ЙБх 2:12 Карма-āшайа

॥ क्लेश–मूलः कर्म–आशयः दृष्ट–अदृष्ट–जन्म–वेदनीयः

клеш́а-мӯлах карма-āш́айах др̣шт̣а-адр̣шт̣а-джанма-веданӣйах

карма-āш́айах – поле заслуг; др̣шт̣а-адр̣шт̣а-джанма-веданӣйах – которое можно изведать в обозримом и необозримом рождении; клеш́а-мӯлах – корнем имеет шоры.

[ЙА 2:12] Поле заслуг, изживаемое в обозримом и необозримом рождении, корнем имеет шоры (клеш́а).
। तत्र पुण्य–अपुण्य–कर्म–आशयः [काम–]लोभ–मोह–क्रोध–प्रभवः। सः दृष्ट–जन्म–वेदनीयः च, अदृष्ट–जन्म–वेदनीयः च।

Здесь तत्र поле благих и неблагих заслуг पुण्य–अपुण्य–कर्म–आशयः имеет источником появления похоть, алчность, глупость, гнев [काम–]लोभ–मोह–क्रोध–प्रभवः। Оно सः и च предназначенное для изведывания в обозримом рождении दृष्ट–जन्म–वेदनीयः‍, и च предназначенное для изведывания в необозримом рождении अदृष्ट–जन्म–वेदनीयः।

Здесь поле благих и неблагих заслуг имеет источником появления похоть, алчность, глупость, гнев. Оно либо может быть пережито в обозримом рождении, либо может быть пережито в необозримом рождении.
। तत्र तीव्र–संवेगेन मन्त्र–तपस्–समाधिभिः निर्वर्तितः ईश्वर–देवता–महर्षि–महा–अनु–भावानाम् आराधनात् वा यः परिनिष्पन्नः, सः सद्यः परिपच्यते पुण्य–कर्म–आशयः इति।

Из них तत्र тот सः поле благих заслуг पुण्य–कर्म–आशयः, которое यः развито निर्वर्तितः с предельным рвением तीव्र–संवेगेन с молитвами, подвижничеством и сосредоточением मन्त्र–तपस्–समाधिभिः, либо वा развито परिनिष्पन्नः вследствие почитания आराधनात् Господа, божеств, великих провидцев, чего-либо могучего ईश्वर–देवता–महर्षि–महानुभावानाम्, вызревает परिपच्यते мгновенно सद्यः इति।

Из них то поле заслуг, которое наработано с предельным рвением при помощи молитв, подвижничества и сосредоточения, либо развито вследствие почитания Господа, божеств, великих провидцев, чего-либо могучего, вызревает мгновенно.

РН Молитвы, духовное подвижничество и сосредоточение указаны в тезисе 4:1 среди пяти средств Достижений (сиддхи).
Вспомним тезис 1:21: «तीव्र–संवेगानाम् आसन्नः У предельно дерзновенных – [отрешение] уже на пороге». Или вот ещё от мудрых латинян: «Per audacia ad astra».

। तथा तीव्र–क्लेशेन भीत–व्याधित–कृपणेषु, विश्वास–उपगतेषु वा, महानुभावेषु वा तपस्विषु कृतः पुनः पुनः अपकारः, सः च अपि पाप–कर्म–आशयः सद्यः एव परिपच्यते।

Также и तथा вред अपकारः, что причиняется कृतः под тяжёлым помрачением तीव्र–क्लेशेन вновь и вновь पुनः पुनः в отношении запуганных, больных, неимущих भीत–व्याधित–कृपणेषु, либо वा доверившихся विश्वास–उपगतेषु, либо वा могучих महानुभावेषु подвижников तपस्विषु, и च такой सः склад злодеяний पाप–कर्म–आशयः тоже अपि вызревает परिपच्यते тут सद्यः же एव।

Также и вред, что причиняется под тяжёлым помрачением вновь и вновь в отношении запуганных, больных, неимущих, либо доверившихся, либо могучих подвижников, — и такое поле греховных поступков тоже вызревает мгновенно.

РН Здесь в слове тӣвра-клеш́ена не выдерживается наш перевод как шоры. Скорее, речь идёт о глубоком помрачении.
По счастливому стечению обстоятельств у господина Калинина описан идеально подходящий для нашего чтения пример. Придётся перенабрать:
«Я… рассказал ей случай, произошедший несколько лет назад с одним моим знакомым. Николай – так его звали – был из тех людей, которые любят путешествовать по бедным уголкам мира с большим комфортом, подспудно стремясь ощутить превосходство своего статуса обеспеченного человека. Он имел привычку сорить деньгами, к местным относился с едва скрываемым пренебрежением, считая себя «белым господином», и был очень требователен, когда дело касалось обслуживания его персоны.
Однажды он отправился в Непал. Поездка в целом прошла удачно, однако под конец случилась история, о которой Николай рассказывал мне с большим возмущением, пеняя на нерасторопность «этих индусов», как он презрительно называл непальских жителей. В последний день своего пребывания в Катманду он со своими друзьями отправился в один из респектабельных ресторанов города. Там они заказали много разных изысканных и бешено дорогих по местным меркам блюд, делились впечатлениями о поездке и сплетнями о работе, на которую им всем скоро предстояло возвращаться, и всё было хорошо до тех пор, пока молоденькая официантка случайно не пролила на дорогой свитер Николая манговый сок. Несмотря на то, что всполошился весь персонал, пытаясь загладить вину перед гостями, Никлоаю этого показалось мало. Он отказался платить за ужин и потребовал, чтобы и его друзья также получили право не платить за то, что уже съели и выпили. Им пошли навстречу и, мало того, пообещали вычесть стоимость их ужина из зарплаты оплошавшей официантки.
Когда Николай рассказывал мне об этом, в его голосе слышалось торжество человека, добившегося справедливости. Я спросил, понимает ли он, что в Непале очень низкие зарплаты, и бедной девушке пришлось потом бесплатно работать несколько недель, чтобы расплатиться за их ужин. На это Николай лишь махнул рукой и самодовольно заявил: «Сама виновата. Каждый должен отвечать за свои поступки. Пусть это послужит ей хорошим уроком».
Но у Вселенной, видимо, были иные соображения на этот счёт. Вернувшись в Москву, уже на следующий день Николай попал в аварию. Он чудом остался без единой царапины, но здорово повредил свою дорогую машину, с которой чуть ли не сдувал пылинки. И это было только началом. Через два дня Николай был уволен с работы, а ещё через неделю от него совершенно неожиданно ушла девушка, с которой уже была запланирована свадьба….»
Конец цитаты. С особым остервенением в отношении неимущей. Всё точно по науке.
Уверен, если вдумчивый читатель повспоминает, то сможет обнаружить массу таких примеров как в своей жизни, так и в жизни своих близких или знакомых. Другой момент, что не всегда бумеранг возвращается так быстро. Некоторые поступки отрабатываются через годы, а у особо одарённых – через десятилетия. Поэтому маги и занимаются перепросмотром…

। यथा, नन्दीश्वरः कुमारः, मनुष्य–परिणामं हित्वा, देवत्वेन परिणतः। तथा नहुषः अपि देवानाम् इन्द्रः, स्वकं परिणामं हित्वा, तिर्यक्त्वेन परिणतः इति।

Как यथा, юноша कुमारः Нандӣш́вара नन्दीश्वरः, избегнув हित्वा окончания человеческой формы मनुष्य–परिणामं, обернулся परिणतः небожителем देवत्वेन, так तथा и अपि Нахуша नहुषः, правитель इन्द्रः небожителей देवानाम्, избегнув हित्वा своего स्वकं окончания परिणामं, обернулся परिणतः животным तिर्यक्त्वेन इति।

Например, юноша Нандӣш́вара, избегнув окончания человеческой формы, обернулся небожителем. Так же и Нахуша, правитель небожителей, избегнув своей кончины, обернулся животным.

РН В этом месте у меня складывается стойкое впечатление, что комментарий написан по мотивам осмыслений народного фольклора.
Про Нандӣш́вару найти не удалось. А история Нахуши изложена, например, в Махāбхарате. Это подвижник, который за счёт своих подвигов был вознесён на небеса и назначен царём небожителей. Там он со временем взрастил гордыньку и дошёл до того, что заставлял придворных мудрецов таскать вместо носильщиков его паланкин. А однажды, небрежно болтая ногой во время такой прогулки, он наступил на голову пребывавшего в созерцании мудреца Агастьи. Тот, даром что избавился сто раз от всех обременений-клеш́, за словом в карман не полез и, недолго думая, плюнул в Нахушу проклятием. В итоге тот с помпой был сброшен вниз, где стал пресмыкающимся. С которым позже «довольно мило» общался Юдхишт̣хира.

। तत्र नारकाणां नास्ति दृष्ट–जन्म–वेदनीयः कर्म–आशयः।

При этом तत्र у жителей адов नारकाणां нет नास्ति поля заслуг कर्म–आशयः, пригодного для изведывания в обозримом рождении दृष्ट–जन्म–वेदनीयः।

При этом у жителей адов нет поля заслуг, пригодного для изведывания в обозримом рождении.

РН Иногда бывают случаи, что души приходят сюда, но не успевают даже дожить до сознательного возраста, когда появляется собственно возможность совершать осознанный моральный выбор, т.е. поляризовываться. Это означает, что они отрабатывают программу адских мучений, изживают таким образом какую-то серьёзную порцию грехов.

क्षीण–क्लेशानाम् अपि नास्ति अदृष्ट–जन्म–वेदनीयः कर्म–आशयः॥ इति॥

У тех же, чьи шоры устранены क्षीण–क्लेशानाम् нет नास्ति даже अपि поля заслуг कर्म–आशयः, пригодного для изведывания в необозримом рождении अदृष्ट–जन्म–वेदनीयः (конец отрывка) इति॥

У тех же, чьи шоры устранены, нет и поля заслуг, пригодного для изведывания в необозримом рождении.

РН Вот ответ на вопрос, почему у отрешенных карма не-чёрная-не-белая (тезис 4:7) – просто им её складывать некуда.

Дайте угадаю: вы не верите в написанное. Я скажу больше, тут даже вашей вины особо нет. Мы реально докатились до уровня пресмыкающихся, когда у нас на уровне матрицы всего человечества идея морали уже сгинула. Мы так ловко залечили себя насчёт греха как богословских баек, призванного запугивать дремучих дураков, мы так умело нашли себе индульгенцию в том непомерном разврате в который занырнули на задержке дыхания, мы так хитро назначаем направо и налево ответственных за наши собственные беды…
Хуже всего, что я сам в это не верил. Вот представьте ситуацию: живет человек, немного видящий. «Немного», потому что а) не развивает, б) не хочет видеть то, что видит. И несмотря на это, его человеческая сторона год за годом шепчет ему на ухо: «Димыч, да тебе просто всё это мерещится! Выкинь из головы, живи как все!» Ситуацию усугубляло то, что я реально вёлся на этот шёпот и пытался «жить как все». Особенно если этот шёпот шёл от близких людей.
Я поэтому и перевести это место никак не мог, потому что нечто или некто во мне постоянно уводил из-под луча внимания само явление, о котором шла речь.
Ну, что же, у судьбы на такие случаи есть тяжёлая артиллерия. Под названием полярная лисица. Проведя массированный арт-обстрел укреплений моих шор, были нанесен ощутимый урон врагу. В завесах образовались мощные прорехи, через которые… В общем, дело пошло. Точнее даже, побежало вприпрыжку. Теперь уже я не справляюсь со скоростью, с которой нужно умудряться обрабатывать приходящие пакеты. И это даже не пакеты, которые висят и ждут своего часа. Это реальные потоки, хлынувшие в продырявленные шоры. Такая вот мыльная опера.
А теперь я предлагаю сделать простенькую мыслительную операцию. Первое – мы представляем себя с накинутыми поверх пятью покровами разной плотности. Второе – мы понимаем, что в таком состоянии мы не можем видеть ничего, кроме… Правильно, порождений своего воспалённого ума. Тогда происходит следующее: всё то, с чем мы обращаемся к мнимому миру, оказывается тем, с чем мы обращаемся к самому себе. Иначе говоря, шоры работают магическим пологом, отзеркаливающим все наши намерения обратно.
И тогда такой механизм легко объясняет всю мораль духовных подвижников, да ту же йаму-нийаму Патан̃жали.
Элементарная концепция рая: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Добавление: ибо под вуалями-шорами нет никаких «других».
Знаете, вот это понимание реально стоит нескольких десятков лет поиска в режиме сбившегося с ног терьера, никак не могущего найти нору с белым кроликом. И заложить крюк в пятнадцать лет, чтобы выучить чужой, уже умерший язык. И развалить свою жизнь вхлам, чтобы увидеть, проревевшись, что она, жизнь, этого заслуживала. И на последнем издыхании собирать понуро разбросанные самим же по легкомыслию камни. И много ещё чего стоило этой простой и незатейливой вещи.
Причём, смещение акцентов я произвожу давно и планомерно. Показывая, что все эти рвения в заоблачные выси – полный вздор. Нет никаких высей. Ты сначала человеком стань порядочным. Там глядишь, тебя без всяких рвений в выси пригласят.
Когда меня после долгих лет раздувания щёк начало крыть осознаниями собственной греховности, крыть на субклеточном уровне, когда «последняя молекула в тебе об этом знает», а ты об этом не догадывался… Я вам скажу, это испытание не для слабонервных.
Помню, был у меня разговор с одной женщиной, проходящей тяжелый период испытаний по жизни.
— Каяться, голубушка, надо. Мне это помогает.
— Ну, я каюсь. Признаю, что да, сама тоже не без греха.
— О чём вы, моя хорошая?! Какая «сама тоже»?! Качественное покаяние заканчивается всегда одним и тем же – ощущением себя последним неисправимым грешником на всём белом свете. Там нет никого больше, нет ни малейшего места сравнению себя с другими, нет никаких «тоже». Только ты и твой грех – один на один. И хоть молча плачь, хоть истошно вопи, хоть на стенку прыгай – но он всегда с тобой, грязный как трубочист.
Все люди рождаются одинаковыми – с пятью шорами поверх стакана. Кто-то, чтобы их сдёрнуть, уходит в пустыню на сорок дней голодания. Кто-то сидит годами под деревом Бодхи. Кто-то несёт урон по всем фронтам своей жизни и просит у Господа добавки. Это детали. Но общее то, что для просветления шоры нужно сдёрнуть, износить или как угодно изничтожить. А до тех пор мы слепы. И ведомы такими же слепцами. Впрочем, кого это сильно безпокоит?
Вы видели, как засевается поле заслуг? Я вижу это на протяжении многих лет. Я даже некоторым в моменте озвучивал: «Сейчас своим поведением ты уготавливаешь себе пи**ец в будущем», «Если сейчас не опомнишься, то случится непоправимое». А иногда: «Очень хорошо. Теперь главное – не расплескай!» Нет, никому ни разу не помог. Служители кармы прекрасно знают, что своими подсказками их право взять своё никто посторонний не отменит.
Как-то на одной из работ шеф отвесил мне фразу: «Нет такой должности – Порядочный человек, денег за это не платят». И вот теперь я знаю ответ: у Бога есть такая должность, и он за это платит, не деньгами, но сердечной благодатью. А её вы не купите ни за какие деньги. Кому служите, от того и зарплату получаете…
Ну что же, пожалуй, я сверну свой вынесенный вовне монолог. Задумайтесь вот о чём: как так получается, что вы верите в йогические коврики, дахабы и мастеров киевского розлива, но не способны поверить в существование закона воздаяния, даже если вам на пальцах показали весь механизм с опорой на те самые тексты, на которых эти вышеупомянутые мастера и назначили себя мастерами? Вопрос не риторический. Он назойливо требует ответа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *