Гита-бхашья 18:28

अयुक्तः, प्राकृतः, स्तब्धः, शठः, नैष्कृतिकः, अलसः, ।
विषादी, दीर्घ–सूत्री च कर्ता तामसः उच्यते                ॥
अयुक्तः= न युक्तः, असमाहितः; प्राकृतः= अत्यन्त–असंस्कृत–बुद्धिः बाल–समः; स्तब्धः दण्डवत् न नमति कस्मैचित्; शठः= मायावी शक्ति–गूहन–कारी; नैष्कृतिकः= पर–विभेदन–परः; अलसः= अप्रवृत्ति–शीलः कर्तव्येषु अपि; विषादी= विषादवान् सर्वदा अवसन्न–स्वभावः; दीर्घ–सूत्री च कर्तव्यानां दीर्घ–प्रसारणः, सर्वदा मन्द–स्वभावः, यत् अद्य, श्वः वा कर्तव्यं, तत् मासेन अपि न करोति; यः च एवं–भूतः‍, सः कर्ता तामसः उच्यते

। А च какой यः исполнитель कर्ता обладает следующими характеристиками एवंभूतः–
(1) айуктах अयुक्तः= не न собранный युक्तः, не сосредоточенный असमाहितः;
(2) прАкРтах, примитивный प्राकृतः= с чрезвычайно неразвитым мышлением अत्यन्त–असंस्कृत–बुद्धिः, подобный ребёнку बाल–समः;
(3) стабдхах, упрямый स्तब्धः= подобно бревну दण्डवत् не न склоняется नमति ни перед чем कस्मैचित्;
(4) щаТхах, коварный शठः= манипулятивный मायावी, прячущий свои способности शक्ति–गूहन–कारी;
(5) наишкРтиках नैष्कृतिकः= нацеленный на раздрай с другими पर–विभेदन–परः;
(6) аласах अलसः= склонный к бездеятельности अप्रवृत्ति–शीलः даже अपि в требующих выполнения делах कर्तव्येषु;
(7) вишАдИ विषादी= депрессивный विषादवान्, вечно सर्वदा в подавленном состоянии अवसन्न–स्वभावः;
(8) и च дИргха-сУтрИ दीर्घ–सूत्री с долгим откладыванием दीर्घ–प्रसारणः в отношении требующих выполнения дел कर्तव्यानां; вечно सर्वदा медлительный по характеру मन्द–स्वभावः, что यत् требует выполнения कर्तव्यं сегодня अद्य, или वा завтра श्वः, то तत् он не делает न करोति даже अपि через месяц मासेन,
тот सः зовётся उच्यते инертным (тамасичным) तामसः॥

. А какой исполнитель обладает следующими характеристиками:
(1) айуктах= не собранный, не сосредоточенный;
(2) прАкРтах, примитивный= с чрезвычайно неразвитым мышлением, подобный ребёнку;
(3) стабдхах, упрямый= подобно бревну не склоняется ни перед чем;
(4) щаТхах, коварный= манипулятивный, прячущий свои способности;
(5) наишкРтиках, вздорный= нацеленный на раздрай с другими;
(6) аласах, ленивый= склонный к бездеятельности даже в требующих выполнения делах;
(7) вишАдИ= депрессивный, вечно в подавленном состоянии;
(8) и дИргха-сУтрИ=с долгим откладыванием в отношении требующих выполнения дел; вечно медлительный по характеру, что требует выполнения сегодня, или завтра, то он не делает даже через месяц,
такой зовётся тамасичным, инертным.

Собираем стих
Несобранные अयुक्तः, примитивный प्राकृतः, упрямый स्तब्धः, коварный शठः, вздорный नैष्कृतिकः, ленивый अलसः, унылый विषादी и च медлительный दीर्घ–सूत्री исполнитель कर्ता зовётся उच्यते тамасичным, инертным तामसः॥

18:28 Несобранные, примитивный, упрямый, коварный, вздорный, ленивый, унылый и медлительный исполнитель зовётся тамасичным, инертным.

Небольшие пояснения
Мы не раз уже говорили простую незамысловатую вещь: ресурс внимания – это самый ценный человеческий ресурс. Также мы на пальцах объясняли, в каком виде он присутствует в человеке, куда и кем потребляется, как восстанавливается. Так вот, тамас – это прямое следствие нехватки того вещества, за счёт которого у человека возможно внимание.
Представьте себе ресурсоёмкую программу, запущенную на компьютере с низкой производительностью. Система начинает подвисать, тормозятся все параллельные процессы, в итоге компьютер превращается в нечто, по чему очень хочется постучать в сердцах кувалдой.
Что происходит дальше? Дальше запущенные программы оказываются в хронически зависшем состоянии. И отвисают лишь тогда, когда по счаслтивой случайности высвобождается капелька ресурса внимания. Поэтому работа с тамасичным человеком – занятие крайне чреватое: вы накачаете его вниманием, но никогда не знаете, какие программы «отвиснут» и начнут активироваться на вашем подарке.
Человек постоянно живёт на внутреннем подсосе ресурса. Поэтому он не может ни строить личных планов, ни осознанно служить высшему. Поскольку происходящее таким персонажем не осмысляется, он выбирает предельно простую стратегию проживания жизни – быть как все. И начинает индуцироваться об людей, подражая тем, с кем сводит его жизнь.
Поскольку ресурсоёмкость биокомпьютера у человека развивается весьма специфическими средствами, которые мало кому понравятся, которые мало кто вытерпит, то как правило у человекоособи нет никакой альтернативы: она встраивается в ту или иную систему безо всякого понимания происходящих процессов, научается некой незамысловатой последовательности действий, с разной степенью погружённости осваивает навык и дальше этим навыком зарабатывает на жизнь себе и своей семье.
Это вводная, которая поможет проще понять все перечисленные в стихе признаки тамасичной, то есть обнулённой биоединицы.
Несобранный. Вы не можете собраться, поскольку воля – это сгусток внимания. А у вас нечего сгущать. В этой связи смешны современные «мастера» цигун и прочих энергетических практик. Копируя движения мастеров древности, они нихрена не понимают, что эти движения – не более чем выражение мощной внутренней работы с объективно существующим ресурсом внутреннего внимания, сгущенного, уплотнённого и оформленного согласно наработкам конкретной школы. Че вы там ручонками машете, если у вас внимание рассеяно самим образом вашей жизни? Но в мире фантиков, в котором мы с вами сейчас живём, именно слепое копирование формы без содержания является нормой. И тут мне лично проще просто не думать об этом, чтобы горечь во рту не накапливалась.
Примитивный. Как я сказал, ресурсоёмкость человека развивается болезненными приёмами. Поэтому если особь от развития отказалась, то её примитивизм сопоставим с морально устаревшим компьютером, железо которого не тянет даже современные операционные системы.
Упрямый. Упрямство – прямое следствие примитивизма или, как я это называю, ребячества. Вы упрямствуете из глубины ощущения своей неполноценности. Если вы состоятельны как личность, вам нет смысла упрямствовать – вы всегда признаете право своего собеседника на любую дурь, какая ему взбредёт в голову. Если же вы примитивны, вас это гнетёт на фоне более развитых собеседников и вы пыжитесь пораздувать щёки и поутверждаться. За счёт упрямства, потому что для веской аргументированности своей позиции нужна развитость мышления. А на это у вас нет ресурса. Но, поймите, для развитого существа ваш примитивизм не является препятствием к межличностному общению. Кто действительно знает и умеет, тот всегда готов поделиться опытом с другими. Поэтому учитесь быть смиренными и вам откроется большее.
Коварный. С этим признаком я не могу до конца согласиться. Возможно, перевод не совсем точный, поскольку у Щанкары дано туманное пояснение «прячущий свои способности». В коварстве речь идёт не о способностях, а о сокрытии своих истинных намерений. Однако, у обнулённого нет особых намерений, которые можно было бы скрыть. В силу своего примитивизма он прозрачен, виден как на ладони. Коварство больше присуще раджасичным эгоистам-экстравертам, поскольку именно коварство позволяет добиваться своей корысти, своей выгоды.
Вздорный. Оттенок упрямства. Условия вздорности и упрямства одни и те же: ощущение своей неполноценности на контрасте с окружающими. С трудом, но лечится.
Унылый. Подавленный, депрессивный, меланхоличный. Не всегда. Далеко не всегда. Здесь можно сказать так: подавленный – это обнулённый, но обнулённый – не обязательно подавленный. Уныние вообще-то небезосновательно считается грехом. Будучи вскормлено в виде мощной лярвы, требует серьёзных психотерапевтических вмешательств. Или экзорцизма, если повезёт встретить толкового экзорциста. В противном случае уныние сожрёт вас (или вашего унылого близкого).
Медлительный. Ну а каким вы будете, если у вас ресурс на подсосе? Аналогия с подвисающим компьютером более чем наглядно объясняет медлительность обнулённого.

На этом запланированное чтение шести стихов, посвящённых рассмотрению деяния и исполнителя с разноской по полюсам, предлагаю считать оконченным. В ближайшие дни выпишу уточняющие соображения на этот счёт.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *