного уровня развития, поймёт этот принцип интуитивно.
«Не склонный к яканью». Двумя стихами ранее про раджасичное деяние было сказано: «совершенное эгоистичным». Здесь речь об обратном – у человека нет сильной индивидуации, которая заставляет его изолироваться от мира и блуждать от системы к системе в тщетных поисках рая. Когда вы носите внутри ощущение «мы», когда вы ощущаете за своими плечами Бога размером со вселенную, у вас нет ни малейших предпосылок якать, потому что вы трезво осознаёте свою ничтожность перед лицом этих надличностных сил. Хорошо это или плохо, я не знаю. Но я точно знаю, что при прокаченном самстве сама идея такого восприятия себя может вызывать внутреннее возмущение. Кто хочет углубиться в предмет, может перечитать мой текст с аллюзиями на Игроков и персонажей компьютерной Игры.
Следующие три признака опровергают чтение Щанкары, который попытался свести саттвичные действия к обслуживанию потребностей тела. Выдержка, усердие и неотступность возможны только тогда, когда человек выполняет конкретную задачу. Концепция адвайты, согласно которой посвящённый (ज्ञानी) не пригоден к выполнению функциональных обязанностей (कर्म), имеет давние корни. Подобными сказками грели уши своих слушателей и санкхьяики, и буддисты. Гита имеет своё мнение на этот счёт. И даже попытки Щанкарачарьи передёрнуть смыслы на мой взгляд выглядят беззубо. Кроме того, если вы знакомы с жизнеописаниями Щанкары, то согласитесь – своим собственным примером Маэстро опроверг истинность выдвинутых собой же тезисов. Любой активный элемент в танце под названием Жизнь вправе и даже обязан выполнять ту или иную функцию. Причём, как это ни парадоксально, он будет это делать либо добровольно, либо из-под палки. И из этих двух вариантов первый выглядит более предпочтительно.
Попробую добавить ключевое, на мой взгляд, отличие: поляризующий в плюс исполнитель действует с уделением внимания самому танцу. Он делает что-то просто потому что «необходимо». По той самой максиме: «свобода – это осознанная необходимость». И принимает во внимание в первую очередь интересы целого, во вторую – свои личные. В Евангелие такой образ действия зафиксирован в следующем наставлении Христа (Евангелие от Матфея, глава 6):

31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

«Царство Божие и правда Его» — это та самая высшая Воля, которая в человеке проявляется в виде желаний. Если вы спросите, чем это отличается от мирских одержимостей, я отвечу: отсутствием желания личной выгоды на стороне исполнителя. Именно это поляризует его в плюс, именно это и подключает его к божественным планам.
Вышло не так объёмно, как хотелось бы, но, надеюсь, суть я донести сумел.

3 комментария

  1. Х

    «Поляризующийся в плюс делает что-то просто потому, что это «необходимо».»

    Вот если «исполнитель» родился (или проснулся) в условиях, когда у него есть запас ресурсов — наследство, родители, созданная система (бизнес или семейный достаток), то он какое-то время может действовать только на отдачу (любое действие требует тех или иных ресурсов, пусть минимальных, но требует. Некоторые действия требуют значительных затрат, в том числе материальных). А если он всё уже растратил? Или изначально не ценил материальную составляющую и родился в условиях нищеты? И делать практически не из чего? Или, например, он оказывается в таких условиях, когда делать «что-нибудь» может (грубо — «поделки из природных материалов»), но делать именно ТО, что ощущается как Воля Бога (изнутри), то, при выполнении чего у него появляется энергия (косвенный признак действия в согласии с направлением Источника своего) — не может, если не начнет принимать материальную плату за свои действия?

    Если жизнь подталкивает человека к тому, чтобы научиться брать плату за плоды своих трудов — при том, что отдать даром-то было бы проще и приятнее — и человек этому учится, и таки учится обменивать на материальное, параллельно делая то, что считает нужным. Он тогда в какую сторону поляризуется? (таки деньги — плотную материальную энергию забирает, нагло подсовывая кому-то своё нематериальное)))
    А если он же при этом где-то в другом месте «получает нематериальное»? (само делание того, что видится нужным, может давать это «Нематериальное» — проявляется как состояние наполненности, счастья, осмысленности, своей нужности и ценности, радости от этого и т.д.)

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *