Гита-бхашья 18:27

रागी, कर्म–फल–प्रेप्सुः, लुब्धः, हिंसा–आत्मकः, अशुचिः, ।
हर्ष–शोक–अन्वितः कर्ता राजसः परिकीर्तितः ॥
रागी, – रागः अस्य अस्ति, इति रागी;
कर्म–फल–प्रेप्सुः कर्म–फल–अर्थी, इति अर्थः;
लुब्धः पर–द्रव्येषु संजात–तृष्णः; तीर्थ–आदौ च स्व–द्रव्य–अपरित्यागी वा;
हिंसा—आत्मकः पर–पीडा–कर–स्वभावः;
अशुचिः= बाह्य–आभ्यन्तर–शौच–वर्जितः;
हर्ष–शोक–अन्वितः= इष्ट–प्राप्तौ हर्षः, अनिष्ट–प्राप्तौ, इष्ट–वियोगे च शोकः, – ताभ्यां हर्ष–शोकाभ्याम् अन्वितः= संयुक्तः; तस्य एव च कर्मणः संपत्ति–विपत्तिभ्यां हर्ष–शोकौ स्याताम्,
। – ताभ्यां संयुक्तः यः कर्ता, सः राजसः परिकीर्तितः

. Тот सः; картА, исполнитель कर्ता; который यः наделён संयुक्तः следующими (качествами) ताभ्यां,
. рАгИ रागी, – у него अस्य присутствует अस्ति рАга, страсть रागः, поэтому इति рАгИ, страстный रागी;
. карма-пхала-препсуХ कर्म–फल–प्रेप्सुः, то есть इति अर्थः ориентированный на результат(ивность) деяния कर्म–फल–अर्थी;
. лубдхаХ लुब्धः испытывающий жажду संजात–तृष्णः к чужому имуществу पर–द्रव्येषु, либо वा ещё च не жертвующий своего имущества स्व–द्रव्य–अपरित्यागी в священных местах и т.п. तीर्थ–आदौ;
. хиМсА-АтмакаХ हिंसा—आत्मकः – имеющий характер причинять боль другим पर–पीडा–कर–स्वभावः;
. ащучиХ अशुचिः= лишённый внешней и внутренней чистоты बाह्य–आभ्यन्तर–शौच–वर्जितः;
. харша-щока-анвитаХ हर्ष–शोक–अन्वितः= восторг हर्षः в случае обретения желательного इष्ट–प्राप्तौ, расстройство शोकः в случае обретения нежелательного अनिष्ट–प्राप्तौ, и च в случае разлуки с желанным इष्ट–वियोगे, – этими обоими ताभ्यां, восторгом и расстройством हर्ष–शोकाभ्याम्, анвитаХ अन्वितः= сопровождаемый संयुक्तः; и च у него तस्य же एव может быть स्याताम् восторг и расстройство हर्ष–शोकौ в случае успеха или неуспеха संपत्ति–विपत्तिभ्यां проекта कर्मणः,
. парикИртитаХ, считается परिकीर्तितः; рАджасаХ, раджасичным राजसः॥

. Тот картА, исполнитель; который наделён следующими (качествами):
. рАгИ, – у него присутствует рАга, страсть, поэтому рАгИ, страстный;
. карма-пхала-препсуХ, то есть ориентированный на результат(ивность) деяния;
. лубдхаХ= испытывающий жажду к чужому имуществу, либо ещё не жертвующий своего имущества в священных местах и т.п.;
. хиМсА-АтмакаХ= имеющий отличительной чертой характера причинение боли другим;
. ащучиХ= лишённый внешней и внутренней чистоты;
. харша-щока-анвитаХ= восторг в случае обретения желательного, расстройство в случае обретения нежелательного и в случае разлуки с желанным, – этими обоими, восторгом и расстройством, анвитаХ= сопровождаемый (наделённый); и у него же может быть восторг и расстройство в случае успеха или неуспеха проекта (кармы),
. парикИртитаХ, считается; рАджасаХ, раджасичным.

Собираем стих
Страстный रागी, замотивированный результативностью действий कर्म–फल–प्रेप्सुः, алчный लुब्धः, жесткосердный हिंसा–आत्मकः, нечистый अशुचिः, сопровождаемый восторгом и расстройством हर्ष–शोक–अन्वितः исполнитель कर्ता считается परिकीर्तितः раджасичным राजसः॥

18:27 Страстный, замотивированный результативностью действий, алчный, жесткосердный, нечистый, испытывающий восторг и расстройство исполнитель считается раджасичным.

Небольшие пояснения
У товарища Лазарева такое состояние именуется «зацепкой за результат». Он довольно справедливо указывает, что предвосхищение результата есть форма богоборчества. Поясню иными словами: когда ничего не значащий плевок пытается навязать свою мизерную волю миру, он обречён на неудачу. Поэтому отрицательная поляризация заканчивается эпическим провалом. Основная проблема раджасичного – отсутствие чувства «мы», отсутствие заботы об интересах целого. Подход раджасичного выражен в такой фразе как «после нас хоть потоп». Я берусь утверждать, что отсутствие в руководстве нашей страны на ключевых должностях системообразующих положительных поляризаторов и доминирование поляризаторов отрицательных – единственная причина системного кризиса в нашем обществе. История нашей родины имеет как примеры того, чем это заканчивается, так и примеры того, что бывает иначе.
Что касается частных признаков раджасичного, то они самоочевидны настолько, что нет смысла на них останавливаться особо. Это эгоистичное, потребительское отношение к миру, при котором есть только непомерно раздутое Я, а всё остальное — ресурс для Моего процветания.
Если вернуться к примеру с танцем, то раджасичный не умеет танцевать. Пока звучит музыка, он гоняет в уме, а какую выгоду ему это принесёт на выходе, сколько баксов он сумеет отжать на пончиках, какое наследство ему достанется после смерти супруга, насколько счастлив он был бы с другим человеком и так далее и тому подобное. Именно таких товарищей зовут экстравертами (बहिर्मुखः), именно они быстрее прочих набивают оскомину своей назойливостью и внутренней пустотой. Яркий фантик – таковым может быть образное сравнение раджасичного. Но, напомню, эта роль имеет равную значимость в рамках системы наравне с двумя прочими. Поэтому нет смысла говорить, что такой образ жизни, такие программы поведения – это плохо. Допустим, задача расшивеливать толпы инертных лежит именно на таких фантиках, скоморохах и зазывалах. Расшевеливать – не всегда подбадривать путём дельных наставлений. Часто это выражается в создании невыносимых условий жизни, что мы и видим в России, где инертность народных масс превышает все предельно-допустимые нормы. Как видите, поговорка «каждый народ имеет то правительство, которое заслуживает» легко обосновываема посредством теории поляризации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *