ЙБх 2:05 Авидйā

РН Моя очередная попытка раскрыть тему. На замену предыдущим.

तत्र अविद्या–स्वरूपम् उच्यते–

Из них तत्र про характер превратного представления अविद्या–स्वरूपम् говорится उच्यते –

Из них про характер превратного представления говорится:

РН «Из них» — из пяти обременений, перечисленных в предыдущем тезисе.

॥ अनित्य–अशुचि–दुःख–अनात्मसु नित्य–शुचि–सुख–आत्म–ख्यातिः अविद्या

анитйа-ащучи-духкха-анāтмасу нитйа-щучи-сукха-āтма-кхйāтих авидйā..

авидйā – превратное представление; нитйа-щучи-сукха-āтма-кхйāтих – признавание вечного, чистого, удовольствия, Я; анитйа-ащучи-духкха-анāтмасу – в невечном, нечистом, страдании, не-Я..

2:5 Превратное представление (авидйā) – это признавание вечного, чистого, удовольствия, Я в невечном, нечистом, страдании, не-Я.
(1) Представление о бренном как о вечном
अनित्ये कार्ये नित्य–ख्यातिः। तद् यथा– ध्रुवा पृथिवी, ध्रुवा सचन्द्र–तारका द्यौः, अमृताः दिवौकसः इति।

Признание вечного नित्य–ख्यातिः в невечном अनित्ये производном कार्ये। Например तद् यथा– «земля पृथिवी вечна ध्रुवा», «устойчив ध्रुवा небосвод द्यौः с Луной и звёздами सचन्द्र–तारका», «бессмертны अमृताः небожители दिवौकसः» इति।

Признание вечного в невечном, производном. Например: «земля вечна», «устойчив небосвод с Луной и звёздами», «бессмертны небожители».

РН Если мы присмотримся, то заметим, что люди живут так, как будто будут жить вечно. Совет memento mori обошёл их стороной. Однако, именно глубинное проживание своей конечности, не рассудочное, а прочувствованное на субклеточном уровне, способно заставить человека изменить систему своих ценностей и образ жизни. Йога, в свою очередь, даёт нам ответ на вопрос «Почему люди живут так, будто собираются жить вечно?», а вместе с ответом и успокоение на этот счёт. Когда ты понимаешь, что такая стратегия проживания жизни у окружающих есть неотъемлемая часть авидйи, а сама авидйā для них неустранима, то очень быстро достигаешь точки, в которой предоставляешь людей самим себе, перестаёшь пытаться причинить им добро.

(2) Представление о нечистом как о чистом
तथा अशुचौ परमबीभत्से काये शुचि–ख्यातिः।

Далее तथा, признание чистого शुचि–ख्यातिः в нечистом अशुचौ, предельно омерзительном परमबीभत्से теле काये।

Далее, признание чистого в нечистом, предельно омерзительном теле.
उक्तं च–
स्थानात्, बीजात्, उपष्टम्भात्, निःस्यन्दात्, निधनात् अपि।
कायम् आधेय–शौचत्वात् पण्डिताः हि अशुचिं विदुः ॥ इति।

Говорится उक्तं же च–
По причине места स्थानात्, семени बीजात्, поддержки उपष्टम्भात्, выделений निःस्यन्दात्, разрушения निधनात् अपि, требуемых выполнения очистительных процедур आधेय–शौचत्वात् мудрые पण्डिताः, действительно हि, считают विदुः тело कायम् нечистым अशुचिम्॥ इति।

Говорится же:
По причине места, семени, поддержки, выделений, разрушения, требующих выполнения очистительных процедур мудрые, действительно, считают тело нечистым.

РН Мне доводилось видеть помешанных на телесной гигиене. Удивительно, но душа у таких людей немытая. Такое ощущение, что они это чувствуют и пытаются исправить ситуацию. Но используют не тот инструмент. Христианские пустынники, к слову, вообще не моются.

अशुचौ शरीरे शुचि–ख्यातिः दृश्यते– «नवा इव शशाङ्क–लेखा, कमनीया इयं कन्या, मधु–अमृता–अवयव–निर्मिता इव, चन्द्रं भित्त्वा निःसृता इव ज्ञायते , नीलोत्पल–पत्र–आयत–अक्षी हाव–गर्भाभ्यां लोचनाभ्यां जीव–लोकम् आश्वासयन्ति इव» इति। कस्य केन अभिसंबन्धः? भवति च एवम् अशुचौ शुचि–विपर्यास–प्रत्ययः इति। एतेन अपुण्ये पुण्य–प्रत्ययः तथा एव अनर्थे च अर्थ–प्रत्ययः व्याख्यातः।

Восприятие чистого शुचि–ख्यातिः в нечистом अशुचौ теле शरीरे показывается दृश्यते–। «Эта इयं дева कन्या желанна कमनीया словно इव юная नव луна शशाङ्क–लेखा। Будто इव из частей, сделанных из мёда и нектара मधु–अमृता–अवयव–निर्मिता। Видится ज्ञायते, будто इव низошла निःसृता, расколов भित्त्वा луну चन्द्रम्। глаза вытянуты как лепестки лиловой кувшинки नील–उत्पल–पत्र–आयत–अक्षी। Игривыми (?) हाव–गर्भाभ्यां взорами लोचनाभ्यां они словно इव вдохновляют आश्वासयन्ति мир живых существ जीव–लोकम्» इति। У чего कस्य с чем केन соотношение अभिसंबन्धः? Но च есть [ведь] भवति такое इयम् превратное представление как о чистом शुचि–विपर्यास–प्रत्ययः о нечистом अशुचौ इति। Этим же एतेन разъяснено व्याख्यातः представление как о добродетели पुण्य–प्रत्ययः о не добродетели अपुण्ये, а также तथा एव и च представление как о ценном अर्थ–प्रत्ययः о никчёмном अनर्थे।

Покажем восприятие чистого в нечистом теле: «Эта дева желанна, словно юная луна. С телесами, словно вылепленными из мёда и нектара. Видится, будто она снизошла, расколов луну. Глаза, длинные, как лепестки лиловой кувшинки, игривыми взорами словно вдохновляют мир живых существ». У чего с чем сопоставление? Но есть [ведь] такое превратное представление о нечистом как о чистом. Этим же разъяснено представление о пороке как о добродетели, а также и представление о никчёмном как о ценном.

РН Не нужно быть семи пядей во лбу и долго искать примеры. Вся наша культура – это один большой культ авидйи. Кому бы как и каким местом это ни грело сердце. И это не проблема отдельного человека. Это часть матрицы человечества в целом. Поэтому любой пытающийся изменить восприятие будет встречать сопротивление своей тварной природы, которая будет бунтовать, а ум – постоянно подбрасывать доводы в пользу ложности воззрений «уставших от жизни перегревшихся на солнце индусов».
Собственно, почему мы не видим результатов этой мощной системы? Потому что публичность – это признак отрицательной поляризации. Т.е. достигший результата по определению не может быть частью массовой культуры и доступен для оценки своих результатов.
Есть замечательный стих в Гите (2:40):
न इह अभिक्रम–नाशः अस्ति प्रत्यवायः न विद्यते ।
स्वल्पम् अपि अस्य धर्मस्य त्रायते महतः भयात् ॥
В этом нет разрушения начинаний, умаления не обнаруживается.
Даже толика этого долга спасает от великого ужаса.

Я достаточно упрям, ленив и неверующ. Но даже та малая толика результатов, которую удалось наскрести, невообразимым образом изменила мой внутренний мир и наполнила жизнь смыслом, который я искал едва ли не с пелёнок. Это не громкие слова. Это суровая действительность отдельно взятого сознания.

(3) Представление о страдании как о счастье
तथा दुःखे सुख–ख्यातिं वक्ष्यति – «परिणाम–ताप–संस्कार–दुःखैः गुण–वृत्ति–विरोधात् च दुःखम् एव सर्वं विवेकिनः» इति। तत्र सुख–ख्यातिः अविद्या।

Далее तथा, про представление об удовольствии सुख–ख्यातिं в случае страдания दुःखे будет сказано वक्ष्यति – «В связи со страданиями от перемен, боли, привычек परिणाम–ताप–संस्कार–दुःखैः и च из-за конфликта между функциями поляризованных зарядов गुण–वृत्ति–विरोधात् для проницательного विवेकिनः всё есть सर्वं лишь एव страдание दुःखम्» इति। В этом контексте तत्र концепция удовольствия सुख–ख्यातिः – это превратное представление अविद्या।

Далее, про представление об удовольствии в случае страдания будет сказано: «В связи со страданиями от перемен, боли, привычек и из-за конфликта между функциями поляризованных зарядов для проницательного всё есть лишь страдание» [2:15]. В этом контексте концепция удовольствия – это превратное представление.

РН Ещё раз: идея удовольствия как таковая – это уже превратное представление, то самое «невежество», которое корень всех бед.

(4) Представление о не-Я как о Я
तथा अनात्मनि आत्म–ख्यातिः बाह्य–उपकरणेषु चेतन–अचेतनेषु भोग–अधिष्ठाने वा शरीरे पुरुष–उपकरणे वा मनसि अनात्मनि आत्म–ख्यातिः इति।

Далее तथा, признание Я आत्म–ख्यातिः в не-Я अनात्मनि– признание Я आत्म–ख्यातिः в не являющихся Я अनात्मनि внешних инструментах बाह्य–उपकरणेषु, сознательных или безсознательных चेतन–अचेतनेषु, либо वा в теле शरीरे, выступающем в качестве места для чувственных наслаждений भोग–अधिष्ठाने, либо वा в уме मनसि, являющемся инструментом Души पुरुष–उपकरणे इति।

Далее, признание Я в не-Я: признание Я в не являющихся Я внешних инструментах, сознательных или безсознательных, либо в теле, выступающем в качестве места для чувственных наслаждений, либо в уме, являющемся инструментом Души.
तथा एतत् अत्र उक्तम् – «व्यक्तम्, अव्यक्तं वा सत्त्वम् आत्मत्वेन अभिप्रतीत्य, तस्य संपदम् अनुनन्दति आत्म–संपदं मन्वनः, तस्य व्यापदम् अनुशोचति आत्म–व्यापदं मन्वानः, सः सर्वः अप्रतिबुद्धः» इति।

Также तथा на этот счёт अत्र говорится उक्तम् следующее एतत्– «Относясь अभिप्रतीत्य к проявленной व्यक्तम् или वा непроявленной अव्यक्तं сущности सत्त्वम् как к себе आत्मत्वेन, он наслаждается अनुनन्दति её तस्य достижениями संपदम्, считая मन्वनः своими достижениями आत्म–संपदं, скорбит अनुशोचति её तस्य бедствиям व्यापदम्, считая मन्वानः своими бедствиями आत्म–व्यापदं, — любой सर्वः такой सः непросветлён अप्रतिबुद्धः» इति।

Также на этот счёт говорится следующее: «Относясь к проявленной или непроявленной сущности как к себе, он наслаждается её достижениями, считая своими достижениями, скорбит её бедствиям, считая своими бедствиями, — любой такой непросветлён».

РН Цитата наставника-санкхйаика Паньчашикхи.

एषा चतुष्पदा भवति अविद्या मूलम् अस्य क्लेश–सन्तानस्य कर्म–आशयस्य च सविपाकस्य इति।

Это एषा четырёхногое चतुष्पदा превратное представление अविद्या является भवति корнем मूलम् данной अस्य цепи обременений क्लेश–सन्तानस्य, а также च поля заслуг कर्म–आशयस्य вместе с воздаянием सविपाकस्य इति।

Это четырёхногое превратное представление (авидйā) является корнем данной цепи обременений [см. предыдущий тезис], а также поля заслуг (карма-āщайа) вместе с воздаянием (випāка).

РН Четыре ноги авидйи:
(1) принятие невечного за вечное;
(2) принятие нечистого за чистое;
(3) принятие страдания за счастье;
(4) принятие не-Я за Я.

तस्मात् च अमित्र–अगोष्पदवत् वस्तु–सतत्त्वं विज्ञेयम् यथा न अमित्रः मित्र–अभावः, न मित्र–मात्रं, किंतु ताद्–विरुद्धः सपत्नः। यथा वा अगोष्पदं – न गोष्पद–अभावः, न गोष्पद–मात्रं, किंतु देशः एव, ताभ्याम् अन्यत् वस्तु–अन्तरम्, एवम् अविद्या न प्रमाणं, न प्रमाण–अभावः, किंतु विद्या–विपरीतं ज्ञान–अन्तरम् अविद्या इति॥

И च, следовательно तस्मात्, как и в случае «амитра» (не-друг) или «агошпада» (не-коровий след) अमित्र–अगोष्पदवत् нужно понимать विज्ञेयम् предметную реальность वस्तु–सतत्त्वम्। Как यथा, «а-митра» (не-друг) अमित्रः – это न не отсутствие друга मित्र–अभावः, не न просто друг मित्र–मात्रं, но किंतु противоположный этому ताद्–विरुद्धः враг सपत्नः, или वा как यथा «а-гошпада» (не-коровий след) अगोष्पदं – это не न отсутствие коровьего следа गोष्पद–अभावः, не न просто коровий след गोष्पद–मात्रं, однако किंतु всё же एव место देशः, отличное अन्यत् от них ताभ्याम् иное явление वस्तु–अन्तरम्, аналогично एवम् а-видйа अविद्या – это не न достоверное знание प्रमाणं, не न отсутствие достоверного знания प्रमाण–अभावः, напротив किंतु, авидйf अविद्या – это иное понимание ज्ञान–अन्तरम्, обратное видйе विद्या–विपरीतं इति॥

И следовательно, как и в случае «амитра» (не-друг) или «агошпада» (не-коровий след), нужно понимать предметную реальность. Как «а-митра» (не-друг) – это не отсутствие друга, не просто друг, но противоположный им враг, или как «а-гошпада» (не-коровий след) – это не отсутствие коровьего следа, не просто коровий след, однако всё же место, отличное от них иное явление, аналогично а-видйā – это не достоверное знание, не отсутствие достоверного знания, напротив, авидйā – это иное понимание, обратное видйе.

РН Щарма в комментариях на тезис 2.2:6 «Восьмикнижия» [Щарма Т. 3 2002: 73-74] выделяет шесть смысловых значений у отрицательной частицы «на(нь)», которая при словосложении теряет начальный «н» по правилу 6.3:73 и превращается в «а»:
(1) सादृश्यम् «схожесть до степени смешения» — как в слове अब्राह्मणः как-бы-жрец;
(2) अभावः недостаток, отсутствие – как в अज्ञानम् неосведомлённость;
(3) भेदः отличие – как в अपटः нечто отличное от ткани;
(4) अल्पता незначительность – अनुदरा कन्या девочка без живота, т.е. стройная (живот есть у всех, но у этой особы можно сказать, что его как бы и нет);
(5) अप्राशस्त्य неприветствуемость – अकालः неурочный час (время есть, но оно не подходящее);
(6) विरोधः обратность – अनीतिः безсмертие.
Источников осведомлённости автора найти не удалось ни в одном из доступных нам комментариев. Более того, по всей видимости, на момент написания Йога-бхāшйи тема смыслового поля отрицательной частицы «на(нь)» явно ещё не достигла своего апогея. Если второе значение «отсутствия» угадывается у Вйāсы легко, то что из шести вышеперечисленных вариантов подразумевается под –मात्रम्, осталось для меня загадкой. Возможно, это и не относится к указанию значения отрицательной части «на(нь)», а включено в толк для наглядности: это не отсутствие А, не наличие А, а противоположность А. Хотя, если быть буквоедом, то противоположностью явления может быть только его отсутствие. Я намекаю на то, что все видящие видят одно и то же, но описывают это всяк по-своему. Вполне может оказаться, что принимаемое ими за вечное, чистое, удовольствие и Я может на определённом уровне развития снова оказаться своей противоположностью.
Но, как бы то ни было, мы можем сказать следующее: система ценностей мирянина на сто восемьдесят градусов перевёрнута по отношению к системе ценностей просветлённого видящего. Но всё же эта система ценностей есть. Нельзя сказать, что её совсем нет.
Вот почему я пытаюсь уйти от соблазна использовать затёртое «невежество», «неведенье» и т.п. Потому что важно передать, что это не просто дырка от бублика, пустое место, а совершенно конкретный ментальный фарш, просто просроченный и с душком.
Во всех эзотерических доктринах ключом к свободе является правильное воззрение (самйак-даршана). Сāнкхйа упирает на способность различать начала Природы и выделять из них Душу, а начинается всё с жажды познания (СК 01). Йога упирает на то, что инструмент устранения того, что подлежит устранить – правильное воззрение (см. бхāшйу на тезис 2:15). Основатель ведāнты Щанкара обосновывает с пеной у рта, что кроме понимания (жнāна) нет никакого другого пути спасения. Буддизм включает правильное воззрение в список «восьми правильных…» (правильное действие, правильные помыслы, правильная речь и т.п.).
И вот в этом месте мне становится не по себе. Уж слишком сладко выглядит со стороны. Мол, прочитал, всё понял и свободен, можешь дальше идти своими делами заниматься. Увы, речь идёт не о том, знании или понимании, с которым вы привыкли иметь дело. Речь идёт о вере, которая, будь хотя бы с горчичное зерно, может горы передвигать. Смысл в том, чтобы инсталлировать в себя знание. А этому будет упираться всё наше естество, вся наша общественная надстройка. Весь мир встанет на дыбы, лишь бы не допустить получения вами знания.
Представьте на миг: ваша задача – изменить образ мышления на 180 градусов, что напрямую следует из определения авидйи. А поскольку образ мысли определяет уклад жизни, то и жизнь придётся перетряхнуть на всё те же 180 градусов. Насколько это реально, по вашему мнению? Насколько вообще у вас за плечами есть опыт собственных изменений? В лучшую сторону, имеется в виду, потому что деградируют с течением жизни многие. Я глубоко убеждён, что если вы честны, то даже в ходе чтения данного коротенького текста могли поймать в себе волны возмущения написанным (не моими комментариями, а словами патриархов).
Я глубоко убеждён, что к этому знанию в наше время можно прийти только в одном случае: когда тебе по жизни нечего терять. Оборачиваясь назад, я понимаю, что у меня был именно такой случай: ничего из того, что я ценил и продолжаю ценить, у меня не имелось; а из имевшегося терять особо было нечего. И я решился от безвыходности, потому что «деваться было некуда». Как подопытная крыса, которой перекрыли все пути в лабиринте кроме одного.
Получение упомянутого знания, которое не может быть ничем иным кроме как безмолвным знанием, прямым видением, — это подвиг всей жизни. Ну, или большей её части. Этот подвиг не может осуществляться по остаточному принципу, он должен быть «одной, но пламенною страстью». И безо всякой надежды на успех…

Вместо заключения. Попробуйте хотя бы попытаться понять состояние человека, который видит истинную причину бед окружающих, знает лекарство от них, но одновременно понимает, что они это лекарство не примут. Не захотят или не смогут. Зато придут и будут просить что угодно, не являющееся лекарством. Будут спрашивать о «лечебных травках», о том, как правильно делать сурйа-намаскāру, в какой угол повесить красный шнурок с китайскими монетками, какую аскезу провести на богатого, красивого, любящего мужа (лучше трёх порознь), живёт ли наше тонкое тело после смерти и т.п. Нет, польза всё равно будет: пока вопросы задают – успеют опылиться немного. Но «пока корень на месте, воздаяния не избежать» (сутра 2:16), это нужно чётко понимать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *