ЙА 4:1 + мысли вслух

* ЙБх * РМ * ТВ * ЙВ * ЙБхВ * САБ * ЙСА *
जन्म–ओषधि–मन्त्र–तपस्–समाधि–जाः सिद्धयः
Достижения возникают посредством
(1) рождения (джанма), (2) снадобий (ошадхи), (3) молитвы (мантра),
(4) духовного подвижничества (тапас) и (5) сосредоточения (самāдхи).

ГРАММАТИКА

(1) सिद्धयः– С231 от सिद्धि॰ «Осуществление Свершение»
(2) जन्म–ओषधि–मन्त्र–तपः–समाधि–जाः – кр̣т-сама̄са П231, выступает согласованным определением к सिद्धयः। जन्म–ओषधि–मन्त्र–तपः–समाधि- двандва.
Выворотка: जन्मना, ओषधिभिः वा, मन्त्रैः वा, तपसा वा, समाधिना वा जायन्ते इति तथा–उक्ताः।

СЕМАНТИКА

Слово सिद्धिः выступает, по сути, синонимом विभूतिः। Перевод «совершенства» не совсем точен, поскольку предполагает владение неким навыком на постоянной основе. Содержание Третьей Четверти содержит во многих случаях скорее описание разовых реализаций без настаивания на их воспроизводимости на постоянной основе. Поэтому, на наш взгляд более точным по смыслу может быть перевод «достижения».
В тезисе перечислены пять источников, коими могут быть вызываемы (букв.: «порождаемы») достижения.
(1) जन्म – это не просто «рождение», а «небесный чин», т.е. воплощение, мыслимое в контексте доступной Душе иерархии воплощений: от животно-растительных состояний до небожителей, где промежуточное положение занимает человеческая форма.
(2) ओषधिः – это «лекарственное зелье». Сразу же идёт аллюзия на «элитарную медицину», известную как айурведа, но этот подход встречает несколько возражений. Во-первых, Вйāса использует в качестве основного поясняющего примера приём некой «расāйаны в местах обитания асуров» (असुर–भवनेषु रसायनेन). И на этом фоне оговорка «и так далее» не особо обнадёживает. При этом, правда, возникает соблазн сопоставить упомянутую «расāйану» с особой процедурой, используемой в айурведе. Но пояснения Вачаспати Миш́ры отметают данное подозрение. Он упоминает про расāйану, подносимую привлекательными асурийками, приняв которую, человек обретает достижения в виде нестарения и безсмертия.
Я скорее допущу, что это вайдйи из такого вот народного фольклора, сохранившего рудименты прошлых более тесных связей разных пограничных миров, взяли название для своей процедуры омоложения.
Глобально все наркотики, галлюциногены и прочие психотропы – это те самые ओषधिः, от которых бывают реализации-приходы. Другой вопрос, что кратковременные, нестойкие и вызывающие болезненную зависимость.
То, что современный человек пытается назвать спасительным снадобьем, таковым по сути не является. Всё современное повальное травничество – это колосс на глиняных ногах. В Своде Заветов Ману прямо сказано:
औषधानि अगदाः विद्या दैवी च विविधा स्थितिः।
तपसा एव प्रसिध्यन्ति। तपस् तेषां हि साधनम् ॥

11:238 Целебные травы, заговоры, премудрость и разнообразные божественные состояния оказываются действенны именно благодаря аскезе. Ибо аскеза – средство их осуществления.

Другими словами, если вы пойдёте и просто «пощиплете травки», никаких изменений у вас не будет. Кроме временных физиологических от рвоты до поноса. Более-менее устойчивые изменения в тонком плане с модуляцией смещения точки сборки возможны, если для вас эти травки соберёт аскет, подвижник.
Кстати, из текста видно тонкое смысловое отличие: слово औषधिः, указывающее на «лекарственные травы», означает буквально «то, что относится к ओषधिः, к целебным снадобьям». На это указывает элемент вр̣ддхирования начального ओ. Т.е. дело не в самой травке, а в способности собрать некий «букет» таких травок, сделать с ними особые манипуляции и превратить в «пилюлю безсмертия». Утрировано.
Может возникнуть вопрос: а как же лечит современная медицина?
Ответ: с точки зрения кармического баланса современная медицина построена по принципу нанесения урона. Вы либо теряете уйму времени и нервов в очередях и толкотне безплатных клиник, потом испытываете недовольство низким качеством обслуживания, либо вы теряете уйму денег на дорогие клиники и лекарства, эксклюзивный уход, либо вы умудряетесь совмещать и то, и другое вместе. Во всех трёх случаях у вас идут вынужденные потери. А это чистит ваш стакан и через это приводит к ощущению «я поправился».
Поэтому духовные товарищи предпочитают на регулярной основе терять добровольно, чем ждать от судьбы таких вынужденных лишений.
Так, для общего развития: у Ману лекари перечисляются в одном ряду с ворами, проститутками, неприкасаемыми и прочими астрологами. Ответ на вопрос «почему?» очень прост: они пытаются нарушить закон кармического воздаяния. Разумеется, безуспешно. Но создают у людей, напрямую не сталкивавшихся еще с медициной, вредное предубеждение, что «если что, у нас есть врачи». Тогда как жрецам предписано все немочи лечить суровыми покаяниями.
(3) मन्त्रम् – я перевел как молитва, хотя всем понятно, что речь о мантрах. Поскольку мантра – это программа, то любой задружившийся с программой получает её опеку. В том числе достижения-реализации.
(4) तपस् – аскеза, епитимья. Я стараюсь что-то более человечное в переводе отразить. Поэтому «духовный подвиг». Заранее закладывая более широкое толкование, чем нам неизбежно навяжут комментаторы. Я много лет считаю подвигом то, что позже обнаружил сказанным у Ману:
ब्राह्मणस्य तपः ज्ञानं, तपः क्षत्रस्य रक्षणम् ।
वैश्यस्य तु तपः वार्त्ता, तपः शूद्रस्य सेवनम् ॥

11:236 Подвиг мыслителя – знание, подвиг управленца – защита, в свою очередь подвиг дельца – бизнес, подвиг рабочего – служение.

Это о том самом тапасе, даже не сомневайтесь. Поэтому когда я говорю, что в жизни нужно подвигаться, я имею в виду в рамках того функционала, который на вас возложен Создателем. А не то, что нужно бежать в лес, стоять на одной ноге, вытянув противоположную руку вверх.
(5) Наконец, समाधिः – это сосредоточение. То, чем занимаются отшельники-йогины.

ПРАКТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ

Теперь давайте попробуем трезво оценить полученную информацию.
(1) Вы согласны, что с рождением у нас могут быть связаны только несовершенства и генетические болячки? Что никто вот так в силу рождения человеком не стал летающим по небу и т.п. Следовательно, говорить об достижениях через рождение применительно к нам не имеет смысла.
(2) Найти заповедный лес, попросить леших довести до избушки Бабы-Яги и там выпить жидкий заячий помет у нас тоже не получится, хотя иногда хотелось бы. Так что с зельями нам тоже не светит.
(3) Молитвы. Чтобы молитва ожила и начала плодоносить, у вас уже должна быть высокая чистота стакана или режим одержимости, когда все остальные процессы вытесняются из психики, остаются в зачаточной форме и просто будут ждать своего часа. Молитвы и мантры реально работают. Но у обычного человека не хватит ни веры, ни навыков, чтобы их оживить.
(4) Духовный подвиг. Давайте начистоту: это единственное реально доступное любому человеку средство изменения баланса в стакане своей Души. Причем, эффект, я гарантирую, вы будете ощущать моментально. Правда, ваш вертлявый ум будет находить другие причины для происходящих перемен и откажется связывать их с вашими подвижками. А поводы для подвижек есть всегда. Если однажды вам не-повезёт и вы увидите реально, в каком месте родились, то второй мыслью вы вспомните мои слова, что здесь – рай для подвижников. Для всех остальных – ад.
(5) Сосредоточение для экстравертов неосуществимо. Если у вас есть во внешнем мире личные дела-проекты, кроме безкорыстного служения, то ни о каком сосредочении ни как о практике, ни как о результриующем состоянии сознания-внимания говорить не имеет смысла.

Это, на первый взгляд, довольно странный вывод, что человеку доступен только подвиг. Вроде как обезценивает всю систему йоги, которую я тут якобы пропагандирую. Поэтому я добавлю ещё два предложения.
Во-первых, система йоги не была задумана для широкого распространения. Вы ведь в монастыри не рвётесь почему-то. А йога – это добровольный монастырь внутри самого себя. Поэтому кто-кто, а Патан̃жали уж точно на меня не в обиде.
Во-вторых, я пишу ради воскрешения самой системы, чтобы когда придут потомки, им было на что опереться. Это вовсе не значит, что через систему сāн̇кхйа-йоги я могу помочь кому-то из близких. Таких задач вообще не стоит. Тем более зная, сколько времени и сил отнимает сам процесс освоения этой дисциплины.
Что касается пользы от публичных чтений, то она лежит в более примитивной плоскости. Любое изучение духовных текстов чистит стакан изучающего. Поэтому, провоцируя вас читать их вместе со мной, я тем самым заставляю вас блюсти маломальскую гигиену психики. Никаких более высоких целей я не ставлю. Кому положено большее, с теми начинаются совсем другие танцы.
Надеюсь, мне удалось прояснить кое-какие рабочие моменты.
Почему начал читать Четвёртую Четверть? Не знаю, с утра был такой посыл. Я вообще, моя бы воля, не брался ни за Третью, ни за Четвёртую. Ибо там нужно не просто владение грамматикой, а знание запредельных явлений на личном опыте. У меня такого знания нет. Во всяком случае в количестве, необходимом для серьёзного обсуждения коренных текстов.
Комментарии к тезису выписал отдельно от бхāш́йи и т̣ики, потому что … скромнее надо быть.

П.С. Дима, я получил ваше письмо, но пока из потока не вышел, поэтому даже переключиться на прочтение не могу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *